- Иной мадьяр не виноват в том, что он мадьяр. (C) Я. Гашек. "Бравый солдат Швейк"
Ну а теперь об иной Восточной Европе. Венгрия, в отличие от Чехии, уже имеет иную специфику. Собственно, выделялась она в советском блоке ещё в социалистические времена. У меня сослуживец в армии пообщался с венграми, и тёплых чувств к ним не питал: «У, это те ещё фашисты. Это не румыны, которые, когда немцы отступали, просто поворачивались на сто восемьдесят градусов и начинали стрелять по вчерашним союзникам. Эти до последнего патрона держались». Глядя на современную Венгрию, я охотно в это верю. В конце 80-х там обошлось без бархатных революций – к капитализму Венгрия была уже вполне готова. Правящая Венгерская Социалистическая Рабочая Партия отреклась от проклятого сталинизма, выбросила из названия слово «рабочая» и декларировала переход на социал-демократическую платформу. На деле же это стала вполне праволиберальная партия, успешно проведшая приватизацию и приведшая Венгрию в НАТО и ЕС. Дело дошло до того, что против некоторых их мер (вроде введения платного образования и закрытия бюджетной медицины) протестовали номинальные правые из партии ФИДЕС, на чём успешно набрали себе политический капитал. Но зато довольно влиятельной силой и парламентской партией они остаются до сих пор. Несмотря на все свои косяки. А косяков хватало. Помню, читал, что «особый курс» Яноша Кадара и ограниченно разрешённая частная собственность, де, в советские времена привели к тому, что Венгрия была одной из самых развитых государств в Восточной Европе. Что произошло после снятия ограничений – догадаться нетрудно. Ни одного известного венгерского предприятия не уцелело. Как написано в википедии, например, про «Икарус», «Ikarus — некогда крупнейшая в Европе, а ныне небольшая частная автобусостроительная компания». Значительную часть советского рынка венгры потеряли. На рынке же западном они со своими кубиками Рубика и овощными консервами были не особо нужны. Тем не менее, народ был доволен и никакой ностальгии по социалистическим временам, в отличие от чехов и восточных немцев не испытывал. Почему? Мне видится, что тут корень в венгерском национальном характере. Венгры, как и поляки, народ аристократический. Вкалывать они не очень любят, зато ценят красивую жизнь: дорогие вещи, хорошую выпивку, праздники. Как у них обстоит дело с работой – я своими глазами видел на примере контролёров в общественном транспорте. Такого количества контролёров, как в Будапеште, я не видел нигде. Они стояли стаями на каждой станции, прямо на входах. При этом билет у меня ни разу не проверяли. На пересадке же с метро на HEV на станции Баттяни тер я их даже не заметил. Потом допёрло посмотреть в район урны. И точно, там стоят люди в синей униформе. Курят. И именно там я их видел каждый раз, проезжая через Баттяни тер. Дураки что ли, работать за такую зарплату.
Но позвольте, ведь, как известно, при капитализме бездельники не выживают! Это при совке всех уравнивали. Как же в Венгрии то? А как и везде в капстранах. Дело только в том, что реальный капитализм отличается от лубочных агиток демократов времён перестройки. И чтобы это понять, надо было почитать «Четвёртый позвонок» Ларни:
- Ну, Джерри, милый! Неужели ты до сих пор ничему не научился? Деньги не нужны, если ты можешь купить в кредит.
Собственно, так вся Венгрия и провела эти двадцать лет. В кредит брало государство, в кредит набирали его граждане. На это покупалось и обставлялось комфортное жильё, дорогие автомобили и техника хай-энд. Разумеется, в «тоталитарные» времена простой венгр такого себе позволить не мог. Вот тут сошлюсь на Габора. О политике я с ним не разговаривал, но всё равно услышал много чего интересного. Сам Габор брал пять лет назад кредит на улучшение жилищных условий.
-Ха, говорю: смотрю, у вас в Венгрии кредитование весьма распространено.
«Да я то что», - отмахнулся Габор: «Мы всё удачно выплатили, пока курс форинта просел в 2006. Зато у меня был сосед сверху, реально отвратительная личность. Официантом в кабаке работал. Вечно у него какие-то пьянки с песнями и плясками в два часа ночи, старшие дети совершенно хамские. Так у него в кредит было куплено всё. Квартира, мебель, машина, телевизор… Так ему пришлось квартиру продавать и куда-то уезжать. В тот день мы с женой купили бутылку шампанского и распили её по случаю».
Как видно, сосед Габора был тот самый венгерский аристократ, не привыкший отказывать себе ни в чём, архетип которого я для себя уже вывел. Вобщем, в 2006 году, ещё до кризиса в Венгрии был грандиозный скандал, когда в прессу просочилась информация даже не о том, что правительство социалистов во главе в Ференцем Дюрчанем подделывали для ЕС экономическую статистику, а просто чистые признания в том, что они это всегда знали. Венгры по обыкновению начали переворачивать машины, закидывать памятники краской и осквернять могилы – типа ремейк 1956 года. Обгадились соцаны венгерские крупно. И это ещё кризиса не было. В кризис, вроде, всё было тихо. Но тот же Габор сам не думает, что всё хорошо. «У нас в 90-е годы сложилась изрядная колония китайцев. Как правило, приезжали, основывали прачечную или ресторанчик, накапливали барыш и уезжали куда-нибудь в более сытые страны. А последние лет пять их численность постоянно падает».
-Что, новые из Китая не едут?
«Не едут. Видимо, чуют, что здесь лучше не начинать. Или другой пример. Перед выездом пошёл я в турагентство страховку медицинскую оформить. Так вот два турагентства на центральной улице в Дебрецене закрылись. Народ ездить стал меньше».
Ну, коктейль Молотова пока не швыряют, и то ладно. Но выборы были уже показательны. Если в 2006 году ВСП взяла 45% голосов, то в 2010 – уже всего 19%. А вот праволиберальная ФИДЕС, союзник чешской ХДС, которая в парламент в этом году вообще не прошла, взяла почти 53% голосов. Показатель вполне в духе «Единой России». Коммунисты? А, да, в Венгрии есть аж две компартии. Более крупная – Венгерская коммунистическая рабочая партия отпочковалась от ВСРП когда та меняла идеологию и название. Вторая – Венгерская рабочая партия 2006 отпочковалась уже от ВКРП. Первая никогда не брала больше 4% голосов, а в этом году взяла 0,11%. Вторая вообще являет собой политического микроба. Единственная левая партия в нынешнем венгерском парламенте – зелёная Lehet Más a Politika с примерно 7% голосов. Не любят в Венгрии левых. Правые уже сформировали своё правительство и даже засветились с решением о приравнивании коммунизма к холокосту. Диктуют свои законы.
Но это ещё не всё. Праволибералы – праволибералами, но есть в Венгрии и протестный электорат. И в этом году он проголосовал за партию со смешным названием «Йоббик». Полное название - Jobbik Magyarországért Mozgalom, то есть движение за лучшую Венгрию. Ну или «Правую». Именно «лучшая/правая» и переводится на венгерский, как jobbik. И набрала эта партия с непотребным названием ажно 16% голосов. Всего на 3% меньше обгадившихся псведолевых. «Йоббики», конечно, отрицают свою фашистскую сущность. Однако все их агрессивно-традиционалистские лозунги взяты из «Доктрины фашизма» Муссолини. Ох, забыли в наше время эту книжку. Не проходят её в школах с разбором на цитаты. В результате куча фашистов так и не знают, что они – фашисты. Даже не в том дело, что эта партия активно использует нилашистскую символику типа полосатых красно-белых платков цвета «Знамён Арпада». Хотя ребятки в полувоенном обмундировании – это уже диагностический признак.
Ехал, помню, в метро в Будапеште. В вагон зашёл парень с короткой стрижкой в военных штанах, ботинках с толстой подошвой и агрессивной футболкой с окровавленным орлом (фаши вообще любят изображения орлов). Первые несколько секунд он вызывал у меня отвращение. Но что-то в нём было не так. Только через несколько секунд я понял. У него нет одной руки! Вместо левой руки была культя. И тут моё отвращение сменилось какой-то жалостью. Ведь он же ущербный! Да и нации, где начинает процветать фашизм, тоже не от хорошей жизни к этой дешёвой мобилизационной идеологии обращаются! Расцвет фашизма в 30-е годы был обусловлен во многом подавлением революционного всплеска начала века. Вот и сейчас он пышно разрастается на обломках социалистической системы. Фашистские партии сейчас активны по всей Восточной Европе, кроме всё тех же Чехии и бывшей ГДР. Основным врагом для них является не столько коммунизм, сколько западный капитал. Вот и «Йоббик» представляется чуть ли не другом России. Во всяком случае, либеральная пресса постоянно намекает на некие связи венгерских правых с Путиным. Типа и Габор Вона (глава списка «Йоббика») в Москву ездил аж два раза (интересно, какие выводы можно сделать по частоте поездок нашей правой оппозиции в Нью-Йорк и Лондон?) Впрочем, не удивлюсь и этим слухам. Путин ради денег хоть с чёртом будет сотрудничать. Такой его «друг», как Берлускони – это уже диагноз.
Ну ладно, вернёмся к венграм. А они ведь до сих пор переживают ещё последствия 1920 года. Описанный мной бритоголовый потерял руку. А Венгрия потеряла 2/3 своей территории и несколько миллионов сограждан. Вот наклейка на автомобиле, которую я снял в Сентендре. Незнакомый контур? А это Транслейтания. Кроме собственно Венгрии, включавшая ещё и Хорватию. Да и сама Венгрия включала ещё Трансильванию, Бургенланд, Словакию, Закарпатье и Воеводину.
Конечно, границы им перекроить пока никто не даёт, но вот правые уже собираются выдавать свои венгерские паспорта этническим венграм в соседних странах. Неспроста «Йоббик» поддерживал Россию в августе 2008 года. И тут уже любопытно посмотреть на дело с другой стороны венгеро-словацкой границы. Но Словакия – это совсем другая история, и я расскажу её как-нибудь в другой раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий