«Красота» - понятие странное. Вроде бы отражает вполне
материальную категорию, но объективным не является. С одной стороны, понятие
даже, вроде и субъективное, но с другой, есть какие-то общепринятые каноны,
впрочем, меняющиеся и во времени, и в пространстве. Представления о красоте
разные в разных странах и разных временах. Вот так издалека я подвожу к
баганским храмам, точнее, к одному храму, который мне кажется, самым красивым в
Багане. Впрочем, не в последний момент красивым он кажется из за того, что
довольно тщательно реконструируется. Но опять таки, почему выбор для
реконструкции не может быть обусловлен его красотой?
А ещё это один из очень немногих (англоязычная Википедия
уверяет, что всего из четырёх) храмов Багана, которые являются действующими в наше
время. По моему, действующих храмов поболе, но я не уверен, что в буддизме
считается критерием действующести. Достаточно ли для этого иметь изваяние Будды,
которому преклоняются посетители?
Храм Ананда Пахто был построен в начале XII века, во
времена короля Чанзиттхи. По преданию, к королю явились странствующие монахи,
бывшие на медитации в пещере в Гималаях. Король с удовольствием выслушал их
рассказ о святом месте, в ходе которого монахи смогли непостижимым образом внушить
его образ самодержцу. Тот оказался так впечатлён услышанным и увиденным, что
велел странника построить в центре Багана столь же прекрасный храм. Ну а по
окончанию строительства всех монахов он приказал убить, дабы те не смогли нигде
повторить ничего подобного. По другой версии, зодчий храма был один, и его
похоронили заживо вместе с сыном. Подобные истории встречаются вокруг красивых
сооружений не в одной стране мира, и живо подтверждают: не стоит слишком
стараться, демонстрируя свои искусства сильным мира сего.
Ну не знаю, что там с легендами, а знатоки отмечают
несомненное индийское влияние в архитектуре храма. Так что я не удивлён, что
реконструкцию ведёт Индийская Археологическая служба.
И, собственно, работают вовсю. Обновляют осыпающуюся
побелку, возвращают на место краски и позолоту.
Шпили Ананды были позолочены в 1990 году. Как ни странно
сейчас, потёршаяся позолота хорошо гармонирует с розовым цветом кирпича. Просто
золотой верх – это скучно, а так похоже на отражение заката на ряби волн.
Золочёные венцы или «хти» тут есть не только на
центральном шпиле, но и на
второстепенных.
А охраняют всё каменные львы чинте, охраняющие храм от злых
духов.
Видимо, более поздняя пристройка для колокола во дворе.
Не менее интересен храм и изнутри. Большая часть пагод Баган
квадратные или круглые в сечении. В круглых, как правило, внутренних помещений
нет. В квадратных имеется опоясывающая галерея с одним или двумя нефами, где
установлена статуя Будды. Ананда Пах-то имеет в плане форму креста. Здесь галереи
четыре, идущие к храму со всех четырёх сторон света, каждая оканчивается нефом
с девятиметровой статуей разных воплощений Будды. Вот это вот статуя Будды Кассапы,
установленная в южном нефе.
Жалко, там довольно темно и не поснимать, а то внутри есть
ещё довольно много интересных элементов убранства, типа фресок рельефов. Ну,
кое-что есть ещё и снаружи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий