среда, 28 июля 2010 г.

Политические ландшафты Центральной Европы. Словакия.

И всё-таки они разные, чехи и словаки. И этому явно есть историческое объяснение, только вот какая тут история важнее, последние 20 лет или века до образования единого чехословацкого государства, я не уверен. Мне и самому интересно. Если знаете – напишите. Чехи – народ весьма прагматичный, с критичным мышлением и технократическим подходом. Никакого снобизма у них и близко нет. Словаки – дело иное. В чём-то они больше похоже на русских, и, увы, не в лучших наших чертах. Про волокиту, с которой я столкнулся в словацком консульстве, я уже писал. Чтобы не зацикливаться на рассмотрении национальной спеси, у словак выраженной в гораздо большей мере, чем у чехов, приведу только одно высказывание профессора Муцины. После осмотра помпезного мемориала Штефаника, идя назад к автобусы, кто-то из наших его спросил, что он думает о разделе Чехословакии. Профессор охарактеризовал этот процесс одним английским словом disaster. И добавил: «На самом деле, чехам очень нужно, чтобы рядом с ними был кто-то, более культурный, чем они». Конечно, надо учитывать личность самого Муцины (позёр тот ещё), но я нахожу это высказывание вполне симптоматичным. Обратите внимание: в экономическом плане это Чехия тащила Словакию. Типа чехи – страна пролетарий. А Словакия – страна аристократ. Ну, для страны, находящейся между Польшей и Венгрией, это неудивительно. Вокруг и так сплошные аристократы духа. И уж как было этого не набраться, когда Словакия до первой мировой находилась под властью венгерской короны. Та же Братислава носила имя «Пожонь», а городок Смоленце, где я провёл пять дней назывался «Сомолонь».

Но хотя они и разные с чехами, не было у них никакого резона разделяться. В отличие от Югославии или СССР разделение тут прошло как-то медленно и неохотно, оформившись только к 1994 году. При этом культурное пространство во многом остаётся всё равно общим. В отличие от пространства политического.

Как бы то ни было, разделились. При первом лидере, Владимире Мечьяре, Словакия являла собой удивительный пример единственного русофильского режима в Восточной Европе. Запустили словацкого космонавта на борт станции «Мир», простили России государственные долги, а на закуску, когда Запад начал обвинять Словакию в недемократичности и пригрозил не пускать в НАТО и ЕС, даже провёл референдум, на котором словаки высказались вообще против НАТО. Однако ж не продержался Мечьяр долго. Ко власти пришёл режим национал-демократов  Микулаша Дзуринды, который наплевав на оные референдумы, благополучно притпщил Словакию в НАТО, а потом и в ЕС. Безо всякого референдума. Как мы знаем, в демократических странах народ решает всё, а если он решает неправильно, то есть кому об этом позаботиться. Вобщем, Дзуринда сделал своё дело, Дзуринда смог уйти. На его место в политической карусели пришли социал-демократы из партии SMER (что по-словацки, да и по чешски, обозначает «курс»).  Правда, оттенок у этих социал-демократов был несколько националистический. Оно, конечно, понятно. Станешь тут националистом, когда веками сидел под кем-то, да и в своей стране между венграми и цыганами находишься. Въезжая в Братиславу увидел на стенах красочные предвыборные постеры, судя по всему, какой-то националистической партии: «Пожонь? Нет, Братислава!» Однако ещё больше мне понравился вот этот постер той же партии:

Надпись переводится так: «Чтобы из соседа не получился враг, голосуй за номер 10» Как уж они собрались это предотвратить – понятия не имею. Но этот плакат – реакция на решение новоизбранных венгерских властей давать гражданство этническим венграм в соседних странах, в том числе и в Словакии. А форма молодчиков  на картинке напоминает форму военизированного крыла того самого националистического «Йоббика», который я  упоминал, рассказывая о Венгрии. В Словакии венгерское меньшинство составляет почти 10% населения. Это больше, чем в любой другой стране, кроме самой Венгрии. Кстати, любопытная деталь: согласно Википедии, Венгры в Словакии составляют 9,7% населения. Но венгерский язык считают родным уже 10,7%. Как это так вышло, я понятия не имею. Обычно наоборот, значительная часть национального меньшинства считает родным языком язык большинства.  Расселено это меньшинство, в основном, на юге, вдоль Словацко-Венгерской границы, причём в двух стратегически важных придунайских районах оно составляет подавляющее большинство. Словаков, понятно, наличие региона компактного проживания венгров в стране совсем не радует. А тут ещё выясняется, что скоро в долине Дуная будут в ходу венгерские паспорта…

Вот на таком фоне и шли словаки на июньские выборы. Пока я там, весь город  был увешан политической рекламой. Мне особенно понравился вот этот наглый плакат праволиберального движения «Свобода и солидарность».

Смысл надписи понять нетрудно. Будущее поколение выбирает «SaS». Так и хотелось приписать внизу «Вот так и рождаются дети-уроды».

Судя по этим шарикам, оптимизм, возлагавшийся в стране на вступление в ЕС, несколько подсдулся.

Итоги я узнал уже дома. Соцаны из SMER не пошли стопами чешских коллег и упрочили своё положение аж до 35% голосов. Однако ж, своего правительства, как и в Чехии, им сформировать не удастся. На втором месте  с 15% голосов Словацкий демократический и христианский союз — Демократическая партия Дзуринды. Надо сказать, в отличие от атеистичных чехов, Словаки в большинстве своём - добрые католики. На третьем месте сперматозоиды из «Свободы и солидарности» (12% голосов). На четвертом – христианские демократы, взявшие 8,5% (напомню, что их чешские коллеги вообще в парламент не попали). Последние две позиции особенно любопытны. Во первых, это блок венгерского меньшинства HID (что с венгерского переводится, как «Мост»). Около 8% голосов. Фиксус в том, что был ещё один венгерский блок, и в сумме венгерские партии набрали уже 12,5%. Как это получается при 9,7% венгерского населения – я лично не очень понимаю. Чудеса, да и только.

Ну и наконец, последняя позиция, с трудом перешагнувшая барьер в 5% - Словацкая национальная партия. Тот самый номер 10, за который призывали голосовать с плакатов усатые нилашисты. Оцените их сайт - там есть много интересного, включая и их предвыборную агитацию. В Чехии партии подобного толка к выборам просто не допускают. Правда, надо сказать, что в 2006 году нацисты держали за 11% голосов и даже входили в правительство. Почти как в нынешней Венгрии. А самый цимес вот в чём. Про венгерский «Йоббик» говорят, что они стоят на пророссийских позициях. А вот эти точно на них стоят. Лидера их партийной фракции зовут Анна Белоусовова. Она словачка. Вдова российского предпринимателя Александра Белоусова. А ещё интересней, что в их фракцию прошлого созыва входил и этнический русский, выходец из СССР. Публицист Сергей Хелемендик. Это его магазин я видел в Братиславе, оказывается. Довольно писучий тип, судя по наличию у него нескольких сайтов на разных языках.

Ну и тут маленькое лирическое замечание о нашей стране. У ЕР никакой выраженной идеологии нет. Она, когда надо, попляшет всем: и коммунякам, и нацистам, и либералам. Своего лобби в Восточной Европе у неё тоже нет. То ли бабки не те, то ли просто не до них. Однако, как-то вот так получается, что на сотрудничество с нами там в основном настроены партии фашистского толка. К чему бы это?

А коммунисты… Что вы, какие коммунисты. 0,83% голосов. Им остаётся своим чешским товарищам только завидовать. А казалось бы, кусок той же самой Чехословакии. Впрочем, разницу можно увидеть даже не выезжая из Чехии, на том же сайте Чехословацкого комсомола. Комсомол то чехословацкий, но его членом, согласно уставу могут быть лица, проживающие на территории Чешской республики. Про Словакию – ни гугу. Там всё запущено. Как, впрочем, и по всей оставшейся Восточной Европе.

6 комментариев:

  1. >Фиксус в том, что был ещё один венгерский блок, и в сумме венгерские партии набрали уже 12,5%. Как это получается при 9,7% венгерского населения – я лично не очень понимаю. Чудеса, да и только.

    Фикус в том, что меньшинство более активно на выборах. Если большинства придет 40 %, а меньшинства придет 90 %, то в зависимости от соотношения большинства и меньшинства может победить и меньшинство.

    ОтветитьУдалить
  2. Логично и правдоподобно, но не единственное объяснение.
    Например, мне почему-то кажется, что HID просто сумел привлечь на свою сторону и некоторую часть голосов словаков. Сама то по себе венгерская партия набрала не так много процентов.
    Кроме того, не даёт покоя тот факт, что лиц с родным венгерским в стране больше, чем официально зарегистрированных венгров. Цыгане? Статистические неточности?

    ОтветитьУдалить
  3. >Кроме того, не даёт покоя тот факт, что лиц с родным венгерским в стране больше, чем официально зарегистрированных венгров. Цыгане? Статистические неточности?

    Ну ты же сам пишешь: «Расселено это меньшинство, в основном, на юге, вдоль Словацко-Венгерской границы, причём в двух стратегически важных придунайских районах оно составляет подавляющее большинство.»
    Так что скорее всего для многих словаков, проживающих в этих районах венгерский стал родным. Тут нужно смотреть статистику по районам, имхо. А так это все спекуляции ;)

    ОтветитьУдалить
  4. >Так что скорее всего для многих словаков, проживающих в этих районах венгерский стал родным.

    Эммм... А тебе известны достоверные примеры подобного рода? Есть у вас, к примеру, районы, где для многих русских родным стал язык коми, потому, что коми составляют в районе большинство?

    ОтветитьУдалить
  5. >Эммм... А тебе известны достоверные примеры подобного рода?
    Если честно, то нет :)

    ОтветитьУдалить
  6. А вить смотрю, у вас в некоторых районах коми составляют больше 90% населения...

    Но в Словакии вообще как-то странно. Ладно, венгры, я сперва подумал, что, может, часть цыган говорит на венгерском. Ни хрена, людей с родным цыганским в Словакии тоже больше, чем цыган. И людей с родным чешским больше, чем чехов. Впрочем, словака, говорящего на чешском представить себе довольно легко. Пока я эти странности могу себе объяснить только тем, что статистика по языкам и по народам из существенно разных годов. Или очень сильно искажена. Больше никаких идей у меня пока нет.

    ОтветитьУдалить