Если говорить о достопримечательностях Янгона, то, конечно,
достопримечательность №1 тут пагода Шведагон. Древняя, попавшая в легенды и
историю, святыня для верующих ( а в Бирме народ очень религиозен), красота и
необычность для туристов. Стоит она на холме примерно в трёх километрах к
северу-северо-западу от колониального центра и хорошо просматривается со всех
сторон. Вот это вид с запада, со стороны Народного парка. Именно с этой стороны
я её в первый раз и увидел, когда ехал из аэропорта.
А это вид на холм с востока, с озера Кандоджи. Собственно,
тем же видом, только на фоне закатных облаков начинался мой первый пост о Янгоне.
Ну и юг, со стороны улицы, которая так и называется,
Шведагон Пайя. С севера, к сожалению, не заходил, но вход есть и там.
Чтобы подняться к пагоде, надо воспользоваться лестницей,
находящейся в одной из крытых галерей, какие есть с каждой из четырёх сторон.
Правда, с трёх сторон есть ещё и лифты, а с западного входа – эскалатор. Но для
полноты ощущения лучше пройти пешком. Иностранцам надо ещё и купить билеты, а
всем посетителям вообще – разуться. Это вообще обязательное требование во всех
буддистских святынях. Кстати, имейте в виду: ходить придётся босиком, поэтому в
районе полудня, когда бирманское солнце нагреет каменную мостовую у пагоды,
лучше туда визит не наносить. Обувь можно оставить в камере хранения на входе,
а можно сложить в мешок, который взять с собой. Особенно это рекомендуется,
когда вы решили войти с одной стороны, а выйти с другой.
Сложил сандалии в мешок и я. Это был мой фактически первый
день в Бирме, и тогда это ещё не задолбало. Впрочем, Сам Шведагон стоит того,
чтобы снять обувь. К тому же, босиком, говорят, ходить полезно. Вот она, золотая
пагода Шведагон!
Игорь вспомнил, как они вышли из автобуса, и Глущенко сказал:-Вот самая большая пагода в мире.
С холма поднималась, как громадный язык пламени, золотая пагода. Она доставала почти до облаков.
Ну, насчёт «самой большой в мире» Глущенко из книжки Кира Булычёва «Меч
генерала Бандулы» несколько приврал. Про то, что Шведагон – самая большая пагода
(вариант - «самая большая буддистская пагода») можно прочитать/услышать
частенько, я и сам так думал довольно долго. Но это не так. Высота пагоды
Шведагон – около 100 метров (судя по буклету, выданному мне на входе в пагоду,
99 метров 36 сантиметров). Высота пагоды Пхра Патхом в тайском Накхон Патхоме –
127 метров. Мне даже свезло её мельком увидеть в окне автобуса во время моего
слоновьего приключения в сентябре 2010.
Впрочем, от того, что это не самая высокая пагода, менее
красивой она не становится. А уж сколько тут золота, я и вообразить не могу. Примерно
с высоты 30 метров, там где многоугольная часть переходит в круглую, она
отделана золотой плиткой. Ниже – листочками сусального золота. Приходилось
читать, что примерно раз в тридцать лет (так, чтобы каждое поколение могло
прикоснуться к святыне) пагоду опутывают лесами, и каждый верующий может прийти
и прилепить свой листочек золота на священную пагоду. За правдивость информации
не поручусь, но вообще подобное развлечение в Бирме весьма популярно, я его
видел, например, у Золотого камня Чайтийо.
Сама пагода по преданию, была основана в VI веке до нашей
эры, когда два торговца принесли местному королю восемь волосков Будды Гаутамы.
Фича буддистских ступ в том, что в них замурована какая-то реликвия самого
Будды: обычно, волос или зуб. Тут у короля Оккалапы уже были реликвии трёх
предыдущих воплощений: посох Какусанхи, водяной фильтр (режьте меня – не имею понятия,
как это выглядело!) Конагаманы и часть туники Кассапы. Шведагон – единственная в
мире пагода, содержащая реликвии сразу четырёх Будд. А самой пагоде,
получается, больше двух с половиной тысяч лет. Правда, две тысячи лет из них её
постоянно надстраивали и перестраивали, а нынешний вид и размер она приняла
только в 1774 году, при короле Синбьюшине. История пагоды вообще довольно
захватывающая, так что пересказывать её целиком – неблагодарное дело.
Отдельный момент – золотой венец пагоды. Снизу он кажется
совсем маленьким, но на деле он имеет 13 метров в высоту и 5 метров в ширину. Это примерно 500 килограмм
золота, в том числе, более четырёх тысяч золотых колокольчиков (вон они видны
снизу). «Небольшой» флюгер наверху на деле длинной 130 сантиметров и весит 419
килограмм. А самый цимес – «яичко», венчающее шпиль. Оно высотой 56 сантиметров
и отделано 4531 брильянтом общим весом 1800 карат. Самый крупный, в 76 карат,
находится на вершине.
Большая пагода окружена десятками пагодок поменьше, каждая
из которых имеет табличку с номером. Сколько их, и каков принцип нумерации – этого
я так и не узнал.
Также вокруг пагоды расположены так называемые «планетарные
посты», всего их двенадцать штук. Одиннадцать из них представляют дни недели (по
два на понедельник, среду, четверг и пятницу и по одному на вторник, субботу и
воскресенье), назначение двенадцатого, подписанного на схеме “Rahu” осталось непонятным. Бирманцы
вообще придают дням недели важное значение, чествуя соответствующий день не
хуже даты своего рождения. Мечта ребёнка – иметь день рождения каждую неделю.
Процедура чествования тоже не будет понятна европейцам: дамы поливают водой
статую Будды на соответствующем планетарном посту, а заодно и статую животного
внизу. Вот это пост моего дня, четверга. Примечательно, что его символ – крыса.
А я ещё и в год крысы по буддистскому календарю родился.
Парапет вокруг пагоды тоже участвуют в религиозных церемониях –
ближе к закату на него начали расставлять масляные светильники.
Статуя льва охраняет стеклянный ящик. Возможно, для
пожертвований.
За парапетом тоже процветает религиозная жизнь, тут ещё
десятки сооружений.
Отдельная ступа в
северо-восточном углу посвящена старшему из двух купцов, принесших сюда
волосы Будды. Она маленькая, всего 46 метров, с 15-этажный дом.
А уж сколько тут статуй Будды. Одни стоят прямо на виду под
навесом.
Другие спрятаны в специальные ниши, куда народ заходит
помолиться отдельно. Причём у каждой статуи своё имя и легенда.
Светодиодный «нимб» вокруг голов некоторых статуй меня
поначалу коробил. Этакий «гоу-гоу Будда». Но для бирманцев это абсолютно
нормально.
Вечерело. Появилась уборка. В принципе, логично, что
уборщицы с метёлками идут фронтом. Не удивлюсь, если имеет значение и их число,
и направление их движения.
В тропиках темнеет быстро. Но темнота – это ещё не повод
уходить. По-моему самые активные поклонения только начинаются.
А, вот и фитили зажгли. Приходилось читать, что молитва
длится, пока горит фитиль у лампы. Правда, непонятно, у каждого тут свой
фитиль, или они молятся, пока не погаснут все?
В приницпе, я не особый любитель храмов и поклонений, но
иногда среди них попадаются те, откуда не хочется уходить. Просто стоишь,
думаешь ни о чём, людей созерцаешь. Шведагон – явно из таких мест.
А ещё там есть большие колокола, священный зуб Будды и
священный фикус, и даже след Будды. Но всё это я уже не видел. Впечатлений мне
уже хватило с головой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий