Уже раз третий на эту херню натыкаюсь в фейсбуке. Народ
(видимо, представители мелкого бизнеса) радостно это лайкает. Один раз даже
прокомментировал, назвав это дешёвой агиткой в духе конца 1980-х/начала 1990-х.
К сожалению, раскрыть мысль возможности не было, ибо много работы. Нo вот
сейчас рабочая неделя закончилась, а я опять наткнулся на ЭТО.
Рассматривать это по иному, чем гнусную манипуляцию с игрой
на эмоциях (в частности, на зависти) я не могу. Во-первых, на картинке наглая
подмена понятий. Сравнивается не крупный бизнес с мелким, а мелкий
предприниматель с крупным. А это не одно и то же.
Природная среда не во всё, но во многом моделирует
экономические отношения на рынке. Термины «эксплеренты», «виоленты» и «патиенты»
являются и экономическими и экологическими. Стратегия предприятий в
макроэкономической системе вполне аналогична стратегии видов в экосистеме. В
частности, в измерении «большой-маленький». Так вот такой парадокс: слон может
сожрать дерево в саване целиком. Кузнечик – только одну травинку. Но вот стадо
слонов саванну разрушить не может. А стая саранчи равной массы – запросто.
Почему? Да потому что в относительном выражении на равную биомассу мелкий
организм всегда сжирает больше, чем крупный. При росте линейных размеров площадь
поверхности тела увеличивается в квадрате, а масса – в кубе. Отношение поверхности
тела (а стало быть и интенсивности обмена с окружающей средой) к массе падает
по мере роста организма. Крупный организм является более экономным.
Собственно, для экономистов это тоже не секрет. По-моему,
все знают, что продукция крупного предприятия всегда дешевле, чем у мелкого.
Именно поэтому куча мелких бизнесменов с их детьми в школах танцев всегда будет
затратной не меньше, а БОЛЬШЕ бизнесмена крупного с его четырьмя домами, при условии
производства равной продукции. Низкая прибыльность приводит к истерикам,
обвинениям в налоговом удушении, требованиям преференции для мелкого бизнеса и
вот таким картинкам. Но чего истерить? Не нравится такая работа – ищите более
прибыльную. А рынок создает не мелкий бизнес, а крупный. Для мелкого бизнеса
место есть только там, где имеются излишки средств (так же как и в экосистеме
мелкие организмы потребляют излишки биомассы). Поэтому в «нормальных»
буржуинствах мелкий бизнес на виду. У нас рынок не насыщен, так что это просто
средство для маленького человека заработать на хлеб. Как во всех «ненормальных»
странах, коих в мире большинство. И вот это вот «не покупай у крупного бизнеса»
- просто гадостная манипуляция. Ибо именно выбивая с рынка крупный бизнес, вы
этот самый рынок разрушаете, что не приближает нас к «нормальным» странам, а удаляет от них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий