Есть в Калининграде ещё один уникальный музей, на посещении
которого настаивал уже я. Надо сказать, что Калининград до возвращения
Севастополя играл узловую роль в океанских исследованиях России – здесь есть
сразу два учреждения, занимающиеся океанографическими исследованиями:
во-первых, АтлантНИРО, а во-вторых, местный филиал Института океанологии
имени Ширшова. Вот при нём то и организован Музей мирового океана. Он расположен на правом берегу Преголи немного
ниже Кнайпхофа. Чтобы сюда попасть, надо спуститься с моста, ведущего от плаца
на месте бывшего замка в сторону Московского проспекта с его огромными домами,
перейти через сам проспект и продолжить двигаться по улочке, носящей имя
почему-то Виктора Гюго, к реке мимо бассейна «Юность», а когда она выйдет к
реке, повернуть вместе с улицей вправо. Строящийся (в 2019 году) шаровидный
комплекс музея будет виден практически сразу. Ну а нынешнее здание музея –
сразу за ним. Вход со стороны реки, там, где пришвартованы сразу несколько
судов, входящих в экспозицию музея. Вот, собственно, экспозиция уже началась.
Первое судно - рыболовецкое судно-музей «СРТ-129», за ним – плавучий маяк «Ирбенский». И на тот, и на другой можно сходить по музейному билету.
Но самое интересное стоит дальше, напротив главного здания
музея. На переднем плане – легендарное научное судно Академии наук СССР «Витязь».
За ним видны конструкции старого разводного железнодорожного моста, а за ним
стоит судно «Космонавт Пацаев». Некогда у Советского Союза было одиннадцать
судов «космической флотилии», обеспечивающих передачу телеметрической информации
с космических аппаратов. Однако, для развития демократии и счастливого
существования креативного класса эти суда вовсе не нужны, поэтому в «святые
девяностые» их списали и порезали на металл. «Космонавт Пацаев» удивительным
образом уцелел и выполнял свои функции вплоть до 2014 года, уже стоя в
Калининградском порту. Ну и сразу стал экспонатом музея.
Дальше, к сожалению, не видно, но там пришвартована подводная
лодка «Б-413», на которую тоже можно слазить. Только вот, приходя в музей, имейте в виду: как такового единого
билета в экспозицию здесь нет. На каждое из перечисленных мной судов надо
покупать отдельный билет за 150-200 рублей. Ну и ещё отдельные билеты на
экспозиции, расположенные в главном здании: выставка «Глубина» и в аквариум.
Впрочем, в главное здание есть и совмещённый билет за 300 рублей. Если, конечно,
вы не пойдёте на экскурсию, тогда, понятно, всё будет дороже.
Выставка «Глубина» находится в левом крыле музея. Сразу за
дверью нас встречает скелет кашалота, подвешенный к потолку (когда-то для него
был отдельный шатёр в музее), ну и экспозиция из подводных аппаратов, моделей
судов и приборов, а так же обильные мультимедийные киоски, в которых можно
узнать, например, об анатомии того же кашалота или о том, как измеряют глубину
и солёность воды.
Тут же можно заглянуть в настоящий батискаф.
А это подводный буксируемый аппарат «Тетис», через который
осуществлялась подводная съёмка, в частности, косяков рыб. В семидесятые годы
было построено шесть таких аппаратов, два из них находятся в калининградском Музее
океана.
А вот это настоящая изюминка коллекции – глубоководный аппарат
«Мир-1». На нём самом Владимирвладимирыч™ опускался в Байкал, а Джеймс Кэмерон
плавал к «Титанику». Ну а уж история у аппарата (и его брата «Мир-2», который
до сих пор в строю) полудетективная. Их строили по спецзаказу финны из компании
«Раума Репола» в 1970-х, но, надо сказать, что тогда Светлый Град на Холме
категорически запрещал поставлять в наш тоталитарный Мордор передовые
технологии (отрыжки этой американской политики продолжаются до сих пор). На
проект «Мир» они закрыли глаза, поскольку американские эксперты сочли, что
финнам не удастся построить аппараты с заданными характеристиками. А финны
взяли и сделали. Тут ЦРУ забеспокоилось, не смогут ли русские на этих аппаратах
порезать им кабели под Атлантикой? В итоге дочернюю компанию «Раума Репола
оушеаник», предусмотрительно созданную финнами, обанкротили по требованию ЦРУ,
да и сама Раума через несколько лет влилась в машиностроительный концерн «Метсо».
В общем, посмотреть есть на что, но познавательная ценность
коллекции, без участия экскурсовода, ИМХО на уровне школьной программы. Информация слишком разрознена и происходит из слишком разных областей знания. Почти
ничего нового я из «Глубины» не вынес. Довольно скромен и аквариум, вся
экспозиция которого находится в одном зале.
С тем же «Москвариумом» и сравнивать нечего. И даже,
пожалуй, с севастопольским аквариумом. Хотя в строящемся стеклянном шаре,
который вы видели на первом фото, будет размещён, в частности, аквариум новый. Наверное, он будет повнушительней. И есть надежда, что вся экспозиция будет несколько связаннее и будет создавать более полное впечатление о мировом океане. К сожалению, на сайте музея пока представлены только общие слова, о том, как будет выглядеть музей после окончания строительства. Да и с самим окончанием тоже пока неясно: на сайте надеются достроить его к чемпионату мира по футболу, а посетителей запустить в 2019 году. Очевидно, этого уже не произойдёт.
В общем, быстро осмотрев трёхсотрублёвую экспозицию в
главном корпусе, мы взяли ещё билеты на «Витязь». И вот это оказалось
существенно интереснее.
Витязь – легендарное судно. Оно было построено, как
транспортное судно в Германии перед войной, а после войны передано англичанам
по репарации. Англичанам, видимо, оно не приглянулось, поэтому уже в 1946 году
его отдали СССР, который в том же 1946 году передал его новоорганизованному
Институту океанологии для тихоокеанской экспедиции. Крёстным отцом «Витязя»
стал известный советский океанолог, а так же отец отчима (приёмный дед?) моей
одноклассницы Вениамин Григорьевич Богоров. Тридцать лет «Витязь» бороздил моря
по научным нуждам. На нём было описано свыше тысячи видов новых организмов, например,
загадочные погонофоры, у которых нет пищеварительной системы, зато есть
нервная, и даже мозг, причём брюшной. Именно с «Витязя» была замерена глубина
самого глубокого места в Марианской впадине 11022 метра. Когда «Витязь»
закончил научную картеру, его даже хотели перевести на вечную стоянку в Москву,
но в итоге после одиннадцати лет заброшенности, его передали в Музей мирового
океана, который, кстати, именно с «Витязя» и начался в 1994 году.
Экспозиция судна посвящена двум моментам: во-первых, можно осмотреть собственно нутро научного судна с кают-компанией, научными кабинетами, и даже камбузом.
Отдельно выгородили участок машинного отделения, который остался в том виде, в
каком был, пока судно при Горбачёве ржавело на заводе «Янтарь». Ну а во-вторых,
тут неплохая экспозиция по истории научных морских экспедиций, с особым
акцентом на российские. Как мы знаем, у нас имелся неплохой опыт в XVIII-XIX веках.
Про остальные экспозиции, увы, сказать ничего не могу. Хотя,
говорят, на подводную лодку слазить очень даже интересно. Ну а я тем, кто
пойдёт в музей впервые, посоветую, прежде всего взять билет на «Витязь», и
пройтись по нему медленно и вдумчиво, читая таблички, и разглядывая интерьеры.
Это одно из самых интересных занятий, которые может предложить музейный Калининград.
Комментариев нет:
Отправить комментарий