Исамаль, как я уже рассказывал, находится в списке
кандидатов в объекты Всемирного Наследия, но пока в него не внесён. Зато у него
есть весьма интересный местный статус, про который нельзя не упомянуть.
Двадцать лет назад Секретариат Мексики по туризму задумался, как бы помочь
рассредоточить туристические потоки, вертящиеся в ограниченных местах, в
основном, в крупных городах и популярных курортах. В то же самое время по стране есть достаточное
количество небольших городков, обладающих какими-то природными, историческими
или культурными достопримечательностями. Так возникла программа «Волшебных
городков» или Пуэблос Махикос, по которой были отобраны 32 наиболее интересных
городка по всей Мексике, и в их инфраструктуру были вложены значительные суммы
денег. Честно говоря, мне эта инициатива, аналогов которой я не знаю, очень
импонирует, и я даже стал призадумываться, как бы её можно было пересадить на
нашу почву. Например, классическим «Волшебным городком» мог бы стать Мышкин,
который я уже тут поминал. Или Олонец с его статусом «Гусиной столицы». В число
32 вошёл и Исамаль. В некоторых блогах, даже относительно недавних, зачастую пишут, что
это единственный «Волшебный городок» в штате Юкатан, но это уже восемь лет как
устаревшая информация, которую блогеры просто переписывают друг у друга, ибо с 2012 года «Волшебным городком» является и
Вальядолид. А всего таких городков по всей стране уже 121 штука. И я совсем не
удивился, когда узнал, что этот статус имеют практически все посещённые мной
мексиканские города, кроме столичных Мериды и Кампече (второй ещё и памятник
ЮНЕСКО), а также курортного Канкуна (хотя Исла Мухерес, виденная мной с мола в Пуэрто Канкун,таким статусом обладает).
Прогулку по улочкам города продолжим прямо от места, где мы
прервались в прошлый раз – монастыря Святого Антония. В первую очередь обратим
внимание на памятник, стоящий на круглой площади с южной стороны от монастыря.
Это Диего де Ланда Кальдерон, фигура весьма примечательная по ряду причин. В 1545
году он прибыл на Юкатан в качестве миссионера и занял пост помощника настоятеля
монастыря Святого Антония, который, если помните, на тот момент ещё строился. Служил учителем
детей знатных родов майя, насильственно обращённых в христианство. В 1553 году
стал аббатом монастыря и вскоре стал «хранителем» (custodio) Юкатанской миссии.
Занимаясь образованием индейцев, Ланда сам выучил юкатекский язык, внедрил ему новую письменность на основе латинского алфавита вместо иероглифов майя и оставил фундаментальный труд «Сообщение о делах в
Юкатане», являющийся ценным источником информации об истории, языке и
традициях майя. С другой стороны, он же устроил в 1562 аутодафе, на котором
было сожжено огромное количество старинных аборигенных рукописей, что вызвало
негативную реакцию даже у его непосредственного руководства – первого епископа
Юкатана Франсиско де Тораля. Ланда был отстранён от руководства и отправлен
назад, в Испанию, где его, впрочем, довольно быстро оправдали, и в 1573 году
прислали назад в качестве второго епископа Юкатана на место скончавшегося де
Тораля.
Именно здесь находится центр старого Исамаля. Здание с
аркадами слева – старый рынок. Сейчас там несколько кафе и супермаркет. А
двухэтажный дом слева в ряду – это отель «Сан-Мигель». Дорогой, конечно. Ну а
за ним, примерно в 20 метрах – автостанция, откуда каждый час ходят автобусы в
Мериду, ну а я на него прибыл из Вальядолида.
Живописный домик с крестом, который встречает нас сразу по
выходу с автовокзала.
Сквер, на который выходит западная сторона монастыря (а
заодно и гостиница «Сан-Мигель») называется «парке Синко-де-Майо», парк Пятого
мая. Пятое мая – дата сражения при Пуэбле в 1861 году во время франко-мексиканской
войны. История, несколько напоминающее нам Бородино. При Пуэбле республиканские
войска Мексики французов разгромили, но войну те всё-таки выиграли, и Мехико
заняли, посадив там своего короля. Через несколько лет французов изгнали, но
праздником почему-то стало именно пятое мая. Больше того, это сейчас главный
национальный праздник мексиканцев всего мира, где бы они ни жили. Вот на
площади и поднят мексиканский флаг.
С западной стороны на эту площадь выходит здание муниципального
дворца – местной исполнительной власти. В нём же находится почтамт и Дом
художника.
Кстати, о художниках. На северной стороне площади имеется небольшой
музей, который я, правда, посещать не стал, хотя возможно, именно через него и
устроен проход к пирамиде Кабуль, находящийся в глубине этого квартала.
Улица, закрывающая площадь Синко-де-майо с севера – одна из
главных улиц города. Сейчас она называется просто 31-я, а некогда она называлась
«Камино Реаль», королевская дорога. Думается, не просто так. Вы уже, вероятно, обратили внимание на информационные
таблички, попадающиеся на особо примечательных объектах. Вот такая табличка с
краткой историей висит и на «Камино Реаль».
Пройдёмся немного по Королевской дороге. Исамаль неформально
называют «Жёлтым городом». Фиг знает, как возникла традиция красить дома в жёлтый
цвет (мне это напоминает Швецию, где все дома в сельской местности выкрашены в
красноватый сурик с белыми обводками), но смотрится здорово. Особенно по мне – я
очень люблю жёлтый цвет, он создаёт очень солнечное настроение.
На стенах в центре попадается немало вмурованных плит с
надписями, относящимися, как мы видим, к XVIII веку.
Памятник поэту Рикардо Лопесу Мендесу, уроженцу Исамаля. Его стихотворение El Credo Mexicano является своего рода патриотическим манифестом Мексики.
Маленький сквер, называемый «Пушечным парком». Мне так и не
удалось узнать историю установленных там пушек, но, скорее всего, они имеют отношение
к «Юкатанской войне рас», крупнейшему восстанию индейцев майя в середине XIX века,
которое я поминал при рассказе о Вальядолиде.
На этой же площади стоит маленькая скромная часовенка
Святого Креста, явно тоже очень старая.
И популярный ресторан под названием «Самна». Не очень
старый, но весьма декоративный.
Вот этот дом напоминает о своего рода фиче католических стран.
Каждый хозяин старался показать, что его дом не ниже соседских. Вот и возникали
такие фальшстены, увеличивающие высоту здания.
Ночная иллюминация «Королевской дороги».
А вот ещё одна примечательная часовня XVI века, Capilla de los Remedios (внимательные граждане
видели её на снимке с пирамиды Кинич-Какмо). Как это перевести на русский язык,
даже и не знаю: словарь переводит слово remedio, как «средство», «способ», «поправка», «лекарство»…
Искупление что ли?
По жёлтым улицам возвращаемся к центру.
У нас осталась ещё площадь Ицамны, которую я упоминал в прошлый
раз. Вероятно, она и является туристическим центром города, так что знакомые
нам по мексиканским городам туристические буквы стоят именно тут. А на заднем
плане из-за домов высовывается вершина пирамиды Кинич-Какмо.
Южная сторона площади – холм с монастырём Святого Антония. А
три остальных её стороны занимают аркады торговых галерей. Вот эта – западная.
Северная.
Майяская пиццерия. Увы, я предпочитал есть аутентичную
мексиканскую еду, и пиццу в Мексике не пробовал. Хотя пиццу под названием «мексиканская»
(с кукурузой и халапеньо), у себя дома заказываю нередко.
А это – восточная.
Её от монастыря Святого Антония отделяет всё та же 31-я
улица, которая «Камино Реаль». А через улицу переброшена белая тонкая арка.
У арки есть своя легенда, изложенная на табличке, висящей на
стене тут же. Ну и, как водится, художественное видение этой легенды в виде
керамического рельефа.
Да, это тоже очень интересная туристическая фича. Кроме маршрутов,
ведущих по развалинам майя, церквям или мастерским ремесленников, тут есть своя
«Тропа легенд». Таких табличек с городскими легендами (увы, только на испанском)
в городе установлено с дюжину. Вот почему бы у нас в Петрозаводске
такое не сделать? Городские легенды то есть. Чего бы их не написать на стендах и
расставить по городу в соответствующих местах.
Дорога, ведущая от площади Ицамна на север, к пирамиде
Кинич-Какмо. На заднем плане видно здание монастыря Святого Антония.
И улица у самой пирамиды.
Гипсовый козлик. Кажется, тут тоже была какая-то легенда.
Про театр Хусто Сьерра, увы, ничего найти не удалось.
На улицах к востоку от монастыря.
Керамические таблички, конечно, отдельная песня. Вот
табличка «Старинный дом». Сам дом то так себе, а табличка примечательная.
В общем, деньги, выделенные по программе «Волшебных городков»
свою роль сыграли. В Исамале очень приятно находиться, и я весьма жалею, что
запланировал на него всего один день. Хотя иные граждане вон как-то за месяц
успевают посетить двадцать-тридцать точек. Увы, но я не из таких. Люблю посидеть
на одном месте, погулять по вечерним улочкам, посмаковать местную еду…
Путешествие продолжается. Следующий пункт – столица Юкатана
Мерида. Оставайтесь с нами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий