На улице по-прежнему мороз, фотки, по-прежнему разгребать
лень, но тему Рио пора начинать. Поэтому будет опять текст. Попробую выдать
эдакое эссе. И начну с песни.
Каждый год придумываются сотни и тысячи песен. Про одни
почти никто не узнают, и они быстро забываются, другие становятся хитами, пока
их опять-таки не забудут. Какие-то заставляют учить на уроках пения, какие-то
живут веками. Некоторые даже становятся национальными гимнами. А про некоторые
можно сказать, что они великие. Критерий, по которому это определяется,
вычленить трудно. Например, без сомнения великой является битловское Yesterday с легко
запоминающейся приятной мелодией. Говорят, Пол МакКартни услышал эту мелодию во
сне. Как свидетельство любви, на эту песню сочинено рекордное число ремиксов. А
вот второй, сразу за ней, по этому параметру является та песня, которую я имею
в виду. Garota de Ipanema или «Девушка из Ипанемы». Пожалуй, самая выдающаяся
из бразильских песен. Бразилия у нас ассоциируется как правило с чем-то бодрым
и плясательным, с самбами, «Ламбадой» и «Мальчик хочет в Тамбов». Но,
естественно, любой, кто хочет познакомиться с бразильской культурой не
поверхностно, знает и о босанове, родившейся в Рио, как симбиоз блюзов и бразильской
самбы. Мне босанова как-то всегда нравилась, хотя предметно я знал из неё только «Девушку
из Ипанемы».
В первый раз я услышал её по своему любимому «Радио Модерн». Отчаянно косивший под интеллектуала Виктор Янишевский тогда посетовал: «На каких только картах, в каких только атласах не искал я эту Ипанему, но так и не нашёл». Я то, как факультативный бразилец, знал, где её нужно искать. А сейчас даже знаю, где её можно найти. Сейчас, когда в нашем распоряжении гугловские карты и спутниковые снимки, это совсем нетрудно. Рио де Жанейро. Глянем на ту часть, которая вытянулась вдоль побережья Атлантики к востоку от залива Гуанабара. Несколько скальных мысов, разделённые дугами пляжей, так называемая «Зона Сул», самая лакомая часть Рио. В нескольких километрах от Гуанабары видно L-образное озеро, лагуну Родриго де Фрейтас. Если несколько увеличить картинку, можно увидеть, что лагуна соединена с океаном каналом Жардин де Ала. Так вот часть перешейка между лагуной и океаном к востоку от этого канала, то есть большую его часть, и занимает Ипанема.
В первый раз я услышал её по своему любимому «Радио Модерн». Отчаянно косивший под интеллектуала Виктор Янишевский тогда посетовал: «На каких только картах, в каких только атласах не искал я эту Ипанему, но так и не нашёл». Я то, как факультативный бразилец, знал, где её нужно искать. А сейчас даже знаю, где её можно найти. Сейчас, когда в нашем распоряжении гугловские карты и спутниковые снимки, это совсем нетрудно. Рио де Жанейро. Глянем на ту часть, которая вытянулась вдоль побережья Атлантики к востоку от залива Гуанабара. Несколько скальных мысов, разделённые дугами пляжей, так называемая «Зона Сул», самая лакомая часть Рио. В нескольких километрах от Гуанабары видно L-образное озеро, лагуну Родриго де Фрейтас. Если несколько увеличить картинку, можно увидеть, что лагуна соединена с океаном каналом Жардин де Ала. Так вот часть перешейка между лагуной и океаном к востоку от этого канала, то есть большую его часть, и занимает Ипанема.
И попал я сюда абсолютно преднамеренно. Ибо когда выбирал
место для ночёвок, никакие другие варианты меня и не интересовали. Тем паче я
собирался прибыть в Рио на свой день рождения. Я хотел прибыть в город к обеду,
заселиться в хостел, а на закате дня отправиться в расположенное тут кафе «Девушка
из Ипанемы». То самое, бывшее «Велозу», где полвека назад сидели композитор
Антонио Жобин и поэт Винисиус де Мораис, и в которое забегала юная Элоиза
Менезес Паэс Пинто. Та самая Эло Пинейро, которая и стала «Девушкой из Ипанемы».
Увы, не сложилось. В Рио пришлось приехать раньше, и на день
рождения я был вообще в другом городе. А в день моего прибытия было холодно и
пасмурно. Закинув вещи в «Че Лагарто», я побежал искать, где бы перекусить. Иду
большой улицей Висконде де Пиража, и чувствую себя несколько неуютно. Нет, пока
не видно ни бомжей, ни какого-то подозрительного криминала. Просто большая
улица в большом городе. Серое небо, моросит дождь, у людей хмурые лица… да вы
же, вероятно, знаете, что в Бразилии все всегда улыбаются и танцуют самбу? А
тут поток машин, серые дома. На некоторых сеть световые сигналы – дело в том,
что внизу жилых домов располагаются гаражи, и въезд в них идёт прямо через
тротуар. О том, что кто-то будет въезжать-выезжать, эти сигналы и предупреждают.
Нет, это совсем не та Ипанема, где лениво плескалась Атлантика, и под кроной
старого дерева с сигарой сидел Антонио Жобин. Та осталась далеко в веках,
пятьдесят лет назад, когда меня ещё и на свете то не было… Сейчас Ипанема –
деловой центр туристического дорогого города, и кафе тут дорогие, да и набор их
как-то удручает. Макдональдсы и прочие бургерные. Посетовал бы на такие
перемены, да не могу. Ибо именно благодаря глобализации и развитию туристической
инфраструктуры я тут нахожусь.
Однако, впечатление несколько поправилось, когда я свернул с
шумной Висконде де Пиража на улочку, идущую поперёк, от лагуны к Атлантике. Тут
было уже более похоже на Ипанему моей мечты: двухэтажные дома, зелень деревьев
и уют. А уж совсем негатив рассеялся, когда я вышел к океану. Но там было всё
совсем по другому. Просто надо прочувствовать, что такое океан. И вольный
ветер, и живописные скалы на горизонте… Всё это вызывало сильное изумление и
захватывало дух. Так, что даже чувство голода (а я не ел с шести утра, то есть
почти 12 часов назад) ушло куда-то на второй план.
Нет, я так и не побывал в кафешке на улице, носящей сейчас
имя Винисиуса де Мораиса. Но я об этом не жалею. У меня было ещё два дня на
Ипанеме. Но про них - в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий