среда, 5 июня 2019 г.

Калининградский зоопарк

Один из наиболее привлекательных экскурсионных объектов при посещении Калининграда – это Калининградский зоопарк. Калининградцы с гордостью говорят, что их зоопарк – третий в стране после московского и ленинградского, а также один из самых старых в стране.


И это по большей части – правда. «Тиргартен» в Кёнгисберге был открыт в конце XIX века в предместьях города в парке на ручье Хуфен. Ручей сохранился до наших дней, и называется Парковым, поскольку протекает через несколько калининградских садов и парков. Местные ещё называют его «Голубым», но, кроме рассказов местных, я нигде этого названия больше не встречал. Так вот в долине этого ручья к западу от городских ворот в 1895 году была устроена промышленно-ремесленная ярмарка. Павильоны этой самой ярмарки и легли в основу созданного через год «Тиргартена». Собственно, с той поры зоопарк так и не расширялся.


Остались с начал прошлого века и некоторые павильоны, в частности, вот этот старый слоновник, имеющий статус памятника архитектуры. Но слоны в нём уже не живут, там находится администрация зоопарка.


А напротив него на аллее стоит скульптура мальчика со львятами, которая является, своего рода памятником первому директору кёнигсбергского зоосада Герману Клаасу, вышедшему на пенсию в 1913 году. Увы, после его ухода, на зоосад повалились несчастья. Началась Первая Мировая война, зоосад был фактически закрыт. Местных животных выкинули в леса, часть коллекции просто усыпили, а в павильонах расположились военные склады.


Оклематься «Тиргартену» удалось только к тридцатым годам. Но тут новое несчастье – Вторая мировая. Бои за территорию зоосада в 1945 были весьма жестокими, впрочем, на Кёнигсбергском пятачке каждый клочок земли полит кровью. Большая часть павильонов просто сгорела, почти все животные погибли. Ветеринар Владимир Полонский, получивший зоосад под свою ответственность, нашёл там всего четырёх выживших зверей: осла, барсука, лань. И бегемота по кличке Ганс с семью пулевыми ранениями. Трогательная история бегемота, которого Полонский выхаживал, по сей день является главной легендой зоопарка.


Оправившегося питомца Полонский просил забрать в Московский зоопарк. Однако, уже летом 1945 зоосад в Кёнигсберге возобновил свою работу. А бегемот попал на эмблему зоопарка. Более того, именно в Калининграде находится главный бегемотариум страны – бегемотов сейчас нет ни в Москве (если не считать карликового бегемота), ни в Питере. Зато здесь бегемоты благополучно разводятся, так что практически все бегемоты, которые есть в зоопарках и цирках страны происходят из Калиниграда. Сейчас в Калининграде живёт пара бегемотов: самец Глясик и самка Миля. К сожалению, на майские было ещё прохладно, и на внешний выпас их ещё не выпустили. Ну а в грязном бассейне они смотрятся не столь красиво.


Зоопарковская агитация довольно наглядная. Важно помнить, что бегемоты – звери весьма опасные, так что не стоит давать детишкам писять в их бассейн.


И таких табличек по зоопарку немало. Вот эта, например, висит на вольере с рысями.


А тапиры могут уже и написять на вас, если не соблюдать осторожность.


Сам тапир.


Коллекция в зоопарке довольно приличная, но снимать животных, к сожалению, часто довольно проблематично из-за неудобной конструкции вольеров, решётка которых лезет в кадр. К примеру, тут есть единственная в России пара больших муравьедов. Муравьеда я уже видел в Сан Паулу, но тут он меня приятно удивил. Но, увы. Снимать пришлось поверх решётки (значит, видоискателем не воспользуешься), а день ещё был пасмурный, света мало. Сделал с десяток кадров, но все неудачные…



Вот на острове медведей решёток нет. Медведь дрыхнет прямо метрах в семи от тебя на скале. Коллега, которая была в Калининграде пару лет назад, рассказывало, что ей было реально страшно, что он сейчас перепрыгнет ров.


Ламы в загоне. Маленький привет с Анд.


Пеликаны на пруду. Почему-то пеликаны всегда очень фотогеничны.


Забавные еноты сидят в загоне прямо сразу у входа, поэтому их можно наблюдать даже из кафешки "Патисон клаб", расположенной у входа. Кстати, хорошая кафешка, и недорогая. Рекомендую.


А это ближайший родственник гиппопотама, карликовый бегемот, с коим тоже связана грустная история. Несколько лет назад Калининградский зоопарк по обмену получил из Чехии самца карликового бегемота по кличке Тофи. Пока павильон для Тофи был в реконструкции, его поселили к родне, большим бегемотам в их бегемотник, где для него выгородили закуток. Ночью флегматичные обычно гиппопотамы напомнили о том, что они неспроста считаются одними из самых опасных животных Африки. Они выломали перегородку и нанесли бедняге ранения, от которых он умер. Самочку, с которой его рассчитывали спарить, привезли из Каунаса позже.


К сожалению, фоток маловато, потому что погулять, как следует, по зоопарку не удалось: впереди была ещё насыщенная программа. Но в целом, впечатление сложилось. Коллекция неплохая, и люди, которые тут работают, явно фанаты своего дела. Но беда Калининградского зоопарка, увы, в том, что он хорош только по российским меркам. Третье место в России, увы, нивелируется тем, что в России приличного уровня зоопарков нет вообще. Российские зоопарки маленькие, стиснутые между старыми жилыми районами, со слабым техническим и информационным оснащением на уровне зоосадов середины XX века. Конечно, сотрудники-энтузиасты делают всё, чтобы это как то сгладить, но вот сгладить на энтузиазме можно далеко на всё. Современный зоопарк с хорошей инфраструктурой – привилегия зажиточных стран, к которым мы, увы, не относимся. А ещё у нас холодно, что только увеличивает затраты на содержание экзотических животных… Ну, что ж поделать? Думаю, что ничего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий