воскресенье, 30 августа 2020 г.

Город Каменной Девы

Ну а теперь о майя. Естественно, майя жили и на территории нынешнего Белиза. Точнее, и сейчас живут, хотя почему-то автохтонными местных майя в Белизе не считают – типа это потомки мексиканских и гватемальских эмигрантов. Но вот остатки древних городов в Белизе тоже есть. Чего бы им не быть? Грандиозный Тикаль расположен в полусотне километров от Белизской границы. Самые известные из них – Алтун-Ха, Ламанай и, в особенности, Караколь. К сожалению, добраться до них не шибко просто. Все стоят в стороне от наезженных дорог, и общественный транспорт к ним не ходит. Караколь расположен в уже знакомом нам округе Кайо, не так далеко от Сан-Игнасио. Информация о том, насколько именно недалеко, расходится: одни пишут 40 километров, другие – 52, третьи – 80. Но, видимо, это неважно. Дорога просёлочная, ехать по ней не менее двух (а если прошли дожди, то и трёх) часов, в общем, даже если у вас арендована машина, не факт, что проедете. Информация, сколько сейчас стоит экскурсия в Караколь из Сан-Игнасио, в сети полностью отсутствует. Зато где-то читал, что кроме полноприводного джипа, для экскурсии в Караколь требуется ещё и вооружённая охрана. В общем, жаль, Караколь действительно был крупным городом, и одна из его пирамид до сих пор является самым высоким строением в Белизе, и это место заслуживает внимания, но как-то проблематично в него попадать. Задержись я в Сан-Игнасио ещё на пару дней, может и поинтересовался бы, но, увы, идеей застревать в Белизе я не шибко заразился.


В отличие от вышеперечисленных археологических объектов, с Шунантуничем всё просто. В него легко попасть с рейсового автобуса до Бенке-Вьехо. Пожалуй, именно из-за этого он остаётся самым популярным городом майя в Белизе. Ну а на рейсовый автобус, в свою очередь, легко сесть в Сан-Игнасио.



Да, я ж не показал, как это чудо техники выглядит изнутри. Как-то вот так.


Ехать всего около минут двадцати – Бенке-Вьехо расположен всего в семнадцати километрах от Сан-Игнасио, а тут, в общем, и до Бенке не надо доезжать. Отворотка на Шунантунич находится где-то километрах в полутора недоезжая до Бенке, в посёлке Сан-Хосе-Суккотц, там, где дорога выходит на берег реки Мопан. Тут уже базар с сувенирами и указатель. До Шунантунича около мили, то есть, почти полтора километра.


Только сперва надо переправиться через реку на пароме. Паром для пассажиров абсолютно бесплатный. Надо только зачем-то расписаться в амбарной книге.


Чуден Мопан при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои… Редкая птица долетит до середины Мопана! Пышный! ему нет равной реки в мире… Хотя чего это я? Речушка и речушка. Впрочем, понимаешь, что где-то тут могут быть и крокодилы…


Ну а за речкой небольшая приятная (хоть и в гору) прогулка примерно на километр. Наконец, дорога заканчивается. Стоянка, касса, небольшой музей… Добро пожаловать в Шунантунич, город Каменной Девы. Какой девы? Читайте дальше и узнаете.


Карта-схема сайта. Совсем небольшая, как видите. Хотел традиционно дать карту и с OpenTopoMap, но там даже нету подробной карты. Да, собственно, и объектов с примечательными названиями там нет, почти все носят названия типа «А-16». Да и на схеме почти всё, что смотреть собрано вокруг двух площадей на вершине горы.


Да, тут придётся ещё немного в гору вскарабкаться. Проходим ещё метров двести, и уже начинается. Правда, даже сперва непонятно, майяская это структура или более поздняя имитация под майя. Не, действительно, майя. Строение под кодовым названием «А-15». За ней уже просматриваются какие-то холмы, чьи пирамидальные формы уже наводят на мысль об искусственности. Правильно наводят.


Обойдя их, мы оказываемся на небольшой площади, носящей название «Плаза А 2». «Плаза А 1» находится почти тут же, позади пирамиды в центре руин, носящей название «А-1». А за этой самой площадью проглядывает Эль-Кастийо, «Замок», единственное сооружение Шунантунича, имеющее собственное имя. Если помните, пирамида Кукулькана в Чичен-Ице имела то же название.


На пирамиде А-1 идут какие-то вялотекущие работы. Во всяком случае, первые часа два, что я провёл в Шунантуниче, по её северной стороне ползали какие-то граждане. Потом исчезли.


С восточной стороны площадь А 2 замыкает аккуратная платформа, называющаяся А-15. Скучно, как и сама архитектура. Стоял ли на ней храм, или на ней устраивали ритуалы с жертвоприношениями – неизвестно. В отличие от аналогов из Чичен-Ицы, никакого вычурного орнаментала тут нет. Просто каменная платформа.


С севера площадь замыкается каменной стеной. За стену можно пройти.


Там будет площадь А 3 и какое-то ещё сооружение. Точнее, три сооружения, но два по бокам ещё не откопаны. А вот третье, стоящее над обрывом на вершине, откопано и отреставрировано. Видимо какой-то дворец.


На него можно влезть.


Вид на белизские лесные просторы к северу от Шнантунича.


Ну и вид на сам Шунантунич. Без архитектурных изысков, но смотрится.


«Стена» (пусть она будет стеной, номер у неё тоже есть, но он ничего не скажет) изнутри.


Что же, тут совсем без рельефов? Да нет, с востока от «дворца» стоят небольшие павильоны, в которых можно увидеть знакомые нам резные стелы.



Заодно находим ещё одну современную стелу, возвещающую, что работы по восстановлению Шунантунича сделали возможными совместные усилия Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и американское агентство USAID. А, ну понятно, на чьи деньги тут всё организовано.


Небольшая пирамидка с противоположной стороны площади. С неё даже не убрали самые крупные деревья, хотя фасадную часть подреставрировали.


Возвращаемся на исходную точку. Здесь, по восточному краю видны три пирамиды, которые с обратной стороны были теми самыми подозрительными холмами. А вот так они выглядят со стороны площадей и пирамиды А-1.


Около ближней из них обнаруживаем табличку, «Структура А-16». Можно подумать, что это номер пирамиды, но нет. Номер А-16 относится к пристройке со стелой внутри. А сами пирамиды носят номер А-2, А-3 и А-4.


Три пирамиды со стороны Эль-Кастийо.


Сам Эль-Кастийо. Ещё одной причиной того, что у него есть имя собственное заключается в том, что это не единая структура, и его отдельны части носят свои номера. Так лестница на перднем фасаде называется А-32, восточное крыло – А-5, а храм на вершине – А-6. На Эль-Кастийо можно влезть. Практически наверх, к тем самым зубцам, которые усиливают сходство с древним замком.


На Эль-Кастийо живёт немало игуан, которые выползают на склоны пирамиды погреться на солнышке.


Вот мы поднялись на пару ярусов наверх, к подножью храма (что это был храм, я не сомневаюсь) А-6. Глянь-ка, тут были рельефы. Правда, не особо любопытные. В Ушмале, конечно, гораздо интереснее.


Рельефы были и с западной стороны.


А-6 с южной стороны. В остальном южная часть Эль-Кастийо ещё не раскопана, и там ничего интересного нет.


Поднимаемся дальше наверх. В каморки, входы в которые были видны на предыдущем кадре, можно войти – сейчас там живут десятки летучих мышей.


А с самого верха открываются замечательные виды. Потрепанная табличка призывает не садиться на краю. А то хочется. Сядешь так, свесишь ноги и ветерок обдувает свои волосы.


Вид на сам комплекс.


Вид на юг. Это знакомые мне Бенке-Вьехо и гватемальский Мельчор де Менкос, через которые я проходил сутки назад. Строго говоря, в Шунантунич можно было зайти сразу после пересечения границы, как многие и поступают, но у меня не было никакой охоты таскаться с рюкзаком, так что я предпочёл приехать в Шунантунич нарочно попозже.


Ну а вот вид на запад, в сторону границы.


Вероятно, сама граница, обозначенная на карте пунктиром, проходит где-то здесь. Вот эта дорога, вроде, идёт с гватемальской стороны.


Руины странного сооружения с двумя круглыми тумбами с западной стороны Эль-Кастийо носят номер А-20. Что это?


Ну, работ реставрационных тут предстоит ещё немало. Вот так пока выглядит пирамида А-7, стоящая с западной стороны площади, напротив пирамиды А-4. Раскопки забраны под металлический лист.


А сразу за ней – уже знакомое нам сооружение. Поле для игры в пок-та-пок.


Их, кстати, тут ажно два. Откопаны два, так может, и больше было. Второе расположено с западной стороны от пирамиды А-1 и отреставрировано несколько хуже.


В заключении слазаем на саму пирамиду А-1, с которой открываются неплохие виды.


Эль-Кастийо.


«Дворец» на северной стороне.


Платформа А-15.


Пирамида А-2 и пристройка А-16.


У входа на самом выходе – небольшой музей, который я приберёг напоследок.


Стенд о космогонических представлениях майя. Майя представляли мир в виде древа, уходящего на 12 ярусов вверх, в мир богов, а корнями – вниз, в Шибальбу, в мир мёртвых. Довольно наглядно.


А вот стенд о происхождении названия места. По легенде, где-то в XIX веке, местный охотник встретил здесь прекрасную деву майя в белых одеждах, вышедшую из камня. Охотник испугался и убежал, а когда вернулся с односельчанами, каменной девы и след простыл. Изредка этот местный вариант Хозяйки Медной Горы тут видят до сих пор, но за ней в гору никто уйти не решается. Но место так и назвали «Шунантунич», каменная дева.


Вот такое местечко. По истории майя, пожалуй, сущий пустяк – небольшой городок, связанный с похожими Эль-Наранхо и Яш-ха на гватемальской стороне. Но зато есть романтическая легенда, пусть и не самая взыскательная, реставрация, сделанная на американские денежки и красивые виды. Я провёл тут три довольно приятных часа, и это, пожалуй, было наилучшими впечатлениями от всего Белиза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий