вторник, 1 октября 2019 г.

Национальный парк Александра Гумбольдта

Прежде, чем перейти непосредственно к натуралистической части моей Кубинской программы, надо представить одну местную неприятность. Крайний восток Кубы – самое сырое место на острове. А самое сырое время в Баракоа – осень. С началом сентября количество осадков резко удваивается, и держится почти до рождества, когда так же резко спадает. Это не считая уже помянутых ураганов, приходящих сюда тоже по осени. Я эту фичу узнал уже в процессе подготовки, и поделать ничего не мог. Вычёркивать Баракоа из программы? Нафиг, я понадеялся на лучшее. И надежды, увы, не сбылись. О том, что в Баракоа было не так уж много солнца и синего неба, нетрудно догадаться по городским фотографиям из предыдущего поста.


В первый же день в Баракоа, я первым делом явился в туристический информационный центр и спросил, как там с экскурсиями в национальный парк Александра Гумбольдта. Меня несколько расстроили, сказав, что вообще экскурсии есть, но вот имеется проблема. В прошлом году ураганом снесло старый мост через реку Тоа, сейчас строят новый, и пока наведена временная переправа, и поскольку в горах намедни прошли сильные дожди, уровень воды в реке поднялся, и автобус пройти не может. Так что может, экскурсия завтра будет, а может, не будет… Когда будет известно? А, подходите завтра утром, часам к восьми.
Утром, к восьми часам, я в полевой одежде был на стартовой позиции, после чего меня отправили  сперва в офис «Экотура», где пособолезновали, что автобус похоже так и не пройдёт. Ну а на Эль Юнке то экскурсию взять можно? О, это сколько угодно. Но за этим надо идти в  «Кубатур». И я пошёл. А в «Кубатуре», вот сюрприз, как раз набирали группу в Парк Гумбольдта, и быстро набрали аж 16 человек. Вероятно, потому что два предыдущих дня выездов в парк не было. Загрузились в автобус. Доехали до Тоа, где можно полюбоваться строительством того самого нового моста.



А это та самая временная переправа. Это я уже снимал вечером, на обратном пути. Надо сказать, вода спала ещё, так что проехать можно.


Менее, чем через час, прибываем в небольшой посёлок Санта Мария, где расположен местный сельскохозяйственный кооператив.


Местные пейзане с полей возвращаются.


В ходе экскурсии мы несколько раз пересекали вброд ручьи. Вот это ещё самая первая переправа через Рио Санта Мария. Все ещё разуваются и осторожно бредут, неся свои баретки в руке.


Белые цапли – самая обычная птица тропиков, которых стаями можно увидеть и в Бразилии, и во Вьетнаме, и на Кубе тоже.


За ручьём нас ожидает чудесная рощица из пальм. Кажется, это кубинская королевская пальма (Roystonea regia), один из символов Кубы. А в кронах орут местные вороны.


Проходим последние выселки. Нас провожают по-кубински жизнерадостные поросята, разрывшие пятачками всю поляну под пальмами.


Тропа, по которой мы идем, называется Balcon de Iberia, и это самая популярная экологическая тропа в парке. Великий немецкий натуралист Александр Гумбольдт, который посетил эти места в начале XIX века не спроста дал парку своё имя. Известняки и серпентиниты создают в это горном районе особую геологическую среду, в результате чего, как флора, так и фауна района так и кишат эндемиками. Из 1300 видов семенных растений и 145 видов папоротников, примерно 900 видов являются эндемиками Кубы, а 340 видов – местными эндемиками. Не намного отстают и животные: примерно третья часть насекомых и млекопитающих, пятая часть видов птиц, большинство амфибий и рептилий встречаются только на Кубе, например, редчайший кубинский щелезуб (Solenodon cubanus), кубинский амазон Amazona leucocephala, самая маленькая лягушка северного полушария Eleuterodactilus iberia, самая маленькая птичка мира, колибри Елены Mellisuga helenae, самый маленький в мире скорпион Microtityus fundorai. Всё это можно увидеть здесь. Теоретически.


Но пока вот этот красивый цветок, называемый на Кубе flor mariposa, цветок-бабочка. По науке он называется гедихиум увенчанный (Hedychium coronarium), и это дальний родственник имбиря. Символично, что это национальный цветок Кубы. Но странно, что на острове с таким высоким своеобразием флоры национальным цветком стал гедихиум, происходящий из Гималаев и Восточной Индии.


Дорога пошла в гору. Ландшафт, на самом деле, полукультурный: среди диких деревьев растут кокосовые пальмы, деревья какао и папайи. Да оно и используется в качестве плантаций местными пейзанами.


На вершине находим хижину и поскотину – опасных диких животных на Кубе нет (самые крупные звери - тот же щелезуб и похожая на морскую свинку хутия), так что те же поросята могут спокойно бегать по лесу. От более крупного скота установлена поскотина.


А вот и местная уникальная герпетофауна… Наверняка какой-то эндемичный анолис, но определить его не представляется возможным.


Немало видов пальм с Кубы тоже эндемичны. Вот этот вид, чьё название я забыл (возможно, это Bactris cubensis, кстати, тоже местный эндемик), пользуется недоброй славой из за шипастого ствола и прочных, как тросы, корней, из за чего с ней трудно бороться.


А вот и царство грибов. Местный вид гриба-решёточника.


Орхидных, как мы видим, тут тоже есть.


Ну а это обычный в тропиках сорняк – мимоза стыдливая (Mimosa pudica). Если тронуть листочек, то он сложится.


Ещё одно явно сорное из семейства бобовых. Clitoria falcata, вероятно.


Вот уже более дикие места… Рискну предположить, что это и есть тот самый иберийский балкон, который дал имя тропе. Сейчас здесь оборудована смотровая площадка. В хорошую погоду, наверное, здесь поживописней. А так что-то тучи только собираются и собираются…


…и только мы двинулись по тропе дальше, начало накрапывать. Народ полез за зонтиками и плащами.


Не прошло и минут десяти, как «кап-кап» переросло в полноценный дождь. Но не молниеносный мощный тропический ливень, который обдаёт тебя водой, не оставляя сухого места, и кончается, так же внезапно, как начался, а гадкий осенний моросящий часами… О том, чтобы увидеть интересных животных, речи уже не шло. Апогеем семикилометровой прогулки должен был быть выход к водопаду Сальта эль Майя, где можно было выкупаться, но вся группа и так уже была мокрая после нескольких километров под дождём с форсированием ручьёв вброд. И нормальный кадр водопада то не сделать.


Вот это форсирование последнего ручья. Всем уже похер, ботинки никто уже не снимает…


Из животных встретился только вот этот мокрый кивсяк размером с мизинец.


На обратном пути мы ещё заехали на пляж Плайя Нибухон у границ парка. Даже несмотря на неважную погоду, видно лазурь воды, но купаться мало кто стал. Ну а я решил не упускать возможность: я что, плавки надевал, только чтобы под дождём мокнуть?!


Вот так скромно удалось посетить чудесный национальный парк Александра Гумбольдта. Ну да не всё так плохо. Во первых, кубинского амазона я таки увидел, правда, для этого не надо было никуда ехать из Баракоа. Он жил прямо в доме, где я снимал комнату, на кухне.


Ну а во-вторых, потом было ещё хуже. Но про это в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий