суббота, 26 марта 2011 г.

Будапештские мосты

Итак, про Пешт уже немного было, про Буду тоже было, про Дунай было уже давно. Осталось рассказать (и показать) про то, что не относится ни к левому берегу, ни к правому и в той же мере относится к ним обоим. Про то, что связывает Буду и Пешт. Про будапештские мосты. Мостов через Дунай в Будапеште девять штук. Правда, я снял только три, зато самых-самых. А самый среди них – Цепной мост или мост Сечени. Если двигаться по направлению к королевскому дворцу от Баттяни тер (именно так я и шёл во время первой прогулки по Будапешту) или по другому берегу от Парламента, то первым будет именно он. Вот так он выглядел с набережной в пасмурную погоду, когда я выбрался погулять по центру города в день приезда.


Хронологически он был первым постоянным мостом в Будапеште, его открыли в 1849 году.
Примерно тогда же был построен первый постоянный мост через Неву. Надо сказать, мост вышел очень даже красивый.


Ещё одно его название – львиный мост, потому что по бокам на подъездах установлены четыре статуи льва, по две с каждой стороны. С этими львами связана глупая городская легенда, которую я тут воспроизводить не буду. Почитайте википедию, если любопытно.


Следующим на юг является мост Эржебет, названный в честь всё той же императрицы Сисси. Считается, что мост построен в начале XX века. Однако, по нему сразу видно, что это не совсем так. Уж шибко у него модерновые очертания.


Дело в том, что мост, построенный на этом месте в 1903 году, довольно сильно отличался в архитектурном плане. Его старую фотографию я подрезал с венгерской википедии.


Но этот мост взорвали в 1945 году отступавшие войска европейской коалиции. Такая же неприятность произошла и с обоими соседними мостами, но их восстановили за год-два в прежнем виде. А вот мост Эржебет восстановили только к 1964 году. Конструктивное решение сохранилось, но как венгры отказались от столь любимых ими побрякушек – в толк не возьму.


На фоне современной застройки он вот смотрится гармонично.


А это мост Эржебет с левого берега, на фоне горы Геллерт и Цитадели.


Ну и, наконец, третий мост, выходящий к Церкви в скале и купальням Геллерт. Сабадшаг хид или мост свободы. Построен в 1896 году.


Зелёный, металлический и очень богатый на декоративные элементы.


Птички на опорах – уже знакомые нам Турули.


Обратите внимание на погнутый крест на короне. Это не баг, это фича. На короне венгерских королей крест и впрямь погнут. Венгры этой своей самобытной чертой очень гордятся.


А это створ моста с левого берега.


Почему-то именно этот мост мне понравился больше всего. Говорят, по конструкции он здорово смахивает на Староволжский мост в Твери, построенный на несколько лет позже чешским архитектором Машеком. По фоткам, вроде, похоже.

Ну а в качестве довеска – небольшой кусочек от четвёртого моста, моста Маргит, находящегося выше по течению от Цепного. Хронологически он был вторым мостом в Будапеште. С первого взгляда он мало примечателен, однако у него есть интересная черта, которую на снимке, увы, не видно. Этот мост состоит из двух частей, заканчивающихся на острове Маргит и расположенных под углом в 165 градусов друг к другу.


Сейчас мост Маргит реконструируют. Трамваи по нему, как можно видеть, ходят, а вот всё остальное движение закрыто уже несколько лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий