Ну а теперь сам большой Новосибирск. Город промышленный,
деловой, торговый и культурный. Третий
по величине город России. И, хотя по размеру (не говоря уже про историзм) он
существенно уступает Питеру, определённая столичность тут чувствуется. Включая (и
не в последний момент включая) и столичную суету.
В Сибири есть и более старые и заслуженные города: Томск,
Тобольск, Красноярск, да хотя бы, и Тюмень. Однако, почему-то центром Сибири
стал именно этот город, возникший чуть больше века назад, как железнодорожная
станция на Транссибе возле моста через Обь. Одна из секций этого самого моста
установлена на берегу Оби в качестве памятника (сам железнодорожный мост давно
новый) рядом с памятником Александру III.
Как и большая часть молодых, но динамично росших в ХХ веке
городов (Сан Паулу, например), Новосибирск не имеет чёткой историко-архитектурной
зонированности. У нас в Петрозаводске есть старый город с домиками XIX-начала XX веков, есть
центр в стиле сталинского ампира и есть более поздние окраины разных эпох с
соответствующим видом. В Новосибирске в этом плане полная эклектика. Тут
старинные купеческие дома могут соседствовать с бетонными монстрами позднего
Хрущёва, а те – современными стекляшками, за которыми можно заметить как
сталинский ампир, так и футуризм 1920-х. Впрочем, разберём всё по порядку.
Хронологическому, ибо в пространственном плане мы как раз будем метаться по
центру из одного места в другое.
Бывший городской торговый корпус 1910 года. Сейчас здесь
краеведческий музей. К сожалению, с его посещением я по глупому пролетел,
поскольку у него дня выходных: понедельник и вторник. А я обе недели находился
в городе именно по этим дням. В единственную новосибирскую среду у меня был
доклад. Конечно, при желании можно было выбраться в город на первую половину
дня, но не настолько сильным это желание было. Ладно, авось, как-нибудь потом.
Та же фигня получилась с художественным музеем. Ну да ладно,
оцените лучше само здание. Оно всего на пятнадцать лет моложе, но видно, что
построено уже после революции. Дом Сибревкома. Памятник архитектуры 1920-х.
Из тех же времён (1926) здание Облпотребсоюза. Сейчас тут «Иль
патио» и «Кентукки фрайд чикен». Как ни странно, архитектор у него тот же, что
и у городского торгового корпуса: Андрей Дмитриевич Крячков.
Впрочем, Крячков был вообще плодовитым архитектором. Вот
этот сталинский дом, так называемый «стоквартирный», ИМХО просто шедевр
сталинского ампира, тоже построен по его проекту. Проект, между прочим, получил
диплом первой степени на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Есть за что.
Такой шедевр отлично бы смотрелся и в любой другой столице.
Тем более, шедевр сталинского ампира в Новосибе не один. Тут
шедевр не только архитектурный, но и инженерный. Новосибирский театр оперы и
балета. Самое большое театральное здание России (Большой театр может полностью
разместиться под его куполом). Его макет на всё той же Всемирной выставке в
Париже взял Гран-При. К сожалению, строительство подзатянулось из за войны, и
не всё из проекта было реализовано, но удивиться и так есть чему. К примеру,
огромный купол имеет толщину всего 8 сантиметров. ТО есть соотношение его
толщины к радиусу кривизны меньше, чем у куриного яйца. А самое удивительное
знаете что? Его архитектор – не Крячков.
Кое-что из сталинских времён определённо нуждается в
ремонте. Этот дом на улице Гоголя принадлежит военному гарнизону, его фасад на
Красном проспекте – местный Дом Офицеров.
Уже разгребая фотки, время от времени ловишь себя на мысли: «Как,
а я этого не снял?» Так, например, я не снял ни одной городской церкви, хотя
есть и довольно любопытные. Ну да я не особый почитатель церковной архитектуры.
Эту часовню на Красном проспекте я снял в основном из-за того, что она образует
некий ансамбль с поздней сталинкой на заднем плане, и особенно с огромной
рекламой Росгосстраха. Типа «Господи, сохрани». В викимапии про эту часовню
написана пафосная и тупая статья. А по-моему, ничего особенного в ней нет. Хотя
её архитектор… ну да, А.Д. Крячков.
Из более поздних времён продемонстрирую Новосибирское метро.
Да, в Новосибирске же есть метро! Третье по размерам в России, и третье по
параметру коммерческой успешности. Прибылен только метрополитен в Москве,
Питерский окупается на 98%. Новосибирский также близок к окупаемости.
Станции, которые я тут привожу, правда, построены уже в
постсоветские времена. Станции первой линии несколько подпортили мои
впечатления, ибо я на них был в час пик, и уж очень много рекламы было по
стенкам. Я даже почти и не снимал ничего.
А это свежак: 2013 год. Здание концертного зала имени Каца.
Стоит прямо напротив Стоквартирного дома (видите отражения то в стекле?), но,
ИМХО впечатления не портит. Может я и чушь порю, но мне здание напомнило Оскара
Нимейера, на которые я налюбовался в Бразилии в этом году.
Гостиница Новосибирск Мариотт. Выстроена явно недавно, и в стиле эдакого ар-нуво, но смотрится ИМХО вполне симпатично.
Ну а теперь немного о городской скульптуре. Скульптурная композиция
«Сибирские просторы». Чёрные соболя (как на гербе Новосибирска, но не два, а
четыре) держат не то Северное полушарие Земли, а не то купол театра оперы и
балета.
А вот эта забавная композиция стоит у Центрального рынка.
А у общественной приёмной депутата Горсовета сидит на троне
Вовка из Тридевятого царства. Вот думаю, к чему бы это?
Ну, это то, что успел наснимать интересного. В Новосибирске,
на самом деле есть ещё что посетить, и на что поглазеть. Но, увы, я был в
городе всего пару раз, и не оба дня погода была подходящей. Что-то не снял,
что-то снял, но не получилось… Ну да ладно. Я ведь просто гулял.
Эх, давненько там не бывал, аж с на удивления зимнего ноября 1994-го. А в поездке по этому самому ТРАНССИБу летом 2011-го обошлись без остановки в Новосибирске, только посмотрели на вечерний город из окна поезда. И это зрелище тоже впечатлило, так что после сегодняшнего репортажа снова туда потянуло. М.б. в нашем ТРАНССИБе-2, есле таковое путешествие состоится. :)
ОтветитьУдалитьНасчёт Сан-Паулу неудачное равнение, на мой взгляд, это вовсе не молодой город. Прямой бразильский аналог Новосибирска это наш любимый ВН: они и ровесники, и оба третьи по размерам в своих странах, и пр.