Заканчиваем тему Мериды её главной достопримечательностью. Достопримечательность довольно новая – открылась она только в 2012 году. Большой музей мира майя. К моему удивлению, правда, ни в одном путеводителе не объяснено, как до него добраться – приводится только адрес и констатируется, что до него можно доехать из центра на автобусе. Можно, конечно, дойти пешком (он стоит на продолжении той самой 60-й улицы, да и по Пасео Монтехо к нему можно выйти), но это больше двенадцати километров от центра. Посему повторю (я её уже писал в путевых заметках) тут инструкцию по попаданию в музей. На Сокало ныряете вот в этот самый проезд к северу от собора Святого Ильдефонсо, на улице 58 за церковью поворачиваете налево. Там возле магазинов будут стоять люди, ожидающие автобуса. Будьте внимательны: сама остановка никак не обозначена, а городские автобусы в Мериде не имеют номеров маршрутов. На лобовом стекле есть трафарет, на котором перечислены основные пункты, мимо которых автобус проезжает. Ищите тот, на котором среди этих пунктов будет название El Siglo XXI, «Двадцать первый век» - так называется новый конгресс-центр, расположенный рядом с нужным музеем. Лучше всего попросить водилу подсказать вам, когда нужно выйти, но если знание языка не позволяет, во время поездки просто внимательно смотрите на левую сторону улицы, после очередной круговой развязки на ней можно будет увидеть вот такое здание с зелёным «гнездом» на крыше. Вы у цели.
Пересекаете улицу. Там обратная остановка (возвращаться проще, в центр довезёт всё, что там ходит) и сквер с монументов древним майя: сам майя, дующий в раковину, и плита с таинственными майяскими иероглифами.
Потом ещё рядом я нашёл вот эту пирамиду, под которой закопана «капсула времени» видимо при открытии музея. Где-то рядом установлен ещё памятник советскому лингвисту Юрию Кнорозову, впервые расшифровавшему письмена майя, но его я не нашёл. Сказать по чести, я про него во время посещения музея и не вспомнил, хотя знал, что он там есть.
Ну а сам музей стоит на террасе над улицей. Бросающаяся в глаза надстройка по замыслу архитекторов символизирует Сейбу – мировое древо, соединяющее мир подземный, наземный и небесный, а в гнезде на той мега-Сейбе гнездится сам пернатый змей Кукулькан. Впрочем, в соответствующей части здания сейчас гнездится исследовательский департамент музея, и туда входа туристам нет. Но всё равно идите ко входу в основании древа – касса именно там.
Билет для иностранцев стоит 150 песо (около 500 рублей), и имеет уже знакомый нам по археологическим зонам Чичен-Ицы и Эк-Балама дизайн. Сдаём рюкзак в камеру хранения, заходим к зданию выставочного комплекса сзади – там слева и есть вход в постоянную экспозицию. Справа – в зал выставок, если что. Сама экспозиция организована как путешествие назад во времени по землям майя, и первый зал знакомит нас условиями современного мира майя. В полу имеется окно, где можно увидеть цветную карту Юкатана.
Вот они, современные майя. Про них мы знаем немного, и большинство тех, кто слышал слово «майя» уверено, что их перебили кровожадные испанцы. Но нет. Майя живут до сих пор. Говорят на своём языке (точнее, на 25 родственных языках), выращивают кукурузу, водят экскурсии по археологическим памятникам, работают на заводах и в офисах. Тут, в музее я прочитал описание современных майя, которые ростом 165-170 сантиметров, с широким лицом и орлиными носами. Уже едучи из музея на автобусе назад, я легко начал узнавать этот фенотип (особенно у женщин) – как я уже говорил, майя составляют около 60% населения Мериды.
В музее представлено довольно много ретаблос – народных лубков, показывающее повседневную жизнь майяского населения. Вот на это, например, изображена работа деревенской индейской женщины. Обратит внимание, что подписи на этом лубке на двух языках: на испанском и на юкатекском – языке майя северного Юкатана. Кстати, в музее вся экспозиция подписана на трёх языках: испанском, юкатекском и английском. Они же использованы во всех интерактивных презентациях.
Эти фото я делал в соседнем выставочном зале, где была выставка, посвящённая «мильпа». В словаре milpa переводится, как «кукурузное поле», но на самом деле, это понятие несколько более широкое и обозначает традиционный общинный уклад майя. Община и общинная собственность на землю для майя всегда были важны, поэтому в 1990-е годы, когда при организации североамериканской зоны торговли NAFTA, включающей Мексику, США и Канаду, североамериканцы потребовали изменить законы Мексики, позволив приватизировать общинные земли, индейцы это встретили в штыки. Это, собственно, и был повод для восстания сапатистов в Чьяпасе.
Пока майя продолжают жить традиционным способом, выращивая на своих общинных «мильпах» тыкву и томаты, перец и хлопчатник, ну и конечно, разноцветную кукурузу, всё, чем богата месоамериканская земля.
А это уже ретаблос из основной экспозиции (по свету, на самом деле можно заметить). Поверьте, выкладываю ещё не все – даже наснимал я их куда больше. Вот здесь, очевидно, показан такой общинный сельский двор.
Образование – важная часть жизни современных майя. Сверху нетрудно узнать главное здание Автономного университета Юкатана. А внизу справа, кстати, указана роль в образовании музеев. Надеюсь, Большой музей эту задачу тоже выполняет.
А вот ретабло про традиционную медицину: знахарка принимает роды, лечит женщину, которую укусила змея, и крестьянина, изранившего руки при работе в поле.
Традиционные женские костюмы – почему-то именно женщины сохраняют традиционные костюмы и их детали дольше. Традиционный мужской костюм крестьянина вы можете видеть выше. Это я не сфоткал современный мужской крестьянский костюм, состоящий из джинсов, клетчатой рубахи и бейсболки.
Незаметно двигаемся в прошлое. Юкатан эпохи промышленной революции производил не только ткани («Аурора Юкатека» помните?), но и, например, жевательную резинку. Да, жевательная резинка была придумана именно майя, и первая жувачка XIX века выглядела вот так.
Традиционные верования майя уступили место завезённому испанцами католицизму. Как это достигалось, мы видели на примере Диего де Ланды. В некоторых отчётах по посещению музея можно видеть раздражение по тому поводу: зачем тут Иисус и Дева Мария? Мы же не в Европе! Но это тоже часть современной культуры майя.
Юкатан колониальный. Деревянные статуи, характерные для иберийской культуры, епископский трон. Двухголовое создание на фоне напоминает что-то знакомое.
Наконец, входим в зону посвящённую предкам майя. Хронология майяской цивилизации делится на три крупных периода: пре-классический (с древних времён до III века нашей эры), классический (с III по X век) и пост-классический (с X века до прихода испанцев). На данной витрине, где представлены образцы керамики (не сказать, что особо различающиеся в разные периоды) разных периодов, классический период, в который была построена большая часть городов, посещённых мной, разделён на три подпериода: ранний, средний и период упадка. Примерные даты тоже можно видеть на шкале сверху.
Чак-Мооль из Храма Воинов в Чичен-Ице. Вот где мы его встретили!
Пантеон традиционных богов майя довольно обширен, и на него отведено несколько витрин, где можно увидеть изваяния и прочитать про них самих.
Фигура, символизирующая подземный мир. Довольно зловещая.
О, да это мы видели! Это же ворота в виде пасти ягуара из Эк-Балама, точнее их копия. Вон, сверху справа и фигуры «ангелов» стоят. Через этот портал можно пройти в зал, где очевидно, есть какая-то мультимедийная экспозиция, но она почему-то не работала. Впрочем, подобных залов в музее несколько, и остальные работали – там можно посмотреть, например, фильм про день из жизни жреца. Или про архитектуру майя.
Отдельный закуток посвящён игре в пок-та-пок. Кольцо для игры в мяч, возможно, из Чичен-Ицы.
СтатУй. Раньше стоял где-то в древнем городе, а теперь стоит здесь.
Скульптура, конечно, едва ли не главная материальная часть экспозиции, это едва ли не половина её по объёму. Ну, что ещё. Рукописи майя посжигали, архитектуру сюда не затащишь.
Впрочем, поскольку музей современный, тут представлены и интерактивные экспонаты. На одном таком стенде можно поучиться традиционному майяскому счёту. У большинства народов нашей планеты, включая и современную европейскую математику, счёт десятеричный. Ну, оно понятно: считать начали по пальцам, а пальцев у человека десять. Некоторые оригиналы считают дюжинами. А вот майя принадлежат к группе народов, которые считают двадцатками. Соответственно, цифры выглядят как комбинации чёрточки, обозначающие пятёрки и точки, обозначающие единицы. Цифра «16» выглядит, как три параллельных чёрточки, сверху которых поставлена точка. Попрактиковаться в написании майяских чисел из таких цифр можно на специальном стенде. А вот это посвящён календарям майя. Здесь можно набрать свой день рождения, и его переведут в формат традиционного календаря и даже выведут гороскоп. Его можно отослать себе по e-mail’у, правда, в моём случае почему-то не сработало.
В общем, хороший музей, конечно. Но сомневаюсь, что такой уж «большой». На его подробный осмотр, по сути, хватит часа два. Ну, ещё выставку можно будет посетить. Тем не менее, для погружения в тематику вполне пригоден, и рекомендуется к посещению. Ну а тем, кто не может доехать до Мериды, можно побродить по его экспозиции при помощи Google Street View в интернете. Современные технологии это позволяют.
Пересекаете улицу. Там обратная остановка (возвращаться проще, в центр довезёт всё, что там ходит) и сквер с монументов древним майя: сам майя, дующий в раковину, и плита с таинственными майяскими иероглифами.
Потом ещё рядом я нашёл вот эту пирамиду, под которой закопана «капсула времени» видимо при открытии музея. Где-то рядом установлен ещё памятник советскому лингвисту Юрию Кнорозову, впервые расшифровавшему письмена майя, но его я не нашёл. Сказать по чести, я про него во время посещения музея и не вспомнил, хотя знал, что он там есть.
Ну а сам музей стоит на террасе над улицей. Бросающаяся в глаза надстройка по замыслу архитекторов символизирует Сейбу – мировое древо, соединяющее мир подземный, наземный и небесный, а в гнезде на той мега-Сейбе гнездится сам пернатый змей Кукулькан. Впрочем, в соответствующей части здания сейчас гнездится исследовательский департамент музея, и туда входа туристам нет. Но всё равно идите ко входу в основании древа – касса именно там.
Билет для иностранцев стоит 150 песо (около 500 рублей), и имеет уже знакомый нам по археологическим зонам Чичен-Ицы и Эк-Балама дизайн. Сдаём рюкзак в камеру хранения, заходим к зданию выставочного комплекса сзади – там слева и есть вход в постоянную экспозицию. Справа – в зал выставок, если что. Сама экспозиция организована как путешествие назад во времени по землям майя, и первый зал знакомит нас условиями современного мира майя. В полу имеется окно, где можно увидеть цветную карту Юкатана.
Вот они, современные майя. Про них мы знаем немного, и большинство тех, кто слышал слово «майя» уверено, что их перебили кровожадные испанцы. Но нет. Майя живут до сих пор. Говорят на своём языке (точнее, на 25 родственных языках), выращивают кукурузу, водят экскурсии по археологическим памятникам, работают на заводах и в офисах. Тут, в музее я прочитал описание современных майя, которые ростом 165-170 сантиметров, с широким лицом и орлиными носами. Уже едучи из музея на автобусе назад, я легко начал узнавать этот фенотип (особенно у женщин) – как я уже говорил, майя составляют около 60% населения Мериды.
В музее представлено довольно много ретаблос – народных лубков, показывающее повседневную жизнь майяского населения. Вот на это, например, изображена работа деревенской индейской женщины. Обратит внимание, что подписи на этом лубке на двух языках: на испанском и на юкатекском – языке майя северного Юкатана. Кстати, в музее вся экспозиция подписана на трёх языках: испанском, юкатекском и английском. Они же использованы во всех интерактивных презентациях.
Эти фото я делал в соседнем выставочном зале, где была выставка, посвящённая «мильпа». В словаре milpa переводится, как «кукурузное поле», но на самом деле, это понятие несколько более широкое и обозначает традиционный общинный уклад майя. Община и общинная собственность на землю для майя всегда были важны, поэтому в 1990-е годы, когда при организации североамериканской зоны торговли NAFTA, включающей Мексику, США и Канаду, североамериканцы потребовали изменить законы Мексики, позволив приватизировать общинные земли, индейцы это встретили в штыки. Это, собственно, и был повод для восстания сапатистов в Чьяпасе.
Пока майя продолжают жить традиционным способом, выращивая на своих общинных «мильпах» тыкву и томаты, перец и хлопчатник, ну и конечно, разноцветную кукурузу, всё, чем богата месоамериканская земля.
А это уже ретаблос из основной экспозиции (по свету, на самом деле можно заметить). Поверьте, выкладываю ещё не все – даже наснимал я их куда больше. Вот здесь, очевидно, показан такой общинный сельский двор.
Образование – важная часть жизни современных майя. Сверху нетрудно узнать главное здание Автономного университета Юкатана. А внизу справа, кстати, указана роль в образовании музеев. Надеюсь, Большой музей эту задачу тоже выполняет.
А вот ретабло про традиционную медицину: знахарка принимает роды, лечит женщину, которую укусила змея, и крестьянина, изранившего руки при работе в поле.
Традиционные женские костюмы – почему-то именно женщины сохраняют традиционные костюмы и их детали дольше. Традиционный мужской костюм крестьянина вы можете видеть выше. Это я не сфоткал современный мужской крестьянский костюм, состоящий из джинсов, клетчатой рубахи и бейсболки.
Незаметно двигаемся в прошлое. Юкатан эпохи промышленной революции производил не только ткани («Аурора Юкатека» помните?), но и, например, жевательную резинку. Да, жевательная резинка была придумана именно майя, и первая жувачка XIX века выглядела вот так.
Традиционные верования майя уступили место завезённому испанцами католицизму. Как это достигалось, мы видели на примере Диего де Ланды. В некоторых отчётах по посещению музея можно видеть раздражение по тому поводу: зачем тут Иисус и Дева Мария? Мы же не в Европе! Но это тоже часть современной культуры майя.
Юкатан колониальный. Деревянные статуи, характерные для иберийской культуры, епископский трон. Двухголовое создание на фоне напоминает что-то знакомое.
Наконец, входим в зону посвящённую предкам майя. Хронология майяской цивилизации делится на три крупных периода: пре-классический (с древних времён до III века нашей эры), классический (с III по X век) и пост-классический (с X века до прихода испанцев). На данной витрине, где представлены образцы керамики (не сказать, что особо различающиеся в разные периоды) разных периодов, классический период, в который была построена большая часть городов, посещённых мной, разделён на три подпериода: ранний, средний и период упадка. Примерные даты тоже можно видеть на шкале сверху.
Чак-Мооль из Храма Воинов в Чичен-Ице. Вот где мы его встретили!
Пантеон традиционных богов майя довольно обширен, и на него отведено несколько витрин, где можно увидеть изваяния и прочитать про них самих.
Фигура, символизирующая подземный мир. Довольно зловещая.
О, да это мы видели! Это же ворота в виде пасти ягуара из Эк-Балама, точнее их копия. Вон, сверху справа и фигуры «ангелов» стоят. Через этот портал можно пройти в зал, где очевидно, есть какая-то мультимедийная экспозиция, но она почему-то не работала. Впрочем, подобных залов в музее несколько, и остальные работали – там можно посмотреть, например, фильм про день из жизни жреца. Или про архитектуру майя.
Отдельный закуток посвящён игре в пок-та-пок. Кольцо для игры в мяч, возможно, из Чичен-Ицы.
СтатУй. Раньше стоял где-то в древнем городе, а теперь стоит здесь.
Скульптура, конечно, едва ли не главная материальная часть экспозиции, это едва ли не половина её по объёму. Ну, что ещё. Рукописи майя посжигали, архитектуру сюда не затащишь.
Впрочем, поскольку музей современный, тут представлены и интерактивные экспонаты. На одном таком стенде можно поучиться традиционному майяскому счёту. У большинства народов нашей планеты, включая и современную европейскую математику, счёт десятеричный. Ну, оно понятно: считать начали по пальцам, а пальцев у человека десять. Некоторые оригиналы считают дюжинами. А вот майя принадлежат к группе народов, которые считают двадцатками. Соответственно, цифры выглядят как комбинации чёрточки, обозначающие пятёрки и точки, обозначающие единицы. Цифра «16» выглядит, как три параллельных чёрточки, сверху которых поставлена точка. Попрактиковаться в написании майяских чисел из таких цифр можно на специальном стенде. А вот это посвящён календарям майя. Здесь можно набрать свой день рождения, и его переведут в формат традиционного календаря и даже выведут гороскоп. Его можно отослать себе по e-mail’у, правда, в моём случае почему-то не сработало.
В общем, хороший музей, конечно. Но сомневаюсь, что такой уж «большой». На его подробный осмотр, по сути, хватит часа два. Ну, ещё выставку можно будет посетить. Тем не менее, для погружения в тематику вполне пригоден, и рекомендуется к посещению. Ну а тем, кто не может доехать до Мериды, можно побродить по его экспозиции при помощи Google Street View в интернете. Современные технологии это позволяют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий