пятница, 17 апреля 2009 г.

Особенности национального рейдерства

Следя за событиями вокруг Утришского дельфинария, я вдруг вспомнил, что уже сталкивался с попыткой подобного захвата. И совсем недавно.

Последние три года в рамках проекта по органическому фермерству в Олонецком районе Карелии, я осуществлял там экспертизу разнообразия пастбищ: выезжал на объект, закладывал там геоботанические описания, составлял список видов растений, после чего выносил вердикт, представляет ли данное пастбище интерес с точки зрения биоразнообразия и пригодно ли оно для органического животноводства.

Один из самых привлекательных участков находился у деревни Гошкила, на пригорке над озером. Орхидеи, колокольчики, поповник, гвоздика-травянка, золотистый клевер, а уж пейзаж какой! Со мной ездил председатель Олонецкого сельхозпотребкооператива Борис, который в биологии не очень смыслили, но от участка тоже пришёл в полный восторг. Жалко, задействовать этот участок сразу не удалось.



И вот в прошлом году в Олонецкой районной администрации появляется некая дама. Фамилию не помню точно, но что-то еврейское. Фельдман, возможно. Дама представляется юристом ООО «Переработка» из Петрозаводска, и ищет она земельные участки для «выращивания лекарственных кустарников». Перспективы были нарисованы самые радужные: ООО «Переработка» осыпает район деньгами, создаёт кучу рабочих мест, а от района требуется только дать землю. И не в аренду (они боятся, что их кинут), а в постоянное владение. Вручили даму Борису. Тот повозил её по свободным участкам, показал товар. И тут начались подозрительные вещи. Дама совершенно не проявляла интереса к мелиорированным полям где-нибудь в стороне от наезженных дорог, которые как раз вроде были удобнее всего для сельхозпроизводства, зато активно интересовалась участками в живописных местах, где-нибудь у озера, причём с хорошим подъездом и линией электропередач рядом. За Гошкилу она уцепилась сразу, как клещ.

Обратив на это внимание, уже Борис призадумался, а чего это отбирать участки для выращивания чего-то прислали не агронома, а юриста. На один из сайтов выезжал с ними и я. А что вы за кустарники то такие хотите выращивать? – поинтересовался я у неё. А. не знаю. Это начальство уже знает, я только юрист. Не специалист по кустарникам.
Оки, а почему ваше начальство тут не показывается? А оно в Москве и сильно занято, езжу я, как региональный представитель.
Ну, связаться то как-то с вашим начальством можно? – Нет-нет-нет. Оно очень-очень сильно занято.

«Землей, говоришь, интересуется?» - сказала жена Бориса, выслушав его рассказ о странной выращивальщице лекарственных кустарников. «Ну, не иначе под коттеджи...»

В общем, всё ложится в одну сюжетную канву. Сперва какое-нибудь ООО «Переработка» переводит на себя земли, потом перепродаёт их некоему АО «Застройка» и на счёт «три» там уже стоят коттеджи и машины с московскими номерами, чьи владельцы об ООО «Переработка» и Ольге Фельдман слыхом не слыхивали. Схема абсолютно та же, что с несчастным дельфинарием.

Ну, тут уже СПК «Олонец» встал на дыбы и начал гнуть свою линию. Впрочем, мадам Фельдман не была из особо робких, и погнула свою, выражая искреннее возмущение тем, как бесхозяйственные пейзане не дают поднимать экономику района, лишая его денег и будущего («Поинтересуйтесь, где у них уже есть производства и в каких деньгах купаются районы там,» - посоветовал я Борису, уезжая).

Как-то потерял я потом эту ситуацию из виду. В прошлом октябре Борис писал мне, что у них идёт схватка с рейдерами, осуществляющими нажим на районную администрацию, и просил написать заключение о ценности Гошкилы для пастбищного хозяйства. Тогда подумалось, что деньги мадам Фельдман уже начала вкладывать. Пока в конвертах для властьпридержащих...

Только сейчас про это вспомнил. Написал Борису, спросил, удалось ли отстоять Гошкилу.

1 комментарий: