Надо сказать, что Моламьяйну упорно не везёт. Киплинг в
своём стихотворении про Мандалай поместил его на берег моря. Увы, в море
Моламьяйнская пагода смотреться не могла и не может – до побережья от неё около двадцати
километров по прямой. Может, Киплинг не был в Моламьяйне и этого не знал? Да
нет, был, хоть и мельком. И в «От моря до моря» он сам писал, что город стоит
выше устья реки. Наверное, про lookin' lazy at the sea было художественное преувеличение.
Про то, как переводчик Киплинга запихнул в Мулмейн
мандалайскую пагоду Кутодо, я уже писал в одном из постов про Мандалай. Но
самый атас преподнес всезнающий гугль. Превьюха к статье про Моламьяйн у них
почему-то проиллюстрирована фотографией останца
Чьяй Калат под Пха-аном, который вообще трудно с чем-либо перепутать. Конечно, от Моламьяйна до оного монастыря меньше трёх дюжин километров по прямой, но всё таки это окрестности другого города и в другом штате.
Несколько приврали гугловцы и с третьим по числу населения.
Уже давно, как минимум, четвёртый, уступающий двум бывшим столицам (Янгону и
Мандалаю) и нынешней столице Нейпьидо. Моламьяйн, кстати, тоже был столицей.
Правда, в отличие от остальных городов, только колониальной. С 1827 года, после
первой англо-бирманской войны, когда англичане отцепили от Бирмы Аркаин (ныне тот
самый штат Ракхаин, где правительственные злодеи угнетают несчастных мусульман
рохинджа) и Тенассерим (самая южная часть Бирмы, вытянувшаяся хвостом по
перешейку Кра между море и Таиландом), по 1852 год именно тут основались
английские колонизаторы, вывозящие к себе в метрополию тиковое дерево, а также
каучук. Правда, последующие полтора века это была глубокая провинция, хотя
город и стал центром национального штата Мон.
Колониальность наложила на облик Моламьяйна свой отпечаток. Англичан
в городе сейчас практически не осталось, те кто были, уже давно уехали, либо
растворились в Бирме, оставив от своей культуры только британские церкви. Церкви, а также англиканская школа, действуют до сих пор, хотя посещает их
вполне азиатского облика публика.
В отличие от англичан, завезённым в Мулмейн жителям
колониальной Индии возвращаться было особенно некуда. В городе до сих пор
довольно выражен инородный субстрат. Вот эта мечеть стоит в старом городе возле
базара.
А это, как ни странно индуистский храм. А по плитке и не
скажешь.
Вот это святилище, никак не подписанное стоит на Аппер
Мейнроуд.
Вот оно, несомненно, индуистское.
Широк Танлуин-батюшка!
Но, конечно, больше всего, в Моламьяйне буддистских святынь.
Большая часть населения это даже не бирманцы, а моны – родственный кхмерам
народ, некогда населявший всю Нижнюю Бирму. В частности, Баган – это бывший
монский город. Для монской архитектуры характерны такие «многослойные»
двускатные крыши, которых в местных монастырях видимо-невидимо.
Рядом с этим монастырём находится вход в грандиозную, но
почти заброшенную галерею, которая должна вести к какой-то крутой святыне. Подобные
есть и холме в Мандалае, и у пагоды Шведагон в Янгоне. Но тут галерея пуста и
неухожена, здесь совсем нет никакой обычной в подобных галереях торговли. Да и
ходят по ней только всякие европейские зеваки типа меня.
Поднявшись по лестнице наверх, оказываемся на идущей
параллельно берегу гряде холмов. Вот на этой то гряде и стоит целая цепочка
местных святынь, даже не возьмусь сказать, сколько именно. Главная из них –
пагода Чья Танлан, к которой эта галерея и ведёт. Точнее сказать, вела. Ибо за
пару сотен метров до самой пагоды галерея теперь забрана решёткой и заперта.
Возможно, по каким-то праздникам её и открывают, но основной доступ сейчас в
стороне, с лифта. Саму пагоду и лифты хорошо видно с Танлуина (вспоминаем соответствующую фотку).
А это восточная галерея. Она несколько покороче и поуже, но тоже
закрыта.
Перед лифтом традиционно приходится разуться. Вход в пагоду
бесплатный, но тётенька на входе настоятельно напоминает о необходимости пожертвований,
так что приходится оставить чат пятьсот. И вот она, пагода Чья Танлан, наиболее
вероятный прототип киплинговской «Пагоды в Мулмейне».
Это самый приметный объект со стороны, ну а с площадки перед
ней, в свою очередь, открывается отличный обзор окрестностей. За рукавом
Танлуина – остров, а на нём тоже гряда холмов, которая и мешает пагоде «посмотреть
в море».
Чуть северней виден какой-то неприветливый комплекс. Это
местная тюрьма.
Ну а ещё северней – дельта Танлуина и холмы за ней. В Бирме
купола тоже кроют чистым золотом. Чтоб почаще Будда замечал.
Совсем на север видна ещё примечательная пагода, к которой
мы сходим чуть попозже.
В виде на восток, вроде бы ничего интересного нет. Коме
горной гряды почти на горизонте. Неужели Цвегабин?
Да. Похоже, это он. Больше нечему. Вечером я встретил у пагоды парочку из
Швеции, которые были со мной в Пха-ане и в день, когда я отчалил в Моламьяйн,
собирались на Цвегабин. Правда, так на него и не попали.
С юга гряда продолжается. Там тоже пагоды и монастыри. Вот
эта пагода называется Тхингаха.
Перед тем, как спуститься вниз, щёлкаю вот эту фреску со
слоником.
У подножья лифта неширокая пыльная улица. Вот этот дом,
видимо, тоже буддийский монастырь. Правда, его имени я так и не нашёл.
Про пагоду Чья Танлан пишут, что она самая северная в
цепочке. Но это не так. Пройдя чуть-чуть к северу, мы оказываемся ещё перед
одной галереей, ведущей к очередной святыне. Деревянная ступенчатая башня,
обильно украшенная резьбой, почему-то ассоциируется с провинциальным российским
вокзалом в глухом городке.
Пагода Махамуни, одна из самых красивых в Моламьяяне. Обратите
внимание на ступенчатую квадратную форму – так выглядит монская пагода.
Монские формы отлично видны и у монастыря с южной стороны от
Чья Танлана.
Этот монастырь называется Яндарарбон Мьинт. А ведь «Яндарарбон»
- это Мандалай. Дорога в Мандалай тут, как мы видим, совсем не так длинна.
А ещё тут, на территории очередного монастыря я нашёл
часовую башню. Типичную англо-бирманскую часовую башню. Только обычно она стоит
где-то на главной улице возле рынка, а тут почти во дворе.
Странный город этот Моламьяйн.
Комментариев нет:
Отправить комментарий