Ну а теперь о здании №1 в старой Риге, которое попадалось в
кадр ну очень часто, снимал я его с удовольствием, но в репортажи, по
возможности, не вставлял, ибо решил посвятить ему отдельный репортаж. Ибо если
спросить меня, что именно является главным силуэтом рижского скайлайна, вообще
главным силуэтом Риги, её символом и визитной карточкой, я без колебания укажу
на неё. Как Биг Бен в Лондоне, как храм Покрова на рву в Москве, как Эйфелева
башня в Париже и как башня Дома связи в Петрозаводске. Церковь Святого Петра.
Ожидается, что это должен быть собор. Но нет, это просто
церковь, по-латышски «базница». Собор, впрочем, в Риге тоже есть, Домский
собор, и выглядит он тоже здорово, в предыдущем репортаже он, с его кровлей,
похожей не то на изысканную дамскую шляпку, а не то на высокую дамскую же причёску, фигурировал. Но доминирует всё равно профиль
Святого Петра, напоминающий стройную женщину. Коли уж о женщинах речь зашла,
скажу, что мне вообще эстонки нравятся больше латышек, так же как и Таллинн
больше Риги, но вот приоритет этой церкви над церквями Таллиннскими признаю.
В отличие от Домского собора, предназначенного для рижской
знати, церковь Святого Петра изначально была демократичной. Возводилась она на
деньги рижских бюргеров в течение, как водится у больших готических храмов,
очень долго. Заложена она была ещё в XIII веке, перестроена в XV (тогда
же появилась её знатная колокольня), в XVII веке реконструирована.
За время существования колокольня была несколько раз
разрушена. В 1666 году прогнивший шпиль упал, разрушив дом у подножья, и убив
восемь человек. Поставили новый, но он сгорел буквально через десять лет. В
нынешнем виде шпиль высотой 123,5 метра отстроили в 1690 году. В начале XVIII века колокольня была разрушена в очередной раз от пожара,
вызванного молнией, ударившей в шпиль. На помощь Святому Петру пришёл Пётр I, по именному указу которого
колокольня в течение двадцати лет была восстановлена.
Последняя катастрофа произошла в 1941 году, и нет нужды
объяснять, какая именно. Опять была разрушена колокольня, крыша здания вместе с
перекрытиями и выгорело всё внутреннее убранство. Фотографии разрушенной руины
можно видеть в самой церкви. В таком виде она простояла двадцать лет после
войны, реставрация началась только в 1966 году. Шпиль закончили через семь лет,
реконструкция интерьеров шла до 1983.
Сейчас церковь можно видеть почти с любого места старой
Риги. При этом целиком её сфотографировать очень трудно. Разве что, с алтарной
части.
С фасада в кадр лезут многочисленные туристы.
Изюминка храмов старой Риги в том, что они увенчаны не
крестами, а флюгерами в виде петушков. Церковь Святого Петра не исключение. Это
современный золотой петушок, насколько я помню, уже третий.
Второй петушок, упавший в 1941 году ещё жив и стоит в
экспозиции самой церкви. Говорят, в старину позолочена была только одна сторона
флюгера. Рига – город торговый, ганзейский. Если, подходя к Риге, капитан
торгового судна видел золотой бок петушка, он знал, что ветер дует на сушу, и
смело направлялся в порт. Если же он видел чёрный силуэт, это значило, что
ветер дует с суши на море, и в порт войти не удастся. Так это или не так – не знаю.
Легенды, а с ними – экскурсоводы, рассказывают.
Интерьер церкви был воссоздан, и на мой вкус довольно
удачно.
Я вообще по церквям не люблю ходить («В церкви смрад и
полумрак» (С) Владимир Высоцкий), но вот из церкви Святого Петра как-то даже
уходить не хотелось. Свет, льющийся сверху, синеватая подсветка, тихая музыка…
Сумели атмосферу создать, черти.
Голова как-то сама поднималась кверху. Просто сел на
стульчик и вот сидел минут двадцать, вслушиваясь в запись органа. Подобного я
не испытывал ни в православных, ни в католических храмах, хотя некоторые из
них, вроде собора Святого Вита в Праге или собор в Куско, несомненно,
прекрасны.
В общем, если приеду ещё в Ригу, в церковь Святого Петра
обязательно пойду ещё, хотя и входной билет ИМХО дороговат. Но это всё равно
стОит, во-первых, храмовой атмосферы, а во-вторых… но про это в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий