Путешествие по Филиппинам продолжается. Теперь из гор мы
перемещаемся к морю, конкретно, в новый регион, носящий название Илокос,
который включает четыре провинции, зажатые в узкой полосе между Южно-Китайским
морем и регионом Кордильер. Своё название Илокос получил из-за илоков (или
илоканцев) – местного народа со своим местным языком. Илоки живут и в Кордильерах,
и в Центральном Лусоне (в основном, в городах), есть они на Палаване, и даже на
южном Минданао, но основной ареал их обитания
– северо-западный Лусон, а конкретно, две провинции, Илокос Сур (Южный Илокос)
и Илокос Норте (Северный Илокос). В их пределах мы и проведём все остатки
филиппинских репортажей. А начнём с места, где я остановился первым хронологически,
столицы Илокоса Сур городка Вигана.
Виган – один из самых старых городов Филиппин. Ещё до
колонизации островов испанцами тут, возле устья реки Говантес, был китайский
торговый пост, где китайцы обменивали у аборигенов шёлк и фарфор на воск, ценную
древесину и золото. Предметы с той торговли до сих пор можно видеть в музеях,
например, в Лаоаге, где мы побываем позже. В 1751 одним из последних
конкистадоров, Хуаном де Сальседо (кстати, родной внук Мигеля де Легаспи,
основавшего Манилу) здесь был основан городок, названный Вилла-Фернандина в
честь первенца Филиппа II принца Фердинанда, затем получивший название Фернандина де
Виган, от коего к нашему времени осталось только окончание. Предположительно, топоним Виган имеет южно-китайское происхождение, на диалекте Южный Мин «вей гань» обозначает
«прекрасный берег». Ну, не знаю, как берег, а городок вырос и впрямь очень
симпатичный, удивительным образом сочетающий шарм торгового Хойана во Вьетнаме
и мексиканских колониальных городков типа Вальядолида, Исамаля или Кампече. Как
это часто и водится с подобными городками, процветание на торговле XVI-XVII веков тут
сменилось захолустьем нового времени, что позволило сохранить город в его историческом облике. Ну и плюс Вигану очень повезло, что в 1945 году японцы вовремя вывели
свой гарнизон, и город счастливо избежал американской ковровой бомбардировки,
для коей уже грузили бомбы на Гуаме, иначе повторить бы ему судьбу Манилы. Но,
слава КПСС, не повторил. И в 1999 году старинный Виган получил статус Памятника
Всемирного Наследия ЮНЕСКО номер 502, из-за чего я и наметил его в качестве
одного из главных пунктов своих филиппинских каникул. Я с удовольствием провёл
в Вигане три дня, которые упаковываю в один репортаж. Правда, большой.
В современном Вигане живёт около 50 тысяч человек, и это важный политический и культурный центр региона. Ядром Вигана является большая площадь, называемая Пласа
Сальседо на севере исторического города. Западную часть площади занимает капитолий
провинции Илокос Сур, парламент и правительство данной провинции.
Ну а буквально через дорогу от него, на юго-западном углу
площади стоит уже власть городская, мэрия Вигана.
На памятном знаке виден помпезный герб Вигана (ака Сан
Фернандино де Виган, официально всё-таки так), а также на табличках слева и справа – знак Всемирного Наследия
ЮНЕСКО. Знак охраняют две китайских статуи льва.
Некогда Виган был центром большой
провинции, включавшей весь Илокос и часть Кордильер. Более того, он быстро стал
центром религиозным и светским. Сюда перевели из одноимённого поселения (сейчас это территория провинции Кагаян на Северо-Западном Лусоне) архиепископский престол Нуэва Сеговии, к которому сейчас относятся приходы практически всего Илокоса и части Кордильер.
Дворец Архиепископа расположен на северной стороне площади
Сальседо, и это старейший сохранившийся архиепископат на Филиппинах.
Большую часть сквера на площади занимает большой фонтан. Фонтан,
как это часто бывает на Филиппинах, светомузыкальный, на снимке он не работает,
но все три вечера я с удовольствием ходил на шоу, устраиваемое в полвосьмого. Видео
данного фонтана нетрудно найти на ютубе – я, конечно, тоже снимал, но уж больно
убого выглядят эти огрызки, снятые с рук.
На южной стороне, кроме городской мэрии стоят ещё торговый
центр и несколько заведений фаст-фуда. Галереей вот этого ТЦ я ходил домой,
возвращаясь вечером с фонтана.
А это местный «Макдональдс». В нём я не ел, но вот колорит
места передаёт именно он, а не соседний «Чоукинг» или «Джолиби» (филиппинские
сети фаст-фуда).
Памятники по сторонам фонтана. На восточном краю стоит уже
знакомый нам Хосе Рисаль.
А вот с запада, у зданий местных властей стоит человек с
другим именем, также попавшим на карты Филиппин. Эльпидио Кирино, шестой
президент Филиппин, правивший с 1948 по 1953 год. До 1950 года он одновременно имел
пост министра иностранных дел. Проводил явную проамериканскую политику. В 1953
году президентские выборы проиграл. Ну а что важно – уроженец Вигана. Где
памятник ему и стоит.
Восточную сторону площади занимает католический собор
Святого Павла.
Собор является ярким представителем филиппинского «тектонического
барокко» с его толстыми приземистыми формами, лёгкой крышей и отдельно стоящей
колокольней. В памятник «церкви филиппинского барокко» он не входит, поскольку
входит в ансамбль старого Вигана.
Интерьеры собора.
В окошке над входом – статуя, видимо, самого Святого Павла,
по легенде, обратившегося с Иисусу, упав с коня. Тут он ещё не упал, но конь
уже на дыбах.
Колокольня собора, как это водится, стоит в стороне от главного
зала, чтобы рухнув при землетрясении, не повредить никого в соборе.
Площадь, на которой она стоит, к югу от собора называется
Пласа Бургос в честь филиппинского священника XIX века Хосе
Бургоса, бывшего ярым борцом с расовой сегрегацией, имевшей место на Филиппинах
в колониальные времена. Такого апартеида, как англичане, испанцы, конечно, не устраивали
(наоборот, они активно привлекали аборигенов к социальной жизни колоний), но руководящие
посты, и в местной церкви тоже, занимали исключительно испанцы, рождённые в метрополии.
Ступенью ниже находились местные испанцы, ещё ниже – метисы, жившие в городах,
и совсем внизу – аборигены и метисы сельской местности, которые никаких шансов
на социальный лифт не имели. Бургос, городской митс из Вигана, был поддержан либеральными кругами в
колониальной администрации, и даже принимал участие в инаугурации
генерал-губернатора. Увы, но от милости до опалы один шаг. В 1872 году после
неудачного военного мятежа в форте Сан-Фелипе Бургос вместе ещё с двумя
священниками Мариано Гомесом и Хасинто Саморой был обвинён в организации этого
восстания, и все трое были казнены в Маниле, на месте нынешнего парка Рисаль. В
парке Рисаль где-то есть памятник трём священникам, известным под общим
названием «Гомбурса», впрочем, не очень приметный. А вот памятник Бургосу в
Вигане, где он родился и начинал карьеру, вполне даже заметен.
Пласа Бургос, днём тихая и пустынная, вечером превращается в
излюбленное место променадов, а в западной части (рядом с тем самым «Макдональдсом»
с башенкой) устанавливают палатки с уличной едой. Я вообще уважаю уличную еду,
и всем рекомендую эти палатки на Пласа Бургос. Здесь за небольшие деньги можно попробовать,
например, окой – хрустящий не то блин, не то омлет с креветками (на мой вкус
жирноват), или синанглао – суп из говяжьих потрохов, или эмпанадас – хрустящие пирожки
с мясом и овощами (подобные я ел в Боливии), или лонганиссу – жареную кровяную колбасу
(а с лонганиссой я потом встретился в Мексике). Илоканская кухня вообще
совершенно не по-тропически неожиданно жирная, но вкусная. И ознакомиться с ней
лучше всего именно тут.
А ещё на Пласа Бургос расположена стоянка «калес» - местных
кабриолетов, сейчас использующихся в качестве аттракциона для туристов.
«Калеса» стали одним из символов Вигана. Мне же любопытно
происхождение этого названия, явно напоминающее о колёсах и колясках.
В юго-восточной части Пласы Бургос стоит ещё один памятник,
поэтессе XIX века Леоне Флорентино. Увы, я не читал ни одни из её стихов,
но считается, что это самая известная писательница колониальных Филиппин.
Флорентино писала на испанском и илокано, и да, конечно, она была уроженка
Вигана.
Этот район на востоке старого Вигана называется Местисо или
Калангаян, что по-илокански значит, «место, где живут китайцы». Ну, почти
ничего китайского тут не чувствуется (в отличие от Хойана, например), но это
самое важная часть города до сих пор. От юго-восточного угла Пласы Бургос, от
памятника Леоны Флорентино начинается улица Крисолого, известная своими
сувенирными лавками и ресторанами.
Порылся на этих развалах и я. На развале с магнитиками меня
ожидал вот такой сюрприз. Подобные магнитики в виде полочки с винными бутылками
распространены в Крыму, есть такой и у меня, только на полочке написано «Массандра»,
а не «Божоле»… Но что это? И тут мускат Массандра?! На чистом русском языке?! И
ещё Инкерман?! Интересно, знают ли, что это за этикетки, продавцы сувениров, а
тем более, их покупатели?
Улица Крисолого (она носит имя местного знатного семейства) – пожалуй, самая туристическая в городе. Ну и
выглядит соответственно. Она отмыта и отшуткатурена.
В некоторых местах себя чувствуешь даже не Юго-Восточной
Азии вообще.
А нет, всё в порядке.
Именно в Вигане (и кажется, именно в этой забегаловке) я
впервые попробовал хало-хало, филиппинский дессерт, про который уже упоминал в
своём блоге. Эх, сколько я их сожрал за последующие дни…
Испанские колониальные домики XIX века.
Немногим хуже выглядит соседняя улица А. Рейес, на которой я
жил, хотя тут мостовая уже не булыжная.
А вот моя гостиница, тоже в старом колониальном домике. Я
жил на втором этаже, окна справа.
У многих домов первый этаж каменный, а второй – деревянный.
Ну, я уже упоминал, что тут с древности торговали деревом.
Виганский колониальный стиль сочетает в себе испанские и восточно-азиатские
мотивы.
Ну а некоторые улицы выглядят не столь парадно, но не менее
колоритно.
Иногда это вообще форменные трущобы.
А иногда и совсем руины. Однако, поверьте мне, даже эти
руины тут к чему-то.
Старая часовня на местном кладбище.
Самое приятное время для прогулок по Вигану, конечно, вечер.
Зажигаются фонари, в окрестных ресторанах вытаскивают
столики на тротуары, звучит музыка…
Жалко, тогда у меня не было штатива. Даже убогонький штатив
позволяет снять неплохие вечерние кадры. Тут несколько щёлкнул на высоких ISO с
жуткими шумами… Эх.
Ну, авось в Вигане я ещё побываю. А пока движемся дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий