воскресенье, 3 июня 2018 г.

Торговая сторона

Продолжаем прогулку по Новгороду. Одна из важнейших функций средневекового Новгорода была торговля. Буквально с XII века город был официальным хабом между Ганзейскими городами и городами Руси. Здесь находилось ганзейская иностранная контора, подобная тем, что были в Лондоне и Венеции. Центр иностранной коммерческой активности был предусмотрительно вынесен на другой берег Волхова, и если сторона с кремлём, по которой мы ходили в прошлый раз, называлась Софийской, то правобережье называлось Торговой стороной.


Деревянный мост, ведущий на Торговую сторону от Пречистенских ворот кремля, был построен ещё в 1133 году, и, пережив несколько перестроек, просуществовал ажно до Великой Отечественной, пока в 1944 году его не взорвали. Впрочем, ещё по довоенному генплану его планировали заменить капитальным каменным, но, слава КПСС, этого делать не стали (сейчас отчётливо понимаешь, что грузовики, ездящие сквозь детинец на Московское шоссе, сохранности древнего города не способствовали бы). Автомобильный мост построили к северу от кремля, а на месте старого моста в 80-е годы построили пешеходный Горбатый мост, соединяющий кремль с так называемым Ярославовым дворищем.



Туристы могут оценить этот мост сполна. На сходе моста на Торговую сторону даже стоит бронзовая скульптура девушки-туристки, присевшей на парапет и скинувшей туфли. Живые туристы очень любят с ней фоткаться. Тем более, говорят, что ей можно прошептать на ухо название страны своей мечты, и мечта исполнится.


За спиной же туристки стоит макет корабля. Эдакий памятник периоду евроромантизма, закончившемуся в России в 2014. Ну, тоже украшение, тем более, там находится ресторан.


Ярославово дворище, собственно, начинается у того же моста, но по другую руку. Но мы пока пройдёмся по набережной до автомобильного моста. Там в клетке сидит птица Сирин из былины про Садко. Ещё между Горбатым мостом и мостом Александра Невского есть скульптура рисующего мальчика и медведь на скамейке, но их сфотографируем в другой раз.


Улица, которая начинается за спиной Сирина, называется Фёдоровский ручей. Когда-то тут и впрямь был ручей, который давно убран в трубу. Практически ничего не осталось и от гражданской довоенной застройки – в войну Новгород был почти под корень разрушен. А вот храм Фёдора Стратилата на Ручью стоит здесь с XIV века до сих пор.


Улица Большая Московская идёт перпендикулярно Фёдоровскому ручью и параллельно Волхову. Такая «клетчатая» планировка, характерная, например, для колониальных городов была выполнена в Новгороде уже в XVII веке, но при этом улицы прочертили так, чтобы древние церкви оказывались на них. Буквально в ста метрах от Фёдора Стратилата на ней стоит церковь Димитрия Солунского с колокольней.


На этом фото не могу не отвлечься на дни нынешние. Новгород по размеру заметно меньше Петрозаводска (220 тысяч душ против 280). Причём, в отличие от Петрозаводска, это город не транзитный, а самый что ни на есть тупик. Но вот почему-то городской автобус тут действительно городской, а не позорные деревенские ПАЗики, как у нас. Автобусы, хоть и не очень новые, но в основном даже низкопольные. Кстати, есть в городе и троллейбус.


Церковь Святого Климента. Вроде, ничем не отличается от соседних каменных церквей, но одно отличие есть. Она не каменная, а кирпичная. Стоили её уже в XVI веке на месте рухнувшей одноимённой церкви, как раз таки каменной.


О. ну про это сооружение где-то на восточных окраинах Новгорода я писал в микроблоге.  Моя фамильная церковь, Знаменский собор. Даже не XVI, как я написал в микроблоге, а XVII века. Поздний московский стиль сразу заметен. Говорят, внутри сохранился лучше, чем снаружи. А так обидно за однофамильца.


Буквально через улицу стоит ещё одна небольшая церквушка. Тем не менее, весьма примечательная, и непосредственно связанная со Знаменским собором. Знаменский собор, как я уже писал, получил имя от иконы Знамения Богородицы. А взял эту икону епископ Иоанн в церкви Спаса Преображения на Ильине. Которая стояла не месте вот этой церкви XIV века. А ещё это единственная церковь в России, в которой сохранились фрески Феофана Грека.


Ну и вот, описав небольшой крюк, мы выходим на Ярославово дворище. Слово «дворище» намекает, что где-то тут в XI веке был двор Ярослава Мудрого. Где – точно неизвестно, определённые догадки есть, но про них – ниже. Когда-то тут был огромный рынок, сейчас на небольшом пятачке тут собраны сразу шесть старинных церквей.


И, вроде, церкви и есть церкви, и выглядят почти одинаково, но у почти каждой есть какая-то особенность. Вот, к примеру, церковь Иоанна Предтечи на Опоках. Построена в XII веке на средства купцов-вощаников (воск был одним из основных экспортных продуктов, поставляемых Русью в Ганзу, так что вощаники были одной из самых богатых гильдий). Кроме, собственно, церковных функций, эта церковь ещё играла и роль арбитражного суда по торговым сделкам. А ещё тут хранились эталоны мер и весов, в частности, суконный локоть, составлявший около 48 сантиметров или образец того же воска (трюк типа камней в ведре с воском, продаваемый зарубежным гостям на вес, был местным хорошо известен). Так что это, в какой-то мере древнейшая коммерческая палата, да ещё и первая палата мер и весов на Руси.


Соседняя церковь Георгия Победоносца на торгу.


Видите, она стоит как будто в яме? Это одно из трёх сооружений Новгорода (первым была Грановитая палата в кремле, третьим будет Никольский собор, к которому мы ещё подойдём), у которых убрали около двух метров культурного слоя, чтобы открыть её основание, за века ушедшее в землю.


Церковь успения на Торгу XII века. В средние века тут располагались торговцы скотом, с чем связано народное название этой церкви «Успения на Козьей бородке».


Церковь Параскевы Пятницы на Торгу, пожалуй, самый излюбленный объект у туристов. И не из за отсутствия штукатурки. Она ещё опознаётся по тропке, натоптанной вокруг, больше ни у одной новгородской церкви такой нет.


И дело не в архитектуре, из-за которой восхищённые гости стараются обойти храм, рассмотрев его со всех сторон. Всему виной поверие, согласно которому девка, обошедшая три раза вокруг храма против часовой стрелки, улучшит свои шансы вскоре выйти из категории девок. Парень же, дабы найти порядочную жену, должен сосчитать в церкви углы. Сейчас экскурсоводы втирают, что церковь вообще исполняет заветные желания. В результате вокруг церкви постоянно кто-то ходит, и отнюдь не только девки. При мне даже на велосипеде ездили.


Из любопытного ещё – именно у Параскевы Пятницы располагалась вечевая площадь. Надо сказать, совсем небольшая. Ну а с другой стороны – один из красивейших соборов Новгорода, Никольский. Во-первых, это единственный собор, у которого имеются характерные византийские купола, напоминающие церкви Охрида. В других церквях, например, в Софийском соборе, купола впоследствии перестроены в характерную луковичную форму, более практичную при российских снегах. Тут они тоже были, но в процессе реставрации уже после войны куполам вернули историческую, древнюю форму.


С другой стороны, этот собор ещё и единственный, у которого почему-то не убрали пристройку XIX века. Старинные церкви вообще всю историю достраивались и перестраивались. Вспомните Киевскую Софию, которая сейчас не имеет почти ничего общего с храмом XI века. В Новгороде церкви тоже подвергались перестройке, но после войны их восстанавливали в средневековом виде, убирая поздние наслоения. Больше того, разбирали и пережившие войну части, например, колокольню у церкви Успения. Тут явно инородную пристройку почему-то оставили. И ар-р! Чёртовы провода!


Потом, хотя это и не очень заметно, но тут тоже по сторонам собора убран культурный слой. Ну а в третьих… Посмотрите внимательно на крайнюю левую колонку окон. Над тремя оконными проёмами, два из которых заложены, виден четвёртый. Явно дверной. ??? Что делать двери на уровне четвёртого этажа? Так вот эта сама дверь, а точнее, её проём, по-видимому, и есть единственное, что осталось от дворца Ярослава. Через эту дверь князь мог входить прямо из дворца непосредственно на хоры собора.


Самого дворца давно уже нет. Палаты были деревянными, а горел торг регулярно. На месте дворца сейчас стоит небольшая церковь Прокопия на  Торгу XVI века.


Соседняя церковь Жён мироносиц. Пожалуй, одна из самых красивых, если не в городе, то на дворище точно.


С запада имеет колоритную четырёхэтажную пристройку.


Ну и наконец, гостиный двор. Почти полностью разрушен в войну. От него остались два фрагмента. Во-первых, надвратная башня прямо напротив Никольского собора.


А во-вторых, вот эта аркада. Почему не стали восстанавливать сам двор, примерно понятно: особой исторической ценности у него не было, и предпочитали другие, более старые памятники. Непонятно, почему аркаду не снесли. Но зато отштукатуренная и побеленная, она стала одним из узнаваемых символов нынешнего Новгорода.


Ну и закончу ещё одним памятником современным. Это, так называемый, Ганзейский фонтан.


Фонтан имеет форму круглого стола, как бы укрытого водяной скатертью. По кругу – гербы шестнадцати стран, в которых находятся города современного Ганзейского союза.  Вот, в частности, эстонский герб.


Вопреки встречающимся утверждениям, Новогород не был членом союза немецких ганзейских городов, поскольку он не был немецким городом. Тем не менее, это был важный партнёр Ганзы, с чего я и начал свой рассказ. Немудрено, что тему европейскости Новгорода в период романтизации Европы 1990-2000 годов всячески пытались педалировать. Даже создали Союз ганзейских российских городов, что, с моей точки зрения смотрится уже совсем чушью. Сейчас всё это выглядит как памятник тому периоду.
Боже, какими мы были наивными
Как же мы молоды были тогда…
Но это совсем другая тема и я выскажусь по ней в другой раз. Даже не в следующий, когда я закончу свою новгородскую экскурсию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий