вторник, 3 ноября 2009 г.

Брненская старина

Продолжаем путешествие по городам и весям Чешской республики. Сегодня рассказа о втором по размеру городе Чехии, столице Южно-Моравского края, почти четырёхсоттысячном Брно. Опять, разгребая фотографии, я убедился, что их как-то многовато. Хотел один пост про Брно сделать, а будет два. Ну что ж, тем, значит, лучше.

Про Брно у нас знают не шибко много. Хотя по статистике, по числу туристов Брно в Чехии уступает только Праге, русских (а они сейчас составляют самую большую диаспору интуристов в Чехии) я тут не видел вообще. Если слышишь русский язык – это, как правило, приезжие с Украины, и, как правило, не туристы. Брно в этом плане уступает не только Праге, но даже Карловым Варам и крохотному Ческому Крумлову. И город этот совсем другой, лишённый туристского лоска и столичности. Практически, нормальный российский областной центр.

Вот туда никто из наших и не едет, в основном, австрияки да итальянцы. Впрочем, чехи относятся к Брно не лучше. Власта, как я уже писал, охарактеризовала Брно, как эдакую деревню. Оказывается, в Чехии это мнение весьма распространено, так что даже попало на страницы бесплатного путеводителя, коим меня снабдили в местном информационном центре. Дескать, последняя большая деревня на пути в Вену (Вена к Брно ближе, чем Прага). Никакого соперничества между Прагой и Брно, как между Москвой и Питером, между Таллинном и Тарту, между Вильнюсом и Каунасом, нет и в помине. Нет никаких потуг на «вторую столицу» или, тем более, «первую в чём-то». Брно – однозначно «гарсон номер два». И мне эта честная скромность не может не импонировать.

Что обидно, в Брно почти не осталось пражской бурной средневековщины. Порушили в процессе масштабной реконструкции. Практически вся застройка центра – это конец XIX, начало XX века. Но, свернув с многоэтажной Масариковой улицы, можно увидеть в переулках, например, старинную Капуцинскую крипту.

Или башню старой ратуши XV века с верхушкой явно эпохи Возрождения.

И тут же вам расскажут старинную легенду про то, как зодчий мастер Пилграм, возводивший эту башню, узнав о том, что ему задерживают оплату труда, искривил центральную башенку над воротами ратуши. Вот она, эта кривая башенка.

А в проёме ворот висит чучело крокодила. Впрочем, местные настаивают на том, что это был дракон, который терроризировал жителей древнего Брна. Победил дракона хитрый сапожник, который накормил его острой пищей, и тот пил и пил из реки Свратки, пока не лопнул. Забавно, в копейку такую же легенду я слышал в Кракове. Только вот крокодила там подвесить не додумались.

Рядом с крокодилом-драконом в ратушной подворотне висит огромное деревянное колесо (его ободок виден с краю, а самого колеса я сфотографировать не догадался). По преданию, в 1638 году колесник Йиржи Бирк из Леднице на спор сделал за день и пригнал в Брно 24 таких колеса. Теперь колесо и крокодил являются символами Брна.

В западной стене ратуши есть ещё любопытная штука, которую я сфоткал, но фотографию решил не вывешивать. Там над улицей на высоте метров четырёх на гладкой стене виден рельеф в виде пухлого человеческого лица. Оказывается, в эпоху «Божьих воинов» один из членов городского совета за мзду пытался открыть ворота гуситам. Соратники по городской власти приказали замуровать его в стенку: посмотри-ка на город, который хотел сдать, гад. Вот и смотрит, уже почти шестьсот лет…

Ещё один символ города, даже попавший на монету в 10 чешских крон, это собор Петра и Павла на холме Пéтров (с ударением на первый слог, как и должно быть в чешском языке).

Как и положено готическому собору, строили его несколько сотен лет на месте Брненского града ( в путеводители написано «кремля», хотя сейчас мода называть свои грады кремлями в Чехии прошла). Отдельные его части были заложены где-то в XIII-XIV веках, но нынешний облик он приобрел чуть больше ста лет назад.

Что ещё осталось от средневековья, так это домовые знаки. Причём средневековых домов уже нет, а знаки остались. Вот этот дом на Масариковой улице, ей богу, называется как-нибудь типа «У красного рака».

А вот этот знак заслуживает особого внимания. Здесь был знаменитый трактир «У тжи когоуту» («У трёх петухов»). Трактир снесли в конце XIX века (почему-то именно он удостоился чести быть снесённым первым во всем реконструируемом центре), но домовый знак оставили в виде жизнерадостной скульптуры на крыше.

Между старой ратушей и Петровым расположен так называемый «Зельни трг» ака Капустный рынок. Рынок тут находится по сей день, и говорят, каждый лоток на нём имеет своё имя со средних веков.

Брненский замок Шпилберк смотрит на город с холма несколько к северу от Петрова. Знаменит тем, что это был единственный замок, не взятый шведами во время тридцатилетней войны (напомню, что именно тогда порушили зловещие Троски). Позднее в казематах замка была знаменитая тюрьма, использовавшаяся в качестве таковой ещё при нацистах. Именно здесь в подвалах томился барон Тренк, именем которого называется плотное брненское пиво.

Ну, уж коли речь зашла о пиве, вот это здание пивоварни Старобрно. Тут варят и разливают по бутылкам то самое пиво, которое я потом откупориваю и пью в Петрозаводске. «Старобрно» сейчас у меня один из наиболее излюбленных сортов, наряду с крумловским «Эггенбергом».

А вот здание церкви Вознесения Девы Марии в Брно. Где-то тут стоял монастырь, в саду которого разводил свой горох Грегор Мендель, по сути, самый известный изо всех жителей Брна.

Главная площадь Брна носит название площади свободы. Для меня она примечательна тем, что так и не найдя в городских кабаках вай-фая, я в итоге обрёл его на лавочке напротив макдональдса на этой площади.

Хотя я и жалею, что не снял панораму площади, но тут все строения тоже сравнительно новые. Последним нет и двадцати лет. Со средних веков же дошёл вот это моровой столб, который должен иметься на главной площади любого уважающего себя чешского города.

Вершина морового столба крупным планом.

А вот это модерновый фонтан на площади у «Черногорского склепа», где я пил черничное пиво. Сам фонтан находится в центре некой круглой структуры, напоминающей граммофонную пластинку. По круг написаны стихи, кои я не смог не только понять, но и просто прочесть.

А вот что символизируют эти три камня, я так и не узнал. Может, узнаю в следующий раз.

От площади на север уходит Рашнова улица, на которой видна ещё один старый храм, собор Святого Якуба.

Святого Якуба, как и старую ратушу, строил всё тот же шутник эпохи Возрождения, мастер Пилграм. Похулиганил он и тут: после того, как он повздорил с кем-то из создателей собора Святых Петра и Павла ( то ли просто конкуренция, а то ли городской магистрат ему не дал подряда на его строительство), Пилграм украсил одно из окон храма барельефом в виде ангелочка, который показывает в направление Петрова свой голый зад.

Вот такой город, это Брно. Своё странное название он, якобы, получил от «брени», грязи, которой хватало в болотистых низинах на слиянии Свратки и Свитавы, двух речек, на которых и расположился сей населённый пункт. Хотя мне всё лезут в голову аналогии то с Брянском, то с Бронницами.

ЗЫ: Надо сказать, в городе неплохо подготовились к моему приезду: вот такую растяжку я увидел прямо у «Главнего надражи» (Центрального вокзала).

Правда, там несколько ошиблись, написали «Папеж» вместо «Папонт», да и дату поставили немного не ту (я туда приехал 7 сентября, а не 27). И при чём тут какой-то Бенедикт XVI? Я не понял. Но всё равно приятно. :)

2 комментария:

  1. Про камни действительно интересно, зачем они на площади?

    ОтветитьУдалить
  2. Влез в путеводитель - вроде, нету тех камней на площади. Неужели строительный мусор? :О)

    ОтветитьУдалить