суббота, 15 августа 2020 г.

Флорес

 Ну что ж, после перерыва, вызванного командировкой в Костомукшу, возвращаемся к блогу. Правда, поста про Костомукшу не будет, ибо я почти ничего не снимал, а с чужими фотками делать неохота. Так что возвращаемся в Месоамерику. Только теперь не в Мексику, а в Гватемалу. Как я туда из Мексики попал? Ну, про это был подробный пост в путевых заметках. Кто не читал – почитайте.


Если посмотреть на карту Гватемалы, то сразу бросается в глаза большой выступ, уходящий от основной части этой центральноамериканской страны на север. С трёх сторон это выступ отделён прямыми линиями, граница проводилась по безлюдным джунглям посредством линейки. И только на западе имеет топографическую искривлённость – тут граница проходит по реке Усумасинта, той самой, через которую я переправлялся за 50 песо. Этот выступ – Петен, самый большой департамент Гватемалы. Назван он не в честь главы вишистской Франции, а в честь одноименного плато, занимающего междуречье Усумасинты и Мопана. Долгое время этот край был эдакой гватемальской Сибирью, где почти не было населения, и где по лесам бродили ягуары. Собственно, лесов тут хватает до сих пор, и пересекая плато с запада на восток я последовательно видел смену картины от джунглей с подсечно-огневым сельским хозяйством (да, вот кое-где оно ещё встречается в мире) до современных, на гватемальский лад конечно, городов. Главным городом Петена является городок с романтичным названием Флорес, что можно перевести, как «Цветы». А точнее – даже не городок, а агломерация, ибо в силу географических причин, о которых ниже, Флорес ограничен в своём росте, так что его экономический центр переместился в соседний городок Санта-Элена. Именно туда нас и привезёт автобус, неважно, откуда мы едем: с мексиканской границы, как я, с белизской границы или из столицы страны Сьюдад Гватемала.


Конечно, зрелище куда более бедное, чем по ту сторону мексиканской границы: домики почти исключительно одно-двухэтажные, у улиц практически нет тротуаров, зато полно спутанных проводов и кричащих вывесок. Очень много мотоциклов и даже есть знакомые по Таиланду тук-туки, мотороллеры с пассажирской коляской. А ведь городок не такой занюханный. Аэропорт тут второй по пассажирообороту в Гватемале после столичного, и вообще это важный туристический центр.


Ну и приметы высокой преступности, конечно. Начинаешь замечать, что охранники в банках в бронежилетах и с помповыми ружьями, что на заборах растянута «егоза». Всего этого я, конечно, не снимал, а вот мимо вывески магазина оружия не прошёл. Кстати, это по-моему первый магазин оружия, который я вообще видел в своих путешествиях.


Но я, приехав в городок, уже знал, куда идти и направился на север, по спускающейся вниз улице. Небольшой парк, называющийся Санта-Элена, а в нём вот эта сова.


Вот такой персонаж с козой, встреченный мной в Санта-Элене.


Санта Элена стоит на южном берегу крупного озера под названием Петен-Ица. Ну, как крупного. Карела, конечно, озёрами удивить трудно. Тут уже примечательно, что по сравнению с Юкатаном, где практически не было ни озёр, ни рек, есть какие-то иные водоёмы.  Размерным аналогом озера Петен-Ица, пожалуй, как раз является озеро Каменное под Костомукшей, его поверхность – 95 квадратных километров, а поверхность Петен-Ицы – 99 квадратных километров (по глубине, правда, Гватемала выигрывает – 160 метров против 26). В Карелии оно не вошло бы и в десятку крупнейших озёр, а вот в Гватемале занимает второе место. Иногда пишут, что четвёртое, но одно из более крупных озёр на деле является морской лагуной, а второе – водохранилищем. Поясняю, что на снимке – только южный залив, на котором Флорес и стоит.


Внимательный читатель (еcли бы тут таковые были) подумал бы: а это самое Петен-Ица никак не связано с Чичен-Ицей? И, как ни странно, таки связано! В XII веке на плато Петен переселились майя как раз из регионов Чичен-Ицы, основавшие тут свои колонии. Вокруг озера к середине второго тысячелетия было 27 майяских городов, самым крупным из которых был город Нохпетен, расположенный на острове у южного берега озера Петен-Ица. Вот на этот самый остров, соединённый с Санта-Эленой дамбой, мой путь и лежит.



Проходим по дамбе несколько сотен метров и вуаля! Первое, что нас встречает на островке – туристический знак, возле которого можно фотографироваться. Кабы ещё провода не мешали.


Островное положение ли тому виной или что ещё, но Нохпетен испанцы не могли взять вплоть до конца XVII века, хотя тут прошёлся сам Эрнан Кортес. Ну а потом всё-таки взяли. И от майя к нашему времени там ничего не осталось. Больше того, тут нет ничего и месоамериканского. На мексиканские, или там, кубинские колониальные городки Флорес совсем не похож. Архитектура и вообще атмосфера, скорей, какая-то балканская.




Островок оказался совсем мал – при чтении путеводителя он представлялся побольше. 400 метров с севера на юг, 325 – с запад на восток. Фактически, его всего можно обойти вдоль и поперёк за час, и ещё останется время посидеть выпить пива.



Планировка тоже нехитрая: по берегу островок опоясывает набережная, в пятидесяти метрах от неё вторым кольцом проходит ещё одна улица, остальные улочки и переулки соединяют эти два кольца, а потом взбегают наверх, к высшей точке островка, где расположена главная площадь.


Флорес является эдакой туристической резервацией, о чём легко догадаться по большому числу не очень дешёвых ресторанов и туристических агентств. Джунгли Петена предлагают обильные маршруты, связанные с посещением, как природных заповедников, так и руин майя, из которых, конечно, особо выделяются памятник ЮНЕСКО Тикаль и затерянный в лесах Эль-Мирадор с самыми высокими в мире пирамидами (до 72 метров). Ну, в Эль-Мирадор надо брать недешёвый пешеходный тур по джунглям на целую неделю, а вот в Тикале мы побываем в следующем посте.


Гостиниц тут тоже много, и оные есть и и по довольно разумным ценам. Я останавливался в недорогой гостинице под названием «Мирадор дель лаго». Вот так она выглядит с улочки, составляющей внутреннее кольцо.


Вид обманчив. С озера она выглядит уже вот так. Здесь на терраске над озером я сиживал вечерами с банкой пива, любуясь звёздами. Променад, конечно, славный, но потом начинаешь обращать внимание, что некоторые фонари не горят, а у иных вообще не хватает плафонов… Что поделать, страна более бедная. И это ещё усиливает балканские аналогии, которые закрепляют подвыпившие соседи, устроившие громкий гужбан с музыкой в близлежащем домике.


А это не просто заросли, это хипанско-веганский паб под названием «Маракуйя». Видимо, держат какие-то дауншифтеры из «цивилизованных стран».


Более гламурен променад на западной стороне острова. Видимо, потому что с него открывается вид на закаты. Ну, закатами мы в конце ещё полюбуемся.


Гостиницы, а также рестораны с этой стороны острова несколько подороже. Да и дома повыше.


Вот такое заведение (ресторан в нём наверху, на террасе, куда надо влезть по крутой лестнице), также косящее под джунгли. Впрочем, селиться, как и питаться, тут не стОит. Гостиницы на восточной стороне дешевле, а есть лучше уличную еду в парке на маленьком островке, который пересекает дамба.


Набор аттракционов тут совсем невелик. Хотя вон, какой-то «музей» на островке, куда предлагают сплавать с набережной вездесущие лодочники.


На противоположном берегу тоже есть какие-то скромные развлечения.


Поднимемся наверх, паче подъём совсем недолгий.


Уже метров через сто мы выходим на небольшую площадь со сквером с громким названием «Парке Флорес». Стоял декабрь, и на площади была уже установлена ёлка. Обратите внимание на петушиную голову сверху – это эмблема местного пива Gallo. Понятно, кто ёлку установил.


А вот это скромное здание – губернаторство департамента Петен.


Местная радиостанция. Впрочем, не удивлюсь. если она также уехала на материк, куда-нибудь в Санта-Элену.


Собор. Также выглядит довольно скромно.


А вот это здание рядом с собором – не хухры-мухры, а местный театр.


А рядом с театром стоит самый настоящий зАмок. Кастийо де Арисменди. Ну, какой есть замок. По размеру он тоже невелик.


Интересно, что символизирует вот это вкопанное в землю зубчатое колесо?


Яркие домики с ржавыми крышами – эдакая флоресская фича.




Как я уже сказал, островок – туристическая резервация. Но делать тут особенно нечего. И почта, и банки, и рынок, и тот же автовокзал – всё находится за дамбой в Санта-Элене. Даже супермаркет, чтобы купить воды, находится на материке, прямо у основания дамбы. Ну а тут только променады, лодочные пристани, и конечно, закаты.


Специального поста по закатам я делать не стал. Хотя закаты, конечно, снимал. Да, пока  не перешёл к ним, на фото закатов довольно часто видны какие-то птицы. Сперва я принял их за врановых, но видимо, это представители американского семейства трупиалов (трупиалы по-английски называются американскими иволгами, так что у нас их изображения часто лепят вместо иволг настоящих, к примеру, у нас одна строительная компания анонсировала дом по названием ЖК «Иволга», который упорно иллюстрирует картинкой лимонного трупиала) под названием большехвостый гракл (Quiscalus mexicanus). Граклы вообще довольно обычны в городах Центральной Америки, в частности, я их много видел на Кубе. Ну, вот полно их было и тут.


Закат 29 ноября 2019 года.



Закат 30 ноября 2019 года.




Солнце спустилось за холмы Петена. Загорелись фонарики на набережной во Флоресе. Флорес по провинциальному тих и по тихому провинциален. Пора отдыхать.


Ну а в следующий раз поедем в Тикаль. Оставайтесь с нами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий