Вопрос такой… Pешили с бывшими сослуживцами моими съездить в Клин. В музей Чайковского и в музей елочной игрушки. Поедем на машинах. Есть желание с нами съездить?
Написала мне сестра где-то за неделю до московского вояжа.
Ну, в принципе, хрен ли? Делами в Москве на три дня я был не особо завален,
отказаться, если что, всегда успею. В итоге, правда, бывшие сослуживцы с
машинами отсеялись, музей ёлочной игрушки тоже («На четвёртое, пятое, шестое, седьмое,
восьмое и девятое января мест в экскурсиях нету!»), и в Клин ехали мы втроём:
сестра, её одноклассница Света и я. На электричке.
Клин – довольно славный городок, который я десятки раз проезжал
на поезде из Петрозаводска в Москву, но вот побывал там в первый раз. К сожалению,
из его красот и атмосфер могу привести только вот эту провинциальную улицу.
Зимний день короток, и его почти целиком занял осмотр Музея Чайковского, а после
позднего обеда гуляли уже в наступающих сумерках и вообще в темноте, так что
снимать особо было нечего.
Ну, собственно, впечатлений от Музея Чайковского хватило на
целый день. Комплекс усадьбы, в которой Чайковский провёл последний год своей
жизни (он жил в Клину более семи лет, но прочие дома, в которых он квартировал,
до нашего времени не сохранились), расположен менее, чем в трёх километрах от
железнодорожного вокзала, так что туда нетрудно дойти пешком. Ну а кому лень,
можете доехать на автобусе или маршрутке, только учите, что остановка у музея
расположена с одной стороны парка усадьбы, а вход в музей – с другой, у
новодельного концертно-выставочного комплекса. Здесь находится билетная касса,
здесь же наверху расположена выставка.
Сам парк, в общем-то невелик, и его легко обойти за
несколько минут. Для полноты ощущений лучше всего взять экскурсию. Если вас
привезли не с уже готовой группой, то в 12-00 и в 13-00 идут экскурсии для
таких «диких» туристов, которой мы и воспользовались, заплатив около 500 рублей
с носа.
Памятник Чайковскому. Таковых в Клину два. Этот, более
манерный, стоит прямо в парке.
Тут же несколько берёз, посаженных разными музыкальными
знаменитостями. Но снял я не их, а вот это чудо-дерево, как нельзя лучше
гармонировавшее со снежным днём.
Очень ненатурально выглядевший сарай. Тем не менее, его
охотно фотографируют.
Ну и центр экспозиций – конечно, сам дом усадьбы. Стараниями
сперва брата Петра Ильича Модеста, сохранился почти в том же виде, что при
жизни композитора. Надстроен только второй этаж левого крыла, где и
располагались кабинеты директоров музея. И, между прочим, это первый
мемориальный музей в России и один из первых в мире.
На двери – таблички. Звонить нечего, хозяина нет дома.
Внутри я почти не фотографировал. Билет на фотосъёмки стоит
двести рублей, а удачных снимков всё равно не сделать, во-первых, света слишком
мало (тем более не самым солнечным зимним днём), во-вторых, посетители музея,
толпясь в помещении, общей композиции никак не помогают. А «почти» потому, что
мимо этого петуха я пройти не смог. Петух – символ Франции, некогда был подарен
Чайковскому французскими поклонниками во время одной из его многочисленных
поездок. Сейчас это тоже символ. Несколько другой.
Чайковский – гений, как ни крути. Его «Шелкунчик» можно
разобрать на мелодии, которые знает любой произвольно взятый на улице человек,
как сказали бы в боле позднее время, «стопроцентные хиты». В опросе журнала «Таймс»
о самых выдающихся людях всех времён и народов в первой сотне всего три
представителя нашей страны. Сталин, Ленин и Чайковский. Тем страннее, что в
аналогичном опросе Левады, проведённом у нас, Чайковский не вошёл в лидирующую двадцатку
(в ней, кстати говоря, сплошные россияне и всего три иностранца). Отчего-то
Чайковский в России не столь популярен, как за рубежом (кстати, он и при жизни
сетовал, что популярнее в Америке, нежели в Европе). И это наводит на определённые
мысли.
Люди, которые не верят в гомосексуальные наклонности
Чайковского, ещё встречаются, к ним относится, в частности, нынешний министр
культуры. Ну, за этим идите в общество сторонников плоской земли, оно как раз
тоже весьма активно. Письма Чайковского, где он допускает весьма недвусмысленные
обороты, опубликованы самим клинским домом-музеем, где, собственно и собрана
самая большая коллекция подлинных документов, касающихся композитора, и я склонен
верить скорее музейным публикациям, нежели директору «херачечной», в чьём
попадании на пост по рабочим качествам у меня лично имеются сомнения. Что уж
говорить о национально озабоченных гражданах из интернета.
Ну, в общем, на самом деле, это мелочи. Мало ли, кого там
творческий человек пердонил, а тем более, платонически обожал. Но вот как-то
дальнейшее ознакомление с проказами Петра Ильича уже начинают испытывать
толерантность на прочность. Экскурсоводка, которая нас водила по музею, призналась,
в частности, что не может простить Чайковскому, как он обошёлся со своей
официальной женой, которая в итоге окончила жизнь в психушке. Ну, кто на что
обращает внимание. Меня особо не волнует фотография Чайковского под ручку с
чешским скрипачом Котеком, хотя, если вспомнить, что он был профессором в
консерватории… Блин, ну ладно, не совсем же он дурак, использовать своё
положение в личных целях. Но дальше в шеренге «обожаемых» Чайковским юношей и
отроков появляются кучер Ванечка и слуга Лёнечка с братом. Тут то люди
подневольные.
И уж совсем как-то гадко смотрятся случаи «обожания» по
отношению к крестьянским детишкам. Хотя биографы Чайковского и настаивают на том,
что эфебофилия Чайковского была чисто платонического характера, мне бы было
как-то не по себе, если какой-то седовласый барин с характерным дребезжащим
голосом (голос Чайковского, записанный на фонограф, мы слушали в музее, в
интернете его найти не сложно) дарил подарки детям на моих глазах. Тем более,
моим детям.
Вот тут то и порылась собака. Как часто мы склонны
отождествлять гениальные произведения искусств с их авторами. И напротив,
авторов с написанными ими произведениями. А ведь автор – реальный человек. Со
своими тараканами. И тараканы у гения подчас бывают весьма крупными: как-никак,
гений – это тоже отклонение от нормы. Высоцкий писал чудесные, берущие за душу
песни, но он же банально сторчался, а до этого закладывал за воротник и любил
по пьяни гонять на машинах по Москве, подвергая опасности жизнь случайных
прохожих. Аркадий Гайдар (у него, кстати, тоже есть дом-музей в Клину) писал
светлые книжки для советских детей, но он же имел привычку напиваться и
поколачивал жену. Достоевский был азартным игроком в карты. Любимый мной
Тургенев в жизни был человек весьма желчный, и как бы сейчас выразились,
говнистый. Список можно и продолжать. Но что бы хотелось сказать. Да, бывает,
что цветы растут и из грязи, а иногда просто из говна. Давайте не будем мешать
одно с другим. Лично мне слушать музыку Чайковского подробности его интимной
жизни не шибко мешают.
Хотя всему, конечно, бывает предел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий