Итак, мы походим, пожалуй, к самому мистическому из древних городов майя. Не могу точно сказать, старейший ли этот город вообще, но точно старейший из тех, что я посетил. Баакульское царство, центром которого он являлся – одно из старейших государств майя, происходящее откуда-то из V века нашей эры. Впрочем, ничего столь старого в нынешнем Паленке нет, и практически всё мной виденное датируется VII-VIII веком. Ну а к веку X древний город странным образом угас и далее представлял собой руины в лесу на склонах низкогорий. Чоль, которые жили здесь и живут до сих пор, называли это место Отиоттиун, что переводится буквально как «Каменный город». Цельтальское название Паленке (правда, не уверен, что именно руин) – Гхо-Гхан (в иной транскрипции На-Чан), что обозначает «Змеиный город». Ну а самым известным индейским названием руин Паленке (вы ведь помните, что «Паленке» – это не сами руины, а городок в семи километрах от них?) является Лакам-Ха, что можно перевести, как «Большая вода». Ну, в какой-то мере это справедливо. Тут нету подземных сенотов, но зато прямо через археологический сайт протекает горный ручей, подписанный на карте, как Отулум (истинное название, насколько я знаю, опять-таки Отиоттиун). Сам он не производит особого впечатления «большой воды», но свойство горных ручьёв во время дождей превращаться в ревущие потоки, мне известно хорошо.
Первым, кто открыл Паленке для европейцев был иезуитский монах Рамон Ордоньес-и-Агиляр в 1773 году, хотя широко известны они стали веком позднее, благодаря французскому (по иным данным, австрийскому, но вообще о его происхождении мало что известно) авантюристу Фредерику де Вальдеку. К моменту прибытия в Мексику за плечами Вальдека уже были Южная Африка, наполеоновские экспедиции в Египет, Мадагаскар, Индия, Чили и Гватемала, а также слава рисовальщика эротических, да фиг ли там, откровенно порнографических рисунков. Слухи о затерянном городе майя в лесах Чьяпаса тогда как раз достигли Мехико, где правил президент Анастасио Бустаманте. Именно Бустаманте и выступил в роли спонсора и работодателя, пославшего Вальдека изучить и зарисовать (а рисовал Вальдек неплохо, и не только древние руины) затерянный город. Вальдек, которому, между прочим, на тот момент было около 70 лет , провёл в Паленке два года, обитая прямо среди руин и перерисовав множество рельефов и фресок из индейских храмов. Правда, как уверяют знатоки, с местным искусством он обошёлся весьма вольно, дорисовав, например, на некоторые рельефы фигуры слонов. Ну и перерисованные им иероглифы майя так и не были расшифрованы, покуда уже в конце XIX века их не скопировал английский археолог Моудсли. Что поделать, чувство прекрасного в Вальдеке победило научную добросовестность. Паче предъявлять работу оказалось некому - Бустаманте к моменту её окончания уже был свергнут и убит. Ну ничего, Вальдек зато написал книгу, которую издал в Париже со своими рисунками, и благодаря ему Паленке узнал весь свет.
Попасть из городка в археологический памятник довольно совсем нетрудно. Расстояние до него из города около семи километров, к тому же по этому маршруту ходят регулярные коллективо, отправляющиеся от угла улиц Мигель Идальго и Альенде и останавливающиеся, в частности, у автовокзала, чтобы подобрать грингос, живущих в туристической резервации. Впрочем, у самих руин тоже есть немалая резервация с отелями и бунгало. Кто хочет – живёт там, в городок вообще не заезжая. Маршрутка стоит 22 песо. За вход в археологическую зону придётся заплатить дважды: один раз 36 песо на въезде в национальный парк (да, тут ещё и национальный парк), и ещё раз 75 песо на входе в саму археологическую зону. Что всё равно в несколько раз дешевле посещения Чичен-Ицы или Ушмаля. Кстати, входа у археологической зоны Паленке два: нижний (он же ближний) и верхний. Заведомо большая часть народу едет до верхнего. Хотя многие выходят через нижний, ну да про это в следующем посте. Пока доезжаем доверху. Шлагбаум, остановка машруток, кассы (taquillas) археологической зоны (36 песо на бумажный браслетик нам обменяли ещё на въезде в национальный парк) и импровизированный рынок. Здесь, конечно, не Чичен-Ица, но торговцев тоже хватает, в том числе и на территории самого памятника.
Вход. До обидного несолидный.
Карта руин Паленке. Открыто для посещения, увы, не всё. И тем более, далеко не всё ещё раскопано. Доступное для посещения можно условно поделить на три части: огромная поляна между входом и ручьём, сооружения за ручьём на склоне горы и жилые зоны ниже по ручью вдоль троп к нижнему входу.
Поднявшись на несколько метров по лесенке, попадаем на ту самую поляну, где за огромным деревом (сейбой?) в утренних лучах солнца уже читаются серые огромные сооружения.
Подойдя к сейбе, мы сразу видим три храма, выстроившихся в ряд на южной стороне поляны.
Крайний храм справа – небольшая не особо примечательна пирамида под названием Храм черепа.
Собственно, название она получила вот за этот рельеф, проглядывающий на колонне храмового здания.
Вторая пирамида ещё менее примечательна. На картах она вообще подписана, как «Храм XII». В этой пирамиде в 1994 году было обнаружено захоронение некой знатной дамы, причём на стенах погребальной камеры оставались следы красной краски. Майя вообще часто красили свои сооружения и рельефы на них. Краска, увы, сохранялась ещё хуже, чем сами рельефы. В общем, храм был назван «Гробницей красной королевы». Кто это королева – не очень известно.
В гробницу красной королевы можно войти. Впрочем, ничего особенно интересного: узкий сырой коридор и несколько камер. Все сокровища, если они там были, уже разъехались по музеям.
А вот крайнее слева сооружения в ряду – пожалуй, главное во всём комплекс Паленке. Храм представляет из себя девятиярусную пирамиду высотой 24 метра, на вершине которой стоит храмовое помещение с пятью входами. На шести панелях по сторонам этих пяти входов сохранились остатки майяских иероглифов (собственно, по которым пирамида и получила своё имя), из которых известна, в частности, дата её постройки: декабрь 676-январь 683 года нашей эры.
Но эти письмена оказались не последним сюрпризом храма. В 1949 год мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обратил внимание на то, что пол в храме Надписей представлен несколько более крупными, чем обычно, каменными плитами, одна из которых имела по краям круглые отверстия, заткнутые каменными пробками. Плиту подняли, под ней оказался заваленный землёй и камнями проход, ведущий вниз. Раскопки заняли больше двух лет. Дважды археологи упирались в стену, за одной из которых был замурован сундук с семью палицами, двумя жадеитовыми украшениями и ещё кое-каким хламом. За второй находились останки пятерых богато украшенных, очевидно знатных, людей с признаками насильственной смерти – видимо, это была свита, сопровождавшая в загробный мир того, кто был захоронен ниже. Наконец 15 июня 1952 года рабочие сдвинули последнюю каменную плиту. Их взгляду открылась камера девять на четыре метров, большую часть которой занимал огромный каменный резной саркофаг. Так произошло открытие гробницы Пакаля, событие, которое неспроста сопоставляют с открытием гробницы Тутанхамона. Кстати, это ещё одним открытием: о том, что пирамиды майя используются для захоронения, узнали именно после этой находки. Имени Пакаля я не знал, но вот саму гробницу знал прекрасно: она фигурировала в околофантастических книжках Александра Казанцева про палеоконтакт. В частности, популярным у уфологов аргументом является крышка того самого саркофага, на которой после небольшого редактирования можно увидеть человека, летящего в одноместной ракете. Ещё одним доказательством внеземной природы этого персонажа является то, что как на рельефе на крышке саркофага, так и на погребальной маске, и на скульптурах, находившихся в гробнице, у Пакаля нос начинается откуда-то со лба. Помните голову индейца напротив автовокзала в Паленке? Так вот это как раз монумент Пакаля. Казанцев сделал эту черту фичей жителей планеты Фаэтон из романа «Фаэты».
К сожалению, в гробницу сейчас доступ закрыт, и вообще на пирамиду лазить нельзя. Саркофаг находится всё там же, внутри пирамиды. Вот не уверен, где находится нашумевшая крышка, возможно в Антропологическом музее в Мехико, хотя копию саркофага можно увидеть в музее Паленке, и мы её таки увидим в следующий раз.
Ну а прямо напротив Храма надписей похоронен сам Альберто Рус Луилье, один из величайших археологов XX века.
Центральным сооружением всего комплекса Паленке является большой дворец, построенный в VII веке, где, видимо и жил сам властелин Баакуля Пакаль. Сейчас мы знаем, что Пакаль не был основателем Баакульского царства – в своей династии он был только одиннадцатым правителем. Но большая часть сооружений Паленке построена при нём либо при его сыне. Так выглядит дворец с юго-запада, от Храма надписей.
А вот с юго-востока, со стороны ручья.
С северо-запада видно, что дворец стоит ещё на большой каменной террасе.
Сразу бросается в глаза вот эта четырёхэтажная башня, архитектурный элемент, который в городах майя практически не попадается.
Башня стоит в середине дворца, открывая вид на несколько неравного размера двориков-патио.
Самый большой дворик, обильно украшенный рельефами.
Рельефов по дворцу очень много, но с ними есть одна беда: они сделаны из такого непрочного материала, как гипс, так что до нашего времени дошли в изрядно потрёпанном виде. Кое-что, правда, пытаются восстановить.
Надпись из иероглифов майя, высеченная в камне.
Восточная галерея.
Один из рельефов восточной галереи возможно изображает самого Пакаля, судя по гордому большому носу.
Из дворца хорошо видно участок на горе за ручьём. Туда мы сходим в следующий раз.
На северной стороне от дворца, над склоном имеются ещё несколько сооружений. Вот, в частности, небольшая пирамида, носящая название «Храм Х».
А вот пример ещё одного знакомого сооружения. Да, здесь майя тоже играли в пок-та-пок.
Вот эта пирамида называется «храмом Графа» в честь знакомого нам авантюриста Вальдека, который представлялся, как граф (был ли он графом а самом деле, мы не знаем). Якобы, именно в ней он и жил. Вальдек, действительно, жил в одной из пирамид, прямо в храме на вершине, но не в этой.
Три небольших пирамиды – так называемая «Северная группа».
Когда видишь вот такую крытую пальмовыми листьями крышу, это значит, что там есть какая-то скульптура или рельеф. Есть он и тут.
На эти пирамиды можно взобраться. С их вершины на север открывается примерно такая панорама. Всё-таки горы – это горы.
Если пойти отсюда по склону вниз, можно выбраться к нижнему входу. Но пока мы ещё не уходим. Впереди знакомство с храмами крестов и ещё кое-какими сооружениями. Оставайтесь с нами.
Первым, кто открыл Паленке для европейцев был иезуитский монах Рамон Ордоньес-и-Агиляр в 1773 году, хотя широко известны они стали веком позднее, благодаря французскому (по иным данным, австрийскому, но вообще о его происхождении мало что известно) авантюристу Фредерику де Вальдеку. К моменту прибытия в Мексику за плечами Вальдека уже были Южная Африка, наполеоновские экспедиции в Египет, Мадагаскар, Индия, Чили и Гватемала, а также слава рисовальщика эротических, да фиг ли там, откровенно порнографических рисунков. Слухи о затерянном городе майя в лесах Чьяпаса тогда как раз достигли Мехико, где правил президент Анастасио Бустаманте. Именно Бустаманте и выступил в роли спонсора и работодателя, пославшего Вальдека изучить и зарисовать (а рисовал Вальдек неплохо, и не только древние руины) затерянный город. Вальдек, которому, между прочим, на тот момент было около 70 лет , провёл в Паленке два года, обитая прямо среди руин и перерисовав множество рельефов и фресок из индейских храмов. Правда, как уверяют знатоки, с местным искусством он обошёлся весьма вольно, дорисовав, например, на некоторые рельефы фигуры слонов. Ну и перерисованные им иероглифы майя так и не были расшифрованы, покуда уже в конце XIX века их не скопировал английский археолог Моудсли. Что поделать, чувство прекрасного в Вальдеке победило научную добросовестность. Паче предъявлять работу оказалось некому - Бустаманте к моменту её окончания уже был свергнут и убит. Ну ничего, Вальдек зато написал книгу, которую издал в Париже со своими рисунками, и благодаря ему Паленке узнал весь свет.
Попасть из городка в археологический памятник довольно совсем нетрудно. Расстояние до него из города около семи километров, к тому же по этому маршруту ходят регулярные коллективо, отправляющиеся от угла улиц Мигель Идальго и Альенде и останавливающиеся, в частности, у автовокзала, чтобы подобрать грингос, живущих в туристической резервации. Впрочем, у самих руин тоже есть немалая резервация с отелями и бунгало. Кто хочет – живёт там, в городок вообще не заезжая. Маршрутка стоит 22 песо. За вход в археологическую зону придётся заплатить дважды: один раз 36 песо на въезде в национальный парк (да, тут ещё и национальный парк), и ещё раз 75 песо на входе в саму археологическую зону. Что всё равно в несколько раз дешевле посещения Чичен-Ицы или Ушмаля. Кстати, входа у археологической зоны Паленке два: нижний (он же ближний) и верхний. Заведомо большая часть народу едет до верхнего. Хотя многие выходят через нижний, ну да про это в следующем посте. Пока доезжаем доверху. Шлагбаум, остановка машруток, кассы (taquillas) археологической зоны (36 песо на бумажный браслетик нам обменяли ещё на въезде в национальный парк) и импровизированный рынок. Здесь, конечно, не Чичен-Ица, но торговцев тоже хватает, в том числе и на территории самого памятника.
Вход. До обидного несолидный.
Карта руин Паленке. Открыто для посещения, увы, не всё. И тем более, далеко не всё ещё раскопано. Доступное для посещения можно условно поделить на три части: огромная поляна между входом и ручьём, сооружения за ручьём на склоне горы и жилые зоны ниже по ручью вдоль троп к нижнему входу.
Поднявшись на несколько метров по лесенке, попадаем на ту самую поляну, где за огромным деревом (сейбой?) в утренних лучах солнца уже читаются серые огромные сооружения.
Подойдя к сейбе, мы сразу видим три храма, выстроившихся в ряд на южной стороне поляны.
Крайний храм справа – небольшая не особо примечательна пирамида под названием Храм черепа.
Собственно, название она получила вот за этот рельеф, проглядывающий на колонне храмового здания.
Вторая пирамида ещё менее примечательна. На картах она вообще подписана, как «Храм XII». В этой пирамиде в 1994 году было обнаружено захоронение некой знатной дамы, причём на стенах погребальной камеры оставались следы красной краски. Майя вообще часто красили свои сооружения и рельефы на них. Краска, увы, сохранялась ещё хуже, чем сами рельефы. В общем, храм был назван «Гробницей красной королевы». Кто это королева – не очень известно.
В гробницу красной королевы можно войти. Впрочем, ничего особенно интересного: узкий сырой коридор и несколько камер. Все сокровища, если они там были, уже разъехались по музеям.
А вот крайнее слева сооружения в ряду – пожалуй, главное во всём комплекс Паленке. Храм представляет из себя девятиярусную пирамиду высотой 24 метра, на вершине которой стоит храмовое помещение с пятью входами. На шести панелях по сторонам этих пяти входов сохранились остатки майяских иероглифов (собственно, по которым пирамида и получила своё имя), из которых известна, в частности, дата её постройки: декабрь 676-январь 683 года нашей эры.
Но эти письмена оказались не последним сюрпризом храма. В 1949 год мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обратил внимание на то, что пол в храме Надписей представлен несколько более крупными, чем обычно, каменными плитами, одна из которых имела по краям круглые отверстия, заткнутые каменными пробками. Плиту подняли, под ней оказался заваленный землёй и камнями проход, ведущий вниз. Раскопки заняли больше двух лет. Дважды археологи упирались в стену, за одной из которых был замурован сундук с семью палицами, двумя жадеитовыми украшениями и ещё кое-каким хламом. За второй находились останки пятерых богато украшенных, очевидно знатных, людей с признаками насильственной смерти – видимо, это была свита, сопровождавшая в загробный мир того, кто был захоронен ниже. Наконец 15 июня 1952 года рабочие сдвинули последнюю каменную плиту. Их взгляду открылась камера девять на четыре метров, большую часть которой занимал огромный каменный резной саркофаг. Так произошло открытие гробницы Пакаля, событие, которое неспроста сопоставляют с открытием гробницы Тутанхамона. Кстати, это ещё одним открытием: о том, что пирамиды майя используются для захоронения, узнали именно после этой находки. Имени Пакаля я не знал, но вот саму гробницу знал прекрасно: она фигурировала в околофантастических книжках Александра Казанцева про палеоконтакт. В частности, популярным у уфологов аргументом является крышка того самого саркофага, на которой после небольшого редактирования можно увидеть человека, летящего в одноместной ракете. Ещё одним доказательством внеземной природы этого персонажа является то, что как на рельефе на крышке саркофага, так и на погребальной маске, и на скульптурах, находившихся в гробнице, у Пакаля нос начинается откуда-то со лба. Помните голову индейца напротив автовокзала в Паленке? Так вот это как раз монумент Пакаля. Казанцев сделал эту черту фичей жителей планеты Фаэтон из романа «Фаэты».
К сожалению, в гробницу сейчас доступ закрыт, и вообще на пирамиду лазить нельзя. Саркофаг находится всё там же, внутри пирамиды. Вот не уверен, где находится нашумевшая крышка, возможно в Антропологическом музее в Мехико, хотя копию саркофага можно увидеть в музее Паленке, и мы её таки увидим в следующий раз.
Ну а прямо напротив Храма надписей похоронен сам Альберто Рус Луилье, один из величайших археологов XX века.
Центральным сооружением всего комплекса Паленке является большой дворец, построенный в VII веке, где, видимо и жил сам властелин Баакуля Пакаль. Сейчас мы знаем, что Пакаль не был основателем Баакульского царства – в своей династии он был только одиннадцатым правителем. Но большая часть сооружений Паленке построена при нём либо при его сыне. Так выглядит дворец с юго-запада, от Храма надписей.
А вот с юго-востока, со стороны ручья.
С северо-запада видно, что дворец стоит ещё на большой каменной террасе.
Сразу бросается в глаза вот эта четырёхэтажная башня, архитектурный элемент, который в городах майя практически не попадается.
Башня стоит в середине дворца, открывая вид на несколько неравного размера двориков-патио.
Самый большой дворик, обильно украшенный рельефами.
Рельефов по дворцу очень много, но с ними есть одна беда: они сделаны из такого непрочного материала, как гипс, так что до нашего времени дошли в изрядно потрёпанном виде. Кое-что, правда, пытаются восстановить.
Надпись из иероглифов майя, высеченная в камне.
Восточная галерея.
Один из рельефов восточной галереи возможно изображает самого Пакаля, судя по гордому большому носу.
Из дворца хорошо видно участок на горе за ручьём. Туда мы сходим в следующий раз.
На северной стороне от дворца, над склоном имеются ещё несколько сооружений. Вот, в частности, небольшая пирамида, носящая название «Храм Х».
А вот пример ещё одного знакомого сооружения. Да, здесь майя тоже играли в пок-та-пок.
Вот эта пирамида называется «храмом Графа» в честь знакомого нам авантюриста Вальдека, который представлялся, как граф (был ли он графом а самом деле, мы не знаем). Якобы, именно в ней он и жил. Вальдек, действительно, жил в одной из пирамид, прямо в храме на вершине, но не в этой.
Три небольших пирамиды – так называемая «Северная группа».
Когда видишь вот такую крытую пальмовыми листьями крышу, это значит, что там есть какая-то скульптура или рельеф. Есть он и тут.
На эти пирамиды можно взобраться. С их вершины на север открывается примерно такая панорама. Всё-таки горы – это горы.
Если пойти отсюда по склону вниз, можно выбраться к нижнему входу. Но пока мы ещё не уходим. Впереди знакомство с храмами крестов и ещё кое-какими сооружениями. Оставайтесь с нами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий