вторник, 5 февраля 2013 г.

Другая Копакабана


Да, про одну Копакабану тут уже было. И надо сказать, курортный район Рио де Жанейро со знаменитым пляжем, самое фешенебельное и дорогое место «Зоны Сул» известно в мире гораздо больше, чем маленький боливийский городок на берегу Титикаки. Естественно, когда я впервые прочитал название этого населённого пункта, в башку пришла мысль: «Кто, интересно, придумал назвать  этот городишко в честь знаменитого пляжа?» Поскольку я уже знал, что боливийская Копакабана – место туристическое, то заключил, что название было позаимствовано для громкости звучания. Ну, типа села в Челябинской области, называющегося Париж. В действительности всё оказалось ровно наоборот. 


Чёрт уже знает, что этим бразильцам пришло в голову поставить в 1750 году в местечке Сакупенапана под Рио часовню в честь небесной покровительницы Боливии, Святой Девы Марии Копакабанской. Кажется, и часовни то уже давно нет, а вот название осталось, больше того, расползлось по всему миру. А вообще поглядите на панорамы обоих мест (панораму Копакабаны боливийской пришлось подрезать из Википедии). Сразу заметно что-то общее, хотя Атлантический океан, несомненно, грандиозней озера Титикака.


Да, в болийвийской Копакабане нет небоскрёбов, а самая широкая улица дай бог, метров тридцать в ширину. Причём из этих тридацти метров, метров пять отрезают уличные прилавки.


Стандартный туристический набор, каковой есть во всех городах Боливии. Правда, здесь в продаже очень много перуанских товаров. До Перу всего 15 минут езды.


Перед магазином бэкпекерских книг и снаряги стоит соломенное чучело ламы. «Не трогайте Давида, он плюётся».


Старинное кладбище на горке над городом. С него, видимо, и была снята википедийная панорама.


Главная площадь городка, плаза 2 февраля.


Тут уже прорезаются какие-то индейские древние мотивы.


Хотя главная жемчужина Копакабаны – Базилика той самой Пресвятой Девы Марии Копакабанской.


В путеводителях пишется, что она относится к XVII веку, но это не совсем так. Её начали строить в XVII веке, а закончили только полтора века спустя, к 1805 году.



К сожалению, я не знаток католической мифологии, поэтому не могу определённо сказать, что тут делала Дева Мария. Видимо, всё гораздо проще. Христиане традиционно строили значимые храмовые комплексы на месте бывших языческих святилищ.


В связи с этим интересно само происхождение название. Оно довольно странное: «Копа» по-испански мыс. А вот слово «кабана» означает, например, судовую каюту. Однокоренное слово - «кабина». Есть ещё слова «кабанья», обозначающее хижину. Ну и ещё в Перу есть племя индейцев «кабанос», женщины которых могут называться «кабана». Но это всё ложная топонимика. Традиционно название городка производят от аймарского «кота кауана», в переводе «вид на озеро». Но есть и более поздняя альтернативная версия, согласно которой название происходит от имени гермафродитного бога плодородия индейцев аймара. Звали его Котакауана, и жил он как раз в озере Титикака. Если так, то становится совершенно логичным, что испанцы постарались заменить сие божество разврата своей непорочной девой Марией, а на месте капищ, посвящённых ему, расставить свои храмы.
Версия о языческом святилище тем более логична, что совсем рядом находится одно из главных святых мест инков, Остров Солнца. Собственно, именно на посещающих этот остров Копакабана и поднялась, как туристический центр. Но это уже следующая история для моих боливийских репортажей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий