Давным-давно, ещё на заре этого блога, писал я о венгерских боевиках про мента Капельку. Тогда я думал, что это трилогия, хотя и подозревал,
что не трилогия это ни фига. Так оно и оказалось. Фильмов сейчас семь. Это у
нас показывали только три. В 1991 вышел четвёртый, под названием «Фальшивая
кукла», но тогда мы с венграми дружить уже закончили, и его не покупали. На
экранах уже царствовал Голливуд. А потом больше десяти лет фильмы про Капельку не
снимались, оставшиеся три вышли уже после 2001 года на телевидении. И вот
сегодня я «Фальшивую куклу» посмотрел. Надо сказать, Ишвтан Буйтор, к 91-му
году ощутимо поднялся. В «Языческой мадонне» он был только одним из авторов сценария и
протагонистом, в «Заколдованном долларе» он уже и режиссёр. А тут мало что он
единственный сценарист и режиссёр, так ещё начинается лента с титра «Буйтор
фильм».
И сейчас смотрю: а ведь тут есть ещё один смысловой пласт, который я не затронул! Впрочем, чётко этот пласт прорезался именно в четвёртой части, хотя, по сути, он связан всё с тем же детским мировосприятием, только в ином масштабе. Рубеж 1980-х и 90-х, эпоха больших перемен во всей Восточной Европе. Герои, живущие по своим, а не написанным кем-то (например, противными коммунистами из поганого совка) законам становятся идеологами времени. Наконец можно не есть манную кашу и разрешено ковыряться в носу. От былой венгеро-советской дружбы, из за крушения которой мы так четвёртого фильма тогда и не увидели, остались только автоматы Калашникова в шкафу жулика (пардон, это он в третьей части был жулик, теперь он предприниматель) Пурци, да вот эта табличка у него же.
Впрочем, как оказалось, слово «поднялся» к Буйтору не применимо. Он и не опускался. Каждый венгр в душе аристократ не меньше барона, а Буйтор - аристократ настоящий. Его родной дедушка - знаменитый Карой Гундель. Тот самый, что владел роскошным рестораном, носящим его имя, возле будапештского зоопарка. Поваренная книга которого стоит у меня на полке. Теперь стала понятна тирада про папу Капельки, у которого злой чиновник отобрал родовой ресторан, за что Капелька потом сломал об него стол.
По разбору трёх первых фильмов я уже писал, что сюжет банален, актёры играют отвратно, мысли (если таковые выделять) тухловатые... Но это я сегодняшний так думаю. А я …надцатилетний от этой серии тащился. Ведь в ней есть всё, что нужно юному зрителю: плоский юмор, супергерой, для которого законы не писаны, шумные драки с ломанием мебели, трупаки и сиськи. С точки зрения самого юного зрителя, разумеется, нужно, а не с точки зрения того, кто там закон об охране детства писал.
По разбору трёх первых фильмов я уже писал, что сюжет банален, актёры играют отвратно, мысли (если таковые выделять) тухловатые... Но это я сегодняшний так думаю. А я …надцатилетний от этой серии тащился. Ведь в ней есть всё, что нужно юному зрителю: плоский юмор, супергерой, для которого законы не писаны, шумные драки с ломанием мебели, трупаки и сиськи. С точки зрения самого юного зрителя, разумеется, нужно, а не с точки зрения того, кто там закон об охране детства писал.
И сейчас смотрю: а ведь тут есть ещё один смысловой пласт, который я не затронул! Впрочем, чётко этот пласт прорезался именно в четвёртой части, хотя, по сути, он связан всё с тем же детским мировосприятием, только в ином масштабе. Рубеж 1980-х и 90-х, эпоха больших перемен во всей Восточной Европе. Герои, живущие по своим, а не написанным кем-то (например, противными коммунистами из поганого совка) законам становятся идеологами времени. Наконец можно не есть манную кашу и разрешено ковыряться в носу. От былой венгеро-советской дружбы, из за крушения которой мы так четвёртого фильма тогда и не увидели, остались только автоматы Калашникова в шкафу жулика (пардон, это он в третьей части был жулик, теперь он предприниматель) Пурци, да вот эта табличка у него же.
Венгрия, как знал любой её патриот, отнюдь не лыком шита. В 80-е годы все знали кубик Рубика, а автобусы «Икарус»
продавались даже в США и Канаду. Сменив неэффективные, жрущие слишком много
бензина «Жигули» (эх, как они меня прикалывали в антураже первых трёх боевиков)
на подаренные австрийскими безработными «Мерседесы», страна устремилась в
светлое капиталистическое будущее. Если раньше всё действие происходило в кущах вокруг Балатона, то сейчас уже
Капелька с Кардошем едут в Афины, расследовать транзит наркотиков в Германию. А
Кардош тонет в Эгейском море, пускает пузыри и орёт: «Я венгр! Мы хотим в
Европу!» Вот кто о чём думает в такой момент.
Кстати, такой нюанс. В «Фальшивой кукле», я не помню, чтобы цену
на что-то называли в форинтах. Строго дойчмарки. Будь то жулик бизнесмен Пурци или благотворительный аукцион в пользу детишек из детдома. Вот такие перемены дошли до
венгерского народа. Да и не только венгерского. Венграм то особо и менять было
нечего. Ибо первые три фильма мы уже смотрели, как иллюстрацию крутой жизни маленького
Запада в Подбудапештье: стрельба, погони (на «Жигулях!»), девки в бикини, яхты
и бухло. Круто же, правда?
Мочилово всё так же увлекательно, паче бандиты в фильме всё
такие же тупые недотёпы. Как и Кардош. А Капелька – умный, он драться умеет как
следует.
Ведь если ты умеешь драться, то это значит, что никто тут
тебе указывать не может. Если кто-то тебе не нравится, просто сломай об него стол. Если
сломать не можешь, значит, ты дурак, и это об тебя будут ломать столы. Это, как я
уже отмечал, любой юный зритель подтвердит.
Ну и да, СИСЬКИ, конечно!
Сиськи, кстати, не простые. Это будущая (на тот момент)
немецкая (точнее сказать, наверное, германская) порнозвезда Георгина Лемпин. В титрах она, правда, носит другое имя.
Впрочем, в 91-м году все будущие порнозвёзды венгерского происхождения ещё
носили другие, целомудренные венгерские имена.
Вот такой пласт я тут узрел. Это не только данный сериал –
пародия на западные боевики. Это вся Венгрия – пародия на Запад. Пародия,
которая мечтала перестать быть пародией и стать настоящим Западом.
Много с той поры воды утекло. Венгры попали в ту самую
Европу, куда хотели. Кубик Рубика больше не в моде. От автобусного гиганта «Икарус»
осталось небольшое предприятие, которое то закрывается, то опять открывается, но автобусов ни в Америку, ни в Россию больше не поставляет.
Национальная авиакомпания «Малев», которой Капелька летал в Афины,
обанкротилась прошлой зимой. Поменялся мир, поменялся я. Если бы этот фильм не
имел для меня никакого следа в прошлом, я бы его, пожалуй, и смотреть не стал.
Но вот пацан из восьмидесятых во мне остался доволен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий