Ну да, именно в четырёх. Ла Пас – город трёхмерный, а четвёртое
измерение – время. Кстати, время тоже можно рассматривать двумерным, а то и
трехмерным. Кроме оси смены веков, отражающихся в облике города, есть ещё и
суточная динамика утро-день-вечер-ночь. Но она в моём репортаже не особо
выражена. Даже фотки ночного Ла Паса из окна я в итоге забраковал.
Полное название Ла Паса, под которым он записан в частности,
на картах Гугля, «Нуэстра Сеньора де Ла Пас», что можно перевести, как «Богоматерь
миролюбивая». И это ещё не всё. Изначально официальное название было ещё длиннее: Ла сьюдад де Нуэстра Сеньора де Ла Пас. Но длинное имя знатного испанца городу не идёт, как не подойдёт графская
регалия индейцу с обветренным лицом. Потому всё должно быть ближе к земле. Хотя
индейское имя у Ла Паса тоже есть. И на кечуа, и на аймара этот город
называется Чокеяпу, по имени заключённой в трубу реки, долина которой стала центром города.
Начнём нашу небольшую прогулку утром на улице Санта Крус в
центре города. Это окраина туристического квартала. Идущая под крутой уклон
улица, по которой забирается вездесущий боливийский «микро», таким словом тут
называют маршрутки, заменяющие в Боливии общественный транспорт большой
вместительности. С учётом того, как оный истребляется у нас, мы к Боливии всё
ближе. Но есть ещё резерв: вот на заднем плане видно «труфи» - легковую машину,
тоже играющую роль маршрутки. В Питере подобное уже практикуется, а у нас в
Петрозаводске ещё впереди.
Улицу Санта Крус туристы знают по тому, что между ней и
туристической Сагарнагой находится знаменитый Рынок Ведьм с его
мумифицированными «йямаситос», которых туристы так любят снимать. Увы, всякая
дребедень типа мумифицированных выкидышей ламы, амулетов и волшебных трав здесь
забилась в угол. В основном тут продают товары для туристов. Судя по всему, у
тётеньки справа в зелёном мешке листья коки, ещё одна местная экзотика. Во всяком
случае, на краю кадра видны коробки «мате де кока». И тут же бусы и шевроны.
Ну а основная часть рынка занята стандартным туристическим ассортиментом:
шерстяные изделия, сумки, пояса, музыкальные инструменты и прочая-прочая-прочая,
что туристы повезут домой.
Туристический аттракцион – «бои чолит». Чолитами называют
сельских девушек индейского происхождения, приехавших в город. Всё на потеху
гринго.
Спустившись вниз, попадаем на площадь Сан Франсиско с
одноимённым собором, куда я так и не попал.
Собственно, деловой и туристический центр расположен в узкой
долине. Место протекавшей по ней реки заняли улицы. Вниз пошла авенида
Марискаль Санта Крус (не путать с улицей Санта Крус)…
Вверх – авенида Монтес.
Ну а мы перейдём асфальтовую реку по пешеходному мосту и
углубимся в центр города, имеющий стандартную американскую «клетчатую»
планировку.
Вообще такая планировка тут труднодостижима. Но если есть
ровный клочок, то почему бы нет?
Фактический центр города – пласа Мурильо.
Посреди площади – сам Педро Доминго Мурильо – боливийский революционер
рубежа XVIII-XIX веков.
Официально Ла Пас даже не столица Боливии. Эта честь
принадлежит городу Сукре. Но практически все правительственные учреждения
находятся в Ла Пасе. Прямо на площади Мурильо стоит здание парламента.
А на перпендикулярной ему стороне находится президентский
дворец.
Перед дворцом охрана в традиционной форме, с которой туристы
пытаются фоткаться. В отличие от эвзонов в Афинах или караула Английской
королевы, эти не стоят как статуи и активно отгоняют назойливых туриков.
Подтверждение особого статуса площади - отметка "нулевого километра", какая имеется почти в любой стране. Боливийские дороги начинаются отсюда.
Ну а прямо рядом с президентским дворцом – кафедральный собор.
Блеск и нищета в одном флаконе – обычное дело в столицах стран
третьего мира. То есть в большинстве мировых столиц. Вот этот дом – соседний с
парламентом.
Эта патриотическая доска, кажется, находится на здании министерства
обороны.
Век XVIII,
век XIX, век XX, всё в одном флаконе рядом
друг с другом.
И тут же XXI век но с посконным индейским колоритом. И в центре Ла
Паса проглядывает Чукияпу. Меня, аки угро-финна, заинтересовала восьмиконечная звезда
Сампо, которую держит одна из фигур на граффити.
А вообще Ла Пас чем-то похож на Москву. Тут так же много
народу, который знай себе куда-то торопится, так что энергия ьъёт просто через край. В Ла Пасе
нельзя зевать на улицах, но странно, никаких опасений, как в Рио, например, я тут
не чувствовал. Напротив, веяло чем-то родным. Ну что ж, Москва – по сути, город
Солнца (поглядите на её радиально-кольцевую схему). А для инкской цивилизации,
да и вообще для цивилизаций индейских солнце священно. И не мудрено, что
столица Боливии как-то сама собой уползла в Ла Пас.
Жалко только видел я мало. Но увы, даже месяц отпуска- это
так мало, чтобы почувствовать вкус другой страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий