С чем в Камагуэе очень хорошо – так это с местным
искусством. Нет, с ним на Кубе вообще неплохо, но создаётся впечатление, что
центр города просто кишит людьми искусства: художниками, актёрами, поэтами. Вон и Ёузи Барбара, на песню которой я тут ностальгировал, оказывается, родом из Камагуэя. Камагуэй вообще какой-то не по-кубински
меланхоличный и наводит на лирику. Есть предположение, что если отсюда вовремя
не свинтить, то навсегда останешься здесь и начнёшь писать картины, пьесы или
хотя бы стихи. Поэтому я не удивился, что большинство посетителей приезжает в
Камагуэй всего на одну ночь. Жалко, я тоже недалеко ушёл от этого показателя.
Если отойти от центра города на запад по улочке Эрманос
Агуэро,можно увидеть не оcобо сперва примечательный белый дом. Это родной дом Николаса
Гильена. К своему стыду, я знаю только, что это кубинский поэт, а вот с его
стихами уже хуже. Ну что ж, в частности, на стихи Гильена в переводе Инны
Тыняновой была написана Давидом Тухмановым песня «По волне моей памяти»,
которую уж родившиеся в семидесятые годы должны узнать, пусть и не по тексту.
Улочка в итоге приводит нас на небольшую уютную площадь с колониальными домиками и красивой
барочной церковью, тоже посвящённой Богородице: Иглесия де Нуэстра Сеньора дель
Кармен. А площадь, соответственно, называется, Пласа дель Кармен.
Но интересной эту площадь делает отнюдь колониальные домики, и даже не церковь. Похоже,
вы уже обратили внимание на расставленные по ней бронзовые скульптуры.
Мужичок с бронзовой газетой, усевшийся под деревом.
Немолодая уже парочка на соседней лавочке.
Три явно сплетничающие тётки, расположившиеся по соседству
на бронзовых стульях. Четвёртый стул свободен – можете примкнуть к их
разговору.
Ну а первый, на кого натыкаешься, выходя на площадь, вот
этот дядечка с повозкой, полной глиняными горшками. Эти горшки (тинахоны, как
они называются) являются одним из символов Камагуэя, ибо производятся здесь с XVII века,
чему способствует нахождение в окрестностях города подходящих глин. Тинахоны
самого разного размера в городе можно видеть регулярно. Есть поверие, что для
того, чтобы вернуться в Камагуэй, надо просто попить воды из тинахона. Мне,
увы, случая не представилось, ибо сейчас тинахоны выполняют, в основном,
декоративную функцию, и воду никто при мне из них не пил
Ну и на закуску – бронзовая горлица на питьевом фонтанчике.
К чему такая скульптурная сценография? А, оказывается, именно
тут на Пласа дель Кармен находится дом ещё одной местноурождённой знаменитости,
художницы Марты Хименес Перес. И прямо напротив мужика с тинахонами в тележке
находится её студия –ателье. Я, конечно, не знаток скульптуры, но Марта Хименес
в своих кругах известна: она оформляла несколько примечательных сооружений по
всему миру, и её скульптуры установлены не только на Кубе, но и во Франции, в
Чехии, в Китае, в Англии, в Канаде, и даже в США, несмотря на все проблемы
кубино-американских отношений.
Вообще предметы изобразительного искусства в Камагуэе найти
несложно. Скульптуру из прицерковной Пласа де Гальо я показывал в прошлом
посте, а вот вам мурал с той же площади. «Гальо» по-испански, кстати, петух.
А вот такое вот ставит в тупик. Вроде просто процарапанная
штукатурка на стене, но, чёрт возьми, произведение искусства! И как эту стену
прикажете штукатурить?
Идёшь такой по улице, тут бац, бронзовая табличка,
возвещающая о том, что тут находится бар “Yesterday”.
Заглядываешь – там вся ливерпульская четвёрка, выполненная
из бронзы. Битлов на Кубе почему-то очень любят: в Гаване есть парк Джона
Леннона, а потом ещё я видел популярное заведение в Варадеро. Камагуэй тоже от моды не отстал.
Ну а наша прогулка продолжается. Мы приближаемся к главной
площади Камагуэя, носящей имя Игнасио Аграмонте.
На площади разбит замечательный, очень уютный сквер… то есть,
парк. Сюда я ходил по вечерам в интернет, ибо на площади, как это часто сделано
на Кубе, есть публичный вайфай.
В центре стоит памятник самому Аграмонте на коне, и
указующий шпагой не то кубинцам, куда наступать, не то испанцам, куда отсюда отправляться.
Здесь тоже есть стенд с исторической ретроспективой.
Ну и местный собор, посвящённый по традиции Богоматери: Катедраль
де Нуэстра Сеньора деля Канделярия. Изюминкой этого собора является статуя
Христа на колокольне.
Похоже отремонтировали собор не так уж давно – в интернете
полно картинок, где он ещё не столь чист и красочен. И надо сказать,
обшарпанным он выглядел как-то органичней. Можете поискать картинки в гугле.
Вечер в кубинском городке.
Усталый абориген высунулся из окна.
Да, на некоторых улицах видны трамвайные рельсы. Хотя
трамвай в Камагуэе не ходит примерно с тех же пятидесятых, что и в остальных
кубинских городах. И тут, в отличие от Сантьяго, его восстанавливать не
собираются.
Ещё одна площадь на отшибе исторического города называется
Пласа Сан Хуан де Диос. А всё дело вот в этой не очень примечательной церквушке,
которая сейчас является старейшим сохранившимся зданием Камагуэя. 1728 год.
Ну а эта небольшая, но очень атмосферная площадь находилась
недалеко от места, где я квартировал. Площадь Хосе Марти с памятником самому
Марти. Местные пионеры используют его постамент в качестве горки.
Очень красивая псевдоготическая церковь Саграда корасон де
Хесус начала XX века.
Совсем рядом, буквально в метрах десяти имеется ещё одна
маленькая площадь с вот этим памятником. Оказалось, это ещё одна уроженка
Камагуэя, кубино-испанская писательница Хертрудис Гомес де Авельянеда.
Вероятно, на мурале с известными камагуэйцами она тоже есть. У нас её, понятно,
не очень знают, а в ибероязычной литературе она прославилась тем, что первой
написала роман «Саб», направленный против рабства. Это было за десять лет до «Хижины
дяди Тома» и за два года до «Рабыни Изауры» Гимараэнса.
Ну а это здание, хотя и имеет типичный колониальный вид, и
даже два тинахона у входа, располагается уже за пределами исторического города.
Местная балетная школа.
Тинахон можно видеть и в конце вот этой аллейки из кубинских
брюхатых пальм в местном парке, расположенном за речкой Атибонико.
Аллейка, кстати, ведёт к ещё одному памятнику Игнасио
Аграмонте, только уже явно в стиле социалистического конструктивизма годов
семидесятых-восьмидесятых.
Вот в этом парке, называемом Касино Кампестре мы и закончим
экскурсию по Камагуэю. Конкретно вот у этого деревца, высаженного в честь XIX фестиваля
Молодёжи и Студентов, проходившего в Сочи за месяц до моей поездки на Кубу. Там
несколько подобных деревьев, но мимо такого актуала, понятно, я пройти не мог.
Вообще от визита в Камагуэй у меня осталась некого рода
досада. Ощущение, что что-то в этом городе я раскусить и распробовать не успел.
Ну что ж, авось, ещё будет у меня шанс вновь посетить Камагуэй и посмотреть,
как подросло деревце с последнего снимка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий