воскресенье, 24 июля 2016 г.

Пагода Шведагон

Если говорить о достопримечательностях Янгона, то, конечно, достопримечательность №1 тут пагода Шведагон. Древняя, попавшая в легенды и историю, святыня для верующих ( а в Бирме народ очень религиозен), красота и необычность для туристов. Стоит она на холме примерно в трёх километрах к северу-северо-западу от колониального центра и хорошо просматривается со всех сторон. Вот это вид с запада, со стороны Народного парка. Именно с этой стороны я её в первый раз и увидел, когда ехал из аэропорта.


А это вид на холм с востока, с озера Кандоджи. Собственно, тем же видом, только на фоне закатных облаков начинался мой первый пост о Янгоне.



Ну и юг, со стороны улицы, которая так и называется, Шведагон Пайя. С севера, к сожалению, не заходил, но вход есть и там.


Чтобы подняться к пагоде, надо воспользоваться лестницей, находящейся в одной из крытых галерей, какие есть с каждой из четырёх сторон. Правда, с трёх сторон есть ещё и лифты, а с западного входа – эскалатор. Но для полноты ощущения лучше пройти пешком. Иностранцам надо ещё и купить билеты, а всем посетителям вообще – разуться. Это вообще обязательное требование во всех буддистских святынях. Кстати, имейте в виду: ходить придётся босиком, поэтому в районе полудня, когда бирманское солнце нагреет каменную мостовую у пагоды, лучше туда визит не наносить. Обувь можно оставить в камере хранения на входе, а можно сложить в мешок, который взять с собой. Особенно это рекомендуется, когда вы решили войти с одной стороны, а выйти с другой.


Сложил сандалии в мешок и я. Это был мой фактически первый день в Бирме, и тогда это ещё не задолбало. Впрочем, Сам Шведагон стоит того, чтобы снять обувь. К тому же, босиком, говорят, ходить полезно. Вот она, золотая пагода Шведагон!


Игорь вспомнил, как они вышли из автобуса, и Глущенко сказал:-Вот самая большая пагода в мире.
С холма поднималась, как громадный язык пламени, золотая пагода. Она доставала почти до облаков.
Ну, насчёт «самой большой в мире» Глущенко из книжки Кира Булычёва «Меч генерала Бандулы» несколько приврал. Про то, что Шведагон – самая большая пагода (вариант - «самая большая буддистская пагода») можно прочитать/услышать частенько, я и сам так думал довольно долго. Но это не так. Высота пагоды Шведагон – около 100 метров (судя по буклету, выданному мне на входе в пагоду, 99 метров 36 сантиметров). Высота пагоды Пхра Патхом в тайском Накхон Патхоме – 127 метров. Мне даже свезло её мельком увидеть в окне автобуса во время моего слоновьего приключения в сентябре 2010.

Впрочем, от того, что это не самая высокая пагода, менее красивой она не становится. А уж сколько тут золота, я и вообразить не могу. Примерно с высоты 30 метров, там где многоугольная часть переходит в круглую, она отделана золотой плиткой. Ниже – листочками сусального золота. Приходилось читать, что примерно раз в тридцать лет (так, чтобы каждое поколение могло прикоснуться к святыне) пагоду опутывают лесами, и каждый верующий может прийти и прилепить свой листочек золота на священную пагоду. За правдивость информации не поручусь, но вообще подобное развлечение в Бирме весьма популярно, я его видел, например, у Золотого камня Чайтийо.


Сама пагода по преданию, была основана в VI веке до нашей эры, когда два торговца принесли местному королю восемь волосков Будды Гаутамы. Фича буддистских ступ в том, что в них замурована какая-то реликвия самого Будды: обычно, волос или зуб. Тут у короля Оккалапы уже были реликвии трёх предыдущих воплощений: посох Какусанхи, водяной фильтр (режьте меня – не имею понятия, как это выглядело!) Конагаманы и часть туники Кассапы. Шведагон – единственная в мире пагода, содержащая реликвии сразу четырёх Будд. А самой пагоде, получается, больше двух с половиной тысяч лет. Правда, две тысячи лет из них её постоянно надстраивали и перестраивали, а нынешний вид и размер она приняла только в 1774 году, при короле Синбьюшине. История пагоды вообще довольно захватывающая, так что пересказывать её целиком – неблагодарное дело.


Отдельный момент – золотой венец пагоды. Снизу он кажется совсем маленьким, но на деле он имеет 13 метров в высоту и 5 метров в ширину. Это примерно 500 килограмм золота, в том числе, более четырёх тысяч золотых колокольчиков (вон они видны снизу). «Небольшой» флюгер наверху на деле длинной 130 сантиметров и весит 419 килограмм. А самый цимес – «яичко», венчающее шпиль. Оно высотой 56 сантиметров и отделано 4531 брильянтом общим весом 1800 карат. Самый крупный, в 76 карат, находится на вершине.


Большая пагода окружена десятками пагодок поменьше, каждая из которых имеет табличку с номером. Сколько их, и каков принцип нумерации – этого я так и не узнал.


Также вокруг пагоды расположены так называемые «планетарные посты», всего их двенадцать штук. Одиннадцать из них представляют дни недели (по два на понедельник, среду, четверг и пятницу и по одному на вторник, субботу и воскресенье), назначение двенадцатого, подписанного на схеме “Rahu” осталось непонятным. Бирманцы вообще придают дням недели важное значение, чествуя соответствующий день не хуже даты своего рождения. Мечта ребёнка – иметь день рождения каждую неделю. Процедура чествования тоже не будет понятна европейцам: дамы поливают водой статую Будды на соответствующем планетарном посту, а заодно и статую животного внизу. Вот это пост моего дня, четверга. Примечательно, что его символ – крыса. А я ещё и в год крысы по буддистскому календарю родился.


Парапет вокруг пагоды  тоже участвуют в религиозных церемониях – ближе к закату на него начали расставлять масляные светильники.


Статуя льва охраняет стеклянный ящик. Возможно, для пожертвований.


За парапетом тоже процветает религиозная жизнь, тут ещё десятки сооружений.




 Больше всего мне понравился вот этот пранг, расписанный а-ля Индия.


Отдельная ступа в  северо-восточном углу посвящена старшему из двух купцов, принесших сюда волосы Будды. Она маленькая, всего 46 метров, с 15-этажный дом.


А уж сколько тут статуй Будды. Одни стоят прямо на виду под навесом.


Другие спрятаны в специальные ниши, куда народ заходит помолиться отдельно. Причём у каждой статуи своё имя и легенда.


Светодиодный «нимб» вокруг голов некоторых статуй меня поначалу коробил. Этакий «гоу-гоу Будда». Но для бирманцев это абсолютно нормально.


Вечерело. Появилась уборка. В принципе, логично, что уборщицы с метёлками идут фронтом. Не удивлюсь, если имеет значение и их число, и направление их движения.


В тропиках темнеет быстро. Но темнота – это ещё не повод уходить. По-моему самые активные поклонения только начинаются.


А, вот и фитили зажгли. Приходилось читать, что молитва длится, пока горит фитиль у лампы. Правда, непонятно, у каждого тут свой фитиль, или они молятся, пока не погаснут все?


В приницпе, я не особый любитель храмов и поклонений, но иногда среди них попадаются те, откуда не хочется уходить. Просто стоишь, думаешь ни о чём, людей созерцаешь. Шведагон – явно из таких мест.



А ещё там есть большие колокола, священный зуб Будды и священный фикус, и даже след Будды. Но всё это я уже не видел. Впечатлений мне уже хватило с головой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий