Ну что ж, прерываемся с Кубой, дабы выложить свежий
эстонский материал. Небывалые проблемы с организацией поездки вылились в то,
что я жил в непривычном для себя месте. А это, в свою очередь, вылилось в то,
что мой ежедневный маршрут до института и обратно проходил по непривычным для
меня дорогам. На сей раз он не включал ни Рижского шоссе, ни буржуазные
коттеджики Таммелинна, но проходил также по интересным улицам к западу и северу
от Домского холма. Пофотографировать было что.
Хостел, где я на сей раз останавливался, находился прямо
рядом с железнодорожным вокзалом. Собственно, единственным плюсом, который у
этого места был (даже если не вспоминать того, что они обошлись мне в лишние 23 евро и потраченные при оформлении визы нервы) остался новый и более короткий
маршрут. Как до института, так и до автовокзала отсюда было километра полтора.
В остальном можно было ностальгически вспоминать домик Эхи Суйи с её завтраками
и баней, но, увы. И самое обидное, что бедняга из вокзального хостела старался
сделать всё, чтобы мне помочь, просто не всё было в его власти. Из за этого
написать плохой отзыв на букингкоме у меня просто рука не поднимается.
А вот, собственно, сам вокзал, первое место в Тарту, которое
я посетил ещё в 1990 году, когда мы с приятелем ехали на поезде из влюбившего
меня в себя Таллинна в Москву, и минут с десять стояли в Тарту. Вопреки
стереотипам, тартуский вокзал совсем не шумный и не запруженный народом. Поезда
дальнего следования тут больше не проходят (единственный в Эстонии поезд
дальнего следования Москва-Питер-Таллинн проходит по северу, через Раквере и
Нарву), и вокзал используется только для коротеньких дизельных (электротяга на
эстонской железной дороге есть только в окрестностях Таллинна) «Штадлеров».
Которые с десяток раз в день бегают в Таллинн, ещё несколько раз в Валгу на
латышской границе, и пару раз в день до станции Койдула на границе с Россией.
Основной пассажиропоток вобрал автовокзал.
Всё, что мы в августе 1990 года смогли увидеть – это вот эта
тихая улочка первой половины ХХ века, в 90-м году уже носившая имя боевика
времён гражданской войны Юлиуса Куперьянова. Новые времена – новые герои.
Дошли мы до конца привокзального парка, постояли пару минут,
да и пошли назад на поезд. Вот на этот дом я внимания не обратил, вероятно, он
тогда выглядел не слишком парадно. А это, оказывается, тоже исторический дом. В
нём с 1902 года размещался Союз Эстонских Студентов, который, в свою очередь,
ещё лет на двадцать старше. Это была первая эстонская национальная (студенческие
организации, возникавшие по признаку землячества, имелись и раньше) студенческая
организация, и именно она ввела в обиход черный, синий и белый цвета, позднее
составивший эстонский флаг. Сам союз был организован по образцу и подобию
немецких студенческих корпораций. Чего-чего, а немцев в Дерпте было
предостаточно, подражать было кому. В общем, эта была первой, а сейчас подобных
корпораций в Тарту пруд пруди.
Вон, в паре кварталов на той же улице сидит ещё одна
корпорация, Fraternitas Estica,
чьи цвета, если присмотреться, напоминают о Республике Коми. Хотя эстонцы тут
явно были первыми. Ещё неподалёку гнездятся корпорации «Угала», «Сакала», и
хрен знает кто ещё. В XIX веке эти корпорации возникали, как правило, по
национально-земляческому признаку. По какому признаку они функционируют сейчас,
а главное, какой в них смысл, я так и не понял. В интернетовских материалах
говорятся общие слова о патриотизме, демократии и стремлении к знаниям, но это
не клуб по интересам, не общества содействия чему-то и не политическая
организация. Вероятно, русским эта изысканная прибалтийская игра в бисер вообще
непонятна, ибо у русских эти корпорации так и не закрепились. Русские
корпорации тоже возникали (в основном, в Дерпте, хотя были попытки и в Москве,
и в Петербурге), но быстро затухали. Их, конечно, запрещали власти, но
эстонские и латышские организации прорастали через бетон запретов, а русские –
нет. Кстати, нет студенческих корпораций и в Литве, где немецкое влияние было
существенно слабее. В России их пытаются организовать сверху в Калининграде, а
пока единственной русской студенческой корпорацией является Fraternitas Arctica при
Рижском политехе. Уж есть ли они в нынешней Германии – не знаю. В Америке
вот, как нам известно, есть подобные братства и сестричества, называемые, как правило,
греческими буквами, всякие там «Сигма-Бета-Ро».
Эстония, конечно, не Куба, но и тут встречаются раздолбанные
мостовые и неухоженные дома. Впрочем, выглядящие всё равно весьма аутентично и
живописно.
И тут можно сделать вот такие живописные уличные натюрморты.
А вот это приятный сюрприз – табличка откуда-то из 1980-х,
ещё с русским языком, и выглядит очень хорошо. У нас в Петрозаводске подобные
двуязычные таблички, на русском и финском, тоже были, но сейчас я не уверен,
что хотя бы одна сохранилась. А в Тарту вот есть
Поелику предвоенный Тарту был городом преимущественно
деревянным, дома часто горели (особенно в войну). Ну и как потом было избежать
вот таких следов времён Никиты Сергеича. К чести эстонцев, хрущобы сейчас
ремонтируют и даже украшают, так что выглядят они вполне себе. В зданиях
ставятся стеклянные двери, новые стеклопакеты, сами они чистятся и окрашиваются
по новому, даже с граффити в торце.
Процесс продолжается и сейчас.
Но в целом, район в основном деревянный.
На момент революции
Тарту был примерно вдвое больше Петрозаводска (50 тысяч против 26), но рос он
существенно медленнее, и к войне города сравнялись, и Петрозаводск даже вышел
вперёд (60 тысяч в Тарту против 69 в Петрозаводске). Сейчас Петрозаводск втрое
больше (93 тысячи против 279). У нас в городе вот таких деревянных трёхэтажек
почти нету, и если есть, это, в основном, офисные предвоенные дома. Есть послевоенные
деревянные двухэтажки, которые сейчас массово пошли под снос, о чём в городе
никто не жалеет.
В Тарту эти дома как-то посимпатичней. Вот заглянешь во
двор, а там неожиданная башенка.
А вот такой дом с резными наличниками.
Своего рода памятник – в этом доме в военные годы жил известный
эстонский (и советский) гроссмейстер Пауль Керес.
Или вот тоже теремок, привлекающий внимание. Сейчас в нём
находится Немецкий культурный институт с библиотекой, языковыми курсами и
прочими мероприятиями. До войны (в особенности, до Первой Мировой) немцев в Тарту-Дерпте было, как мы помним,
предостаточно. Сейчас их почти нет, но культурную экспансию Германия не
прекращает. Пожалуй, России тоже есть, о чём призадуматься.
А это соседняя улочка, носящая известное всем в России имя
Вески. Ну, названа она, естественно не в честь певицы, при всём моём уважении к
Анне. «Вески» - по-эстонски мельница. Улица, стало быть, «Мельничная».
На улице Вески тоже есть исторический дом. Вот в этом доме в
1980-е годы жил известный культуролог и семиотик Юрий Лотман.
Подходим к Домскому холму, на который мы сегодня подниматься
не будем, тем более, там мы уже были. И тогда видели здание старого
анатомического театра. А это, представьте себе, новый Анатомикум, построенный в
1888 году. Правда, анатомического театра тут уже тоже нет, сейчас тут ироничным
образом, располагаются институт философии, а также отделение славянской и
русской филологии.
Здесь улица Няйтузе упирается в Домский холм. Если пойти
направо, можно выйти ещё на одну симпатичную улочку, текущую в ложбине у подножья
холма, называющуюся Валликраави, то есть, улицу вала и рва. Ну да, когда-то тут
были укрепления средневекового Дерпта.
Вот этот дом на улице Вильгельма Струве 2 по соседству со
зданием очередной студенческой корпорации я видел неоднократно, но как-то он не
привлекал моего внимания. А зря. Во-первых, это чуть ли не старейший
сохранившийся в Тарту дом, относящийся к концу XVIII века. Что
для меня было неожиданно, ибо сам Юрьев-Дерпт-Тарту был основан ещё при
Ярославе Мудром, но по домам он не намного старее Петрозаводска, где старейшие здания
тоже относятся к XVIII веку. А всё дело в том, что средневековый Тарту горел в
пожарах (особенно памятен великий пожар 1775 года, практически и покончивший со
старым Дерптом) и разрушался в войнах. Вот и осталась от него только руина
Домского собора на холме. Ну а в-вторых, именно в этом доме располагается
Эстонское общество естествоиспытателей, одно з старейших научных обществ
постсоветского пространства. Председателем его в разные периоды истории
являлись такие люди, как Карл Бэр, Эдмунд Руссов, Николай Кузнецов, Теодор
Липмаа ну а в ближайшие к нам годы уже люди, знакомые мне лично, например,
Калеви Кулль и Марек Саммуль.
Но основной мой маршрут лежал влево от улицы Няйтузе, к
северу от Домского холма по улице, носящей имя того самого Карла Бэра,
основоположника эмбриологии и сравнительной анатомии.
Заброшка, как мы видим, имеется и в Тарту тоже. Иногда она,
как и на Кубе, становится объектом художественной инсталляции.
Я понятия не имею. Кто эти люди в студеческих фуражсках на
фото, но, видимо, они имеют какое-отношение к авторам инсталляции. А может, и к
этому дому.
Ну, вот я и приближаюсь к цели, на улицу со звонким собачьим
именем Лай. В доме с флагом находится… йеп, ещё одна студенческая корпорация.
Обшарпанные дома дальше тоже относятся (точнее, относились) к университету, но
про них я лучше расскажу как-нибудь позднее, а то надо сделать их нормальные
снимки. А дом на переднем плане – также один из старейших сохранившихся в Тарту,
и тоже был построен в XVIII веке.
Улица Яани, Ивановская, то бишь. Ну а церковь,
соответственно, Святого Иоанна, то есть, Яана.
Шпиль колокольни по балтийской традиции венчает золочёная
фигурка-флюгер. В данном случае, как и в Риге, золотого петушка.
Петушок хорошо виден по всему Старому Городу.
Ну а это здание XIX века прямо напротив ботанического
сада, куда я иду, занимает Новый театр Тарту. На протяжении последнего года тут
в торце висела занимательная афиша про «Кремлёвских соловьёв», но я всё никак
не мог её сфоткать. Сняли её в аккурат в тот день, когда я прибыл в Тарту.
Утром была, а вечером, когда я делал этот снимок уже нет. Бывает же.
Ну, вот на этом наша и так подзатянувшаяся экскурсия по Тарту
закончилась. Но не тема Тарту, к которой, мы надеюсь, ещё вернёмся.
*-Да, поясняю картинку, выбранную
мной в качестве заглавной. Есть в ЕС такая штука , как «культурная столица
Европы». Один или несколько (в 2000 году таковых было ажно девять!) городов
Европы (как оказалось, не только стран ЕС – культурной столицей были, например,
Берген и Стамбул) назначаются на год «Культурной столицей», в связи с чем там в
этот год проводят разные мероприятия и наезжают туристы. В 2011 году таковой
был Таллинн (вместе с финским Турку). А на 2024 год выбрали Тарту, к чему и
приурочен этот знак на Ратушной площади.
Комментариев нет:
Отправить комментарий