Вернусь я к рассказу о древнем Тиуанако с нескольких
занудных фактов, которые можно вычитать и из Википедии. При поминании
доколониальной Южной Америки большинство россиян вспомнит только об инках. Для
моей сестры, к примеру, было большим сюрпризом, что там существовали
цивилизации и до инков. А ведь инкская империя Туантинсуйю просуществовала меньше
одного века, а до этого в Андах возникло и сгинуло не одно государство. Одним
из самых значительных была Империя Пукина (так её называют по вымершему
индейскому языку) или же Тиуанако, центр коей, как нетрудно догадаться и
располагался в этом самом городе. Цивилизация Тиуанако возникла во времена
вполне античные, в середине второго тысячелетия до нашей эры. Полного расцвета
она достигла к рубежу первого и второго тысячелетий нашей эры, ну а в XII веке
империя была разрушена варварами, предками нынешних аймара, живущих в этой
местности доныне. Именно в XI-XII веке
и был построен основной комплекс Тиуанако, значительная часть которого до сих
пор остаётся под песком: дома, мостовые, и даже, якобы, водопроводы. Именно в
Империи Пукина были одомашнены ламы и введёны в культуру картофель и кукуруза.
Когда наша группа прибыла на Пумапунку, по платформе, радостно щебеча носилась шобла боливийской школоты. Это вызвало возмущение нашей Мабель. Сердитым тоном она напоминал детям, что они - Боливийцы, и должны уважать культурное наследие своих великих предков. Пристыженная школота тихо стекла с плиты.
Слово «Тиуанако», судя по Википедии – искажённое аймарское «центральный
камень». Однако, в Боливии на экскурсии мне говорили другую версию. Дескать,
название города переводится как «сесть на гуанако». Гуанако – дикий безгорбый
верблюд, предок ламы. Кстати, на ламе ездить верхом нельзя, даже не особо крупным индейцам. Гуанако несколько покрупнее, но не думаю, что его можно было бы успешно использовать для верховой езды.
Самое крупное сооружение Тиуанако – храм Каласасайя.
Панорамный вид коего можно снять с верхушки Акапаны.
Типичная доинкская кладка, не столь тонкая и многогранная (в
самом прямом смысле, ну да инкскую кладку я покажу, когда дойдём до Перу), но
выглядящая удивительно современно.
«Ворота солнца» - пожалуй, второе по знаменитости, после
музейного истукана, сооружении Тиуанако.
Они же с другой стороны.
А вот это, насколько я помню, древняя акустическая система. Громкоговоритель, вырубленный в камне.
На территории Каласасайи осталось несколько монолитов типа
того, что стоит сейчас в литическом музее, только поменьше.
Характерная черта скульптуры Тиуанако – трапециевидные или
квадратные головы.
Напротив одного из них сложены входные ворота с лестницей.
Выглядит удивительно современно.
Да и идол сквозь ворота смотрится внушительно.
Ну а лестница, по которой, правда, сейчас ходить нельзя,
выходит к подземному храму. По сути, это квадратное углубление в земле,
напоминающее плавательный бассейн.
Именно здесь в уголку и стоял большой монолит Тиуанако.
Сейчас осталось несколько монолитов поменьше. Вот этот, похоже, довольно древний.
Руки у него сложены не так, как у прочих монолитов.
Среди камней облицовывающих «бассейн» торчат скульптурные
изображения человеческих лиц.
Ну и на сладкое – древний комплекс Пумапунку примерно в одном километре от археологического сайта Тиуанако. Вход, впрочем, всё по тому же билету.
Так называемая платформа Литица – самый крупный монолит
песчаника, который по оценкам, весит 131 тонну.
От церемониальных врат мало что осталось. Но и возраст у них
внушительный. Самые древние камни в сооружение оцениваются 1500 годом до нашей
эры. Эти камни древнее афинского Акрополя.
Когда наша группа прибыла на Пумапунку, по платформе, радостно щебеча носилась шобла боливийской школоты. Это вызвало возмущение нашей Мабель. Сердитым тоном она напоминал детям, что они - Боливийцы, и должны уважать культурное наследие своих великих предков. Пристыженная школота тихо стекла с плиты.
Вот эта часть явно напоминает подземный храм.
Основная же часть комплекса состоит из сложной формы
каменных блоков, и напоминает не то гигантский конструктор, не то склад железобетонных
изделий.
Охренеть есть от чего. Посмотрите, например, на этот
каменный блок с аккуратной перфорацией, рассверленной будто дрелью. Только
откуда дрель в X веке, а то и раньше?
Или вот эти плиты с аккуратной гексагональной насечкой по
рёбрам.
Мало мы знаем про Южную Америку. Очень мало…
Комментариев нет:
Отправить комментарий