понедельник, 16 ноября 2009 г.

Пещера Пунквы и мачехина пропасть

Пункевна или Пунквинская пещера, по сути, является лишь частью большой системы Аматерских пещер, куда, кроме неё, входит и Слоупско-Шошувская пещера, и ещё ряд менее известных пещер. Общая протяжённость ходов это системы составляет около 20 километров. А объединяет их водоток реки Пунквы, поверхностную часть которой я показывал в предыдущем репортаже. Там же я показывал оборудованную «проходную», через которую уходят в пещеру организованные группы. Билет можно купить в Скальнем Млине, но мой опыт показал, что лучше это сделать на месте. Разрешение на фотосъёмку в Млине всё равно не продают, время выхода указано на билете, а перед выходом группы в кассе не было никого. В результате я предпочёл выйти со следующей группой (благо дело, летом они выходят каждые 20 минут), для чего кассирша переписала мне на билете шариковой ручкой время выхода.

Надо сказать, что в пещере круглый год довольно прохладно. На проходной висит такой датчик, показывающий (сверху вниз) температуру на улице (а в ущелье тоже довольно холодно – с утра на термометре было тоже градусов девять),  температуру в пещере, температуру на дне Мацохи, температуру воды в реке Пунква и влажность воздуха в пещере. Как мы видим, она близка к ста процентам. С учётом всех показателей надеть куртку крайне желательно.

Наконец, идём с небольшой задержкой: перед нами выходит внеочередная группа китайцев с китаеязычным гидом. Не знаю, проверил ли бы кто-нибудь у меня наклейку на фотоаппарате, знаменующую, что я уплатил 30 крон за право снимать красоты подземного мира. Жалею, что не сохранил наклейку с Конепрус – Пунквинская и Катежинская наклейки на моей камере до сих пор. А так бы было три разноцветных.

Первый снимок – вот такой знак, ей богу, с социалистических времён. На нём призывают в пещере не курить, и ничего, по возможности, руками не трогать.

Передний зал.

Насколько помню, на снимке – Сальмов столб, самый большой сталагмит в Чехии.

Дальше дорога идёт вверх через так называемый Первый сифон. Взгляд выцепляет таблички, показывающие уровень, до которого поднималась Пунква в иные годы. Впечатляет. Жалко передать на фотке это впечатление не так легко.

Рейхенбахов или Задний зал.

Сталагмиты иногда имеют весьма необычную форму. Вот эти, например, с уплощённой вершинкой.

А вот эта система сталактита со сталагмитом живо напомнила мне «Вечную надежду» из Конепрус. Но тут в названии никакой романтики. Сталактит – «Игла», сталагмит – «Под иглой».

Собственно, сталактитами натёчные образования в пещерах не ограничиваются. Вот это так называемые натёчные занавесы. Очень живописно.

А вот это натёчное образование носит название «Ангел». И впрямь похоже на засунувшую голову куда-то вверх фигуру в белой хламиде и с двумя крыльями.

Путь входит в узкий, явно прорубленный искусственно, туннель. И вот впереди в проходе брезжит дневной свет… Выходим наружу.

Прямо скажу, передать открывающуюся картину фотоснимками довольно трудно. Ты выходишь на площадку где-то почти на дне огромного изумрудно-зелёного провала, освещённого мягким рассеянным светом. Вот здесь более-менее видно общий вид, но фотография не передаёт масштабности.

А вот здесь видно масштаб, но не видна пропасть целиком. Это она, Мáцоха (с ударением на первый слог). Обратите внимание на табличку на противоположной стене чуть выше площадки.

Чуть ниже нас, на дне пропасти есть пара небольших озерков. Они также соединяются с Пунквой подземными туннелями. Так вот вышеупомянутая табличка показывает уровень воды в реке в 1997 году.

Где-то высоко над нами светит солнце. Через репродукторы играет зловещая музыка. Экскурсоводша, в тон гулкому эхо, объясняет, что сверху оборудованы два смотровых мостика. Верхнего мостика отсюда, со дна, не видно. А вот это нижний, на высоте около 65 метров.

Иногда Мацоху в русскоязычных источниках называют «Мачехой». По сути это верно, но собственно, мачеха по-чешски – «мацеха». «Мáцоха» - несколько искажённый вариант, придающий названию местечковый колорит. И с этим названием связана местная легенда, которую и рассказывают под музыку из репродукторов.

Когда-то давным-давно жил в соседнем селе Вилемовицы молодой вдовец. Жена, умерев, оставила ему сына Яничка. Вскоре отец женился повторно. Не то чтобы новая жена, как положено мачехам из сказок, возненавидела ребёнка сразу, но дело в том, что вскоре у неё тоже родился сын, который, в отличие от Яничка, оказался слабым и больным. Бедной женщине это действовало на нервы. Обратилась к знахарке, та посоветовала собрать некую травку, растущую возле пропасти в лесу. Но когда мачеха пошла в лес, на пути ей встретился некий чёрный углекоп, вероятно, какой-то злой дух, который выспросив женщину об её невзгодах, объяснил, что травка тут не поможет. Просто чем здоровее и крепче её пасынок, тем будет слабее и больнее её родной сын. После этого у бедной женщины и родился преступный план извести своего пасынка. В следующий раз забрала она Яничка с собой в лес, и подведя его к краю пропасти, велела нарвать травы на самом краю, а когда мальчик наклонился, столкнула его вниз.

Увы, её ждал жестокий облом. Яничек не погиб. Он зацепился за корень дерева, и его вытащили дровосеки. А поскольку он таким образом фактически родился второй раз, то бедная мачеха, придя домой, нашла своего сына мёртвым. Несчастная сошла с ума, и, взяв на руки мёртвого сына, бросилась в ту же пропасть. Вот такая «Легенда озера Иссык-Куль». Не бросайте в пропасть молодых мачех.

Снять Мацоху сверху оказывается ничуть не легче, чем снизу. Как ни верти камеру, а влезает всего кусок, который, к тому же, очень контрастен по условиям освещений. Вот это снято с верхнего мостика. Дно пропасти с него, и вправду, не видно.

А вот это нижний мостик. Несколькими кадрами выше, я смотрел на него снизу. А это его вид сверху.

С нижнего мостика.

И вот площадку глубоко внизу выходят человечки. Доносится гулкая и глухая музыка из репродукторов. Машу рукой. Некоторые из фигурок машут в ответ. Крайний слева, ей богу, фотографирует. Забавно, с час назад я там тоже стоял.

Ну а потом мы ушли вниз по лестнице к подземной реке. К сожалению, во время водной экскурсии снимать из соображений безопасности запрещено. Скорее всего, из за того, что туннель довольно низок (иногда приходится нагибаться), к тому же Пунква ещё и поднимается в дождливые сезоны, так что зазевавшемуся фотографу не так трудно слететь в воду. А вытащить его не так просто. Кстати, глубина Пунквы в пещере (не считая пропастей в метров 50) – около девяти метров. Вот тебе и речка-переплюйка, которая течет поверху.

В результате остались только несколько снимков с выходом Пунквы, знаменующим собой окончание полуторачасовой экскурсии, да вот это кадр с отплытием китайцев перед нами. Тут, по крайней мере, видно масштабы туннеля.

По пути есть ещё одна высадка, в зал, который раньше назывался Сказочным, а теперь называется «Масариковым» по имени первого президента Чехии. Собственно, идолизуют его в нынешней Чехии побольше, чем у нас во времена тоталитаризьма – Владимира Ильича. Впрочем, об этом в другой раз. А пока последние снимки из пунквинской пещеры перед тем как сесть в лодку и уплыть вперёд, туда, где светит солнце из под скалы вытекает речка Пунква, текущая по долине к Скальнему Млину.




ЗЫ: Нашёл в ЖЖ сходный с моим репортаж. Забавно, многое похоже.

4 комментария: