четверг, 6 декабря 2012 г.

Печальный рассказ об Ибирапуэре


Вчера из Бразилии пришла печальная новость. Не дожив 10 дней до 105 лет, скончался Оскар Нимейер, один их самых выдающихся архитекторов современности, коммунист, большой друг Советского Союза (на его похоронах советский флаг покрывал гроб вместе с бразильским - upd). И так совпало, что первый репортаж из андской серии непосредственно касается его работы, и тоже довольно безрадостен.


Особо долгое время я проводить в Сан Паулу не собирался. В прошлый раз я прилетал туда ранним утром, на сей раз - на закате. Следующим вечером я уже планировал вылететь в Боливию. Однако, авиакомпания «Гол» отменила рейсы с пересадкой в Санта Крус, так что вылет оказался перенесённым с вечера 11 октября на утро 12. Вместо третьей ночи в Санта Крусе получилась вторая ночёвка в Сан Паулу, а стало быть, и полный день. Планов, куда сходить в этот день, было довольно много. Можно было пройтись  по Авенида Паулиста, местному Бродвею, зарулить в японский квартал на Либердаджи, слазить на «Эдифисиу Италия»... Но первым делом я решил сходить в парк Ибирапуэра, большой парк и культурный центр к югу от центра города, некогда обустроенный по Нимейеровским проектам.

Автобуса, идущего к Ибирапуэре от Праса Република, где я уже второй раз останавливался (кстати, первый случай, когда я останавливался в той же гостинице, что и в прошлый раз), я так и не дождался. Ну что же, поехал на метро, хотя от него до парка пришлось изрядно потопать. Немного заблудился, но на счастье, встретил пиндосскую пару, которые тоже шли в Ибирапуэру. Муж – врач-анастезиолог, жена – художница. Благодаря ним, я попал на Биеннале Сан Паулу, между прочим, один из крупнейших фестивалей современного искусства в мире. Вот ни хрена не понимал и не буду понимать в современном искусстве. Вот какие-такие чувства должно навевать вот такое?


А оно, между прочим, движется. Прямоугольнички медленно вращаются. Но это надо снимать на видео, а видео осталось на забытой в Петрозаводске мыльнице. Но некоторые доходят до некоего поклонения выставленным экспонатам.


С большой долей вероятности, правда, это был сам художник.

На биеннале я угробил часа два. Время начинало поджимать, да и есть уже хотелось. Пошёл  знакомиться с самим парком. В солнечную погоду, вероятно, это очень красивое место, но в тот день с утра нагнало тучек. Фотки, конечно, в туристические проспекты не пойдут, да и выставленными на Биеннале быть не годятся.


Обелиск Сан Паулу – один из символов города, между прочим. Он стоит не в самом парке, но часто также называется «Обелиск Ибирапуэра».


В зданиях парка расположены, в основном, различные музеи. Здесь есть музей современных искусств (даже два: один из них называется Museo de Arte Moderna, а второй – Museo de Arte Contemporanea, причём оба переводятся одинаково. О, этот бедный русский язык!),  музей афробразильской культуры, а вот в этом фантасмагоричном павильоне их должно быть два. Но на карте он просто подписан, как «Ока», то есть «хижина». В хижину я не пошёл, а зря: музей аэронавтики и музей фольклора для меня всё как-то интересней негров и современного искусства.


Ну, планетарию сам бог велел быть фантасмагоричным. Здание похоже на летающую тарелку. Первый планетарий южного полушария, между прочим. Рядом ещё стоит муниципальная школа астрофизики, но она менее интересно выглядит.


«Аудитория Ибирапуэра» - одна из последних работа Нимейра. Точнее говоря, он этот проект нарисовал ещё в 1950-е годы, когда работал над будущей столицей страны, Бразилиа. А вот построили это здание только в 2005 году.


В парке полно скульптур разной степени реалистичности. От вот такого каменного льва…


До вот этого непонятно чего.


Ребятишки, ловящие свинью, привлекли моё внимание.


Ну и какая же Бразилия без женских поп?!


А погодка то, тем временем, совсем испортилась. Пошёл мелкий гадкий дождь. Передвигаться пришлось от дерева к дереву, дожидаясь, когда дождик стихнет. Мокрая питанга (которая «рада вас видеть», так переводится её португальское имя bem-te-vi) навряд ли была рада видеть меня под тем же деревом.


Вот такая загогулина. Цветущие деревья соседствуют с гадким осенним дождём, хотя тут и не осень вовсе, а ранняя весна. Местная вариация «осеннего ковра».


Ну а в довершении всего, как помните, закозлил мой фотоаппарат. Сперва начал показывать, что не может показать одного изображения, а при очередном включении показывал, что карта чиста. Фотки потом пришлось спасть, восстанавливая в программе Handy Recovery. Забегая вперёд, Скажу, что в дальнейшем проблем с фотоаппаратом не было, пока я вместо кингстоновских карточек четвёртого типа пользовался Silicon Power шестого типа. Но стоило вставить опять четвёрку, фотоаппарат опять взбрыкнул. То ли карточки-четвёрки стали хуже по качеству, то ли у фотика контакты запачкались. Старенький он у меня. Уже на тринадцатую тысячу снимков пошёл…

В итоге, день на этом и закончился. Оставалось упаковать забарахливший фотоаппарат в сумку и брести назад, к метро. Ни об Авениде Паулиста, ни об Эдифисиу Италия речи уже не шло. В гостиницу, сохнуть да с фотками разобраться, а утром, после завтрака уже в аэропорт…

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий