среда, 12 января 2011 г.

Камбоджийское

Хотя речь тут пойдёт не столько о Камбодже. Камбоджа – пока самая бедная страна, которую я посетил. Экзотика, йоптыть. Которую ощущаешь на улице и в отеле. Красные кхмеры, золотой треугольник, мафия.

И страна, начавшая стягивать к себе туристов. Правда, пока туристы оккупируют в основном район Сиемреапа с Ангкором и плавучим рынком на озере Тонлесап. Ну и Пойпет, через который идёт основной туристический трафик. Так что признаюсь честно: я вовсе не видел настоящую Камбоджу, ту, которой так восхищаются люди, её увидевшие. К примеру, однокурсник моей сестры Олег Шумаков, у которого я занимался в кружке экологии, и который прожил в Камбодже несколько лет:

«У меня за эти годы возросла уверенность, что кхмеры доброжелательнее, чем все остальные народы Юго-Восточной Азии. Они никогда не воспринимают тебя как потенциальный источник наживы. Им действительно интересно с тобой общаться, расспрашивать, что-то рассказывать самим».

Ему вторит и Крыштановский, пишущий о контрасте между замкнутыми себе на уме тайцами и общительными открытыми кхмерами. Ну что ж, контраст и вправду заметен. Сразу видно, например, что в Таиланде народ не шибко владеет английским языком. А вот в Камбодже на нём свободно чешут даже семилетние дети. При том, что Камбоджа была французской колонией. И народ действительно очччень общительный. А вкупе с кхмерской бедностью и роением туристов в конкретном районе Камбоджи это даёт не самый приятный результат. Хотя не исключаю, что в остальной Камбодже всё по другому.

Уж что они «не воспринимают тебя как потенциальный источник наживы» - извините, верится с трудом. Наоборот, ты здесь как баран. Кстати говоря, европеец в кхмерском языке так и называется: «баранг». Типа по аналогии с тайским «фарангом». И это баранг, привезший из своей Барангии средства, на которые вся деревня может сытно жить месяцами должен быть правильно острижен. Иначе, зачем он сюда приехал?

Кхмерская общительность в таких условиях превращается в прямую навязчивость. От тайского разводилы можно легко отделаться, просто состроив морду кирпичом, и сделав вид, что его не существует. Кхмер будет тащиться за тобой километрами, разве что не хватаясь за тебя руками. Желаете массаж? А на ночной рынок? А на озеро Тонлесап? А завтра? У вас же есть время завтра? Ну, я сперва провезу вас по малому кругу, а потом могу за отдельную плату – по большому. Бог мой, как же это утомительно!

А воспетые в сотнях отзывов детишки, торгующие всякой дребеденью для туристов? Нет, конечно их жалко, но я, аки полагается цинику, не думаю, что я чем-то виноват в их бедственном (если оно и впрямь бедственное) положении. И уж совсем не горю желанием «дать им умереть с голоду» (*см. притчу про рыбу и удочку). В середине моей поездки по Ангкору мой водила оставил меня у Байона, и сказал, что будет ждать в забегаловке за нумером 16 рядом. Пока я её искал, за мной бегали целые толпы прислуги из других забегаловок. –Простите, девочки, я уже перекуплен другой мафией,- отшучивался я. Наконец, нашёл 16-ю. Мой водила в гамаке дрыхнет (скорей всего забегаловкой владеет кто-то из его родни). Меня усадили за стол. Я мрачно окинул взглядом меню: по местным ценам, конечно дорого. Цены не ниже, чем в Таиланде. Ну, я кагбе знал, что в Ангкоре всё дороже. На улице накрапывает дождь. Заказал себе мяса с баклажанами и рис на семь баксов плюс пиво ещё на три. Пока жду, мой столик тут же окружили детишки, которые начали совать мне всякую дребедень типа браслетиков из бобов. Цены снижались от трёх долларов до одного, а я устало талдычил: Нет, дети, спасибо, извините. Извините, нет, спасибо. Спасибо, извините, нет…

Чёрта с два это возымело эффект. Глупый баранг должен быть острижен, но он никак этого не понимает. И ведь купить у них ничего нельзя, потому что к тебе тут же налетят другие юные стригали. Хотя некоторые, думаю, так ломаются. Тут я уже не выдержал. Сперва я замолк. Детишки галдят и суют мне свой товар. Не подозревают. И тут я рявкнул. Точнее, РЯВКНУЛ. Голос у меня низкий, трубный (как и полагается папонту) и всегда хорошо слышный. Не один раз у меня были неприятности из-за того, что в каких-то ситуациях никого не видели, но слышали именно меня. Но тут мне было нужно именно, чтобы меня, наконец, услышали. Бедные кхмерские детишки. Они сжались в комочки, выпучили свои раскосые глазки и, наконец, притихли. Мне осталось только показать пальцем направление, куда они могут уйти. Почти как в «Шреке». И они покорно поплелись.

Обернувшись, я увидел за соседним столом стайку барангских девиц (возможно, американок). Выражения лиц у них были такие же, как у этих кхмерских детей. Мне осталось только мило улыбнуться и извиняющимся тоном сказать: «Сорри, ит’c иффектив»…

Питался в кхмерском общепите я четыре раза. Цены в меню всякий раз были завышены относительно того, что обещалось в путеводителях. Никакие не 1-3 доллара, чаще 10-15. Ну да ладно, в туристическом месте питаюсь, что поделать. А два раза меня ещё и пытались обсчитать. Слава Б., у меня в привычке всегда в уме подсчитывать чего и на какую сумму я заказал. Посему я оба раз указал официантке на нестыковку. Конечно, оба раза была реакция «Ой!», и оба раза мне выносили потом правильный счёт. Конечно, возможно это и были просто ошибки, но опять таки верится с трудом. Ощущение того, что ты здесь – баран, и ты должен быть острижен, меня в Камбодже не покидало. Не давали.

Часам к четырём дня, когда я налазался по руинам Ангкора и чувствовал полную физическую и эмоциональную опустошённость. Какой, к чёрту большой круг? Я нашёл своего тук-тукщика и велел ехать в гостиницу. Там далее ему уговоренные 15 баксов и ещё два бакса на чай, только бы отвязался. Хрена с два. «Желаете массаж? А на ночной рынок? А на озеро Тонлесап? А завтра?» НЕ ХОЧУ Я НИ НА КАКОЕ ОЗЕРО!!! Тут ещё подвалил какой-то тип в рубашке, который начал уточнять, нуждаюсь ли ещё в услугах тук-тука. Впрочем, возможно, после того, как я подтвердил, что не нуждаюсь, и вошёл в гостиницу, возможно моего водилу били бамбуковыми палками за то, что он не сумел раскрутить клиента на сумму, превышающую сто баксов.

Когда кто-то хочет оскорбить наш сервис, то называет его «ненавязчивым». Блин, идиоты, знали бы, что такое навязчивый сервис. Хотя может, это я такой урод, а все нормальные люди прутся от того, что к ним пристают на каждом шагу и пытаюсь впарить что-то, что им совершенно не нужно.

И проблема эта общая для всех бедных стран, куда ездят туристы. В Индии или Египте, говорят, ещё хуже. Конечно, мне жалко бедных людей, которые просто родились не в том месте и не в то время. Но поощрять подобный лёгкий заработок на «буржуинах» я не собираюсь. Хотя это и не уголовно наказуемой деяние, но ИМХО не шибко более почётное. Может быть потому, что помню подобных детишек, впихивающих открытки за «ван доллар» иностранцам у нас у художественного музея. И более продвинутые варианты, торговавшие в Кижах медалями, комментируемыми словами «Ит’c Эфгеэнистен. Пух-пух!» Лец ми спик фром май харт ин Инглиш. Омерзительно всё это. А вы думали, что капитализм - это только глянцевые каталоги американских универмагов?

Комментариев нет:

Отправить комментарий