Не, сегодня речь пойдёт не об Иосифе Виссарионыче, и не о Концепции Общественной Безопасности. Мой рассказа об ещё одном заброшенном городе майя, последнем из девяти, посещённых мной, да и вообще последнем из посещённых мной на Юкатане объектов. Кобá (ударение на последний слог) – место не столь знаменитое, хотя и довольно популярное, поскольку расположено не так далеко от запруженной туристами Ривьеры Майя, примерно в 44 километрах к северо-западу от Тулума. А ведь когда-то это был довольно славный город, чьё население в период расцвета, приходящегося на VII-IX века нашей эры, оценивается примерно в 50 тысяч, а может, даже и больше. Это, конечно, меньше, чем население Тикаля или Караколя, но больше, чем у Чичен-Ицы. Кстати, именно с расцветом расположенной в девяноста километрах отсюда Чичен-Ицы связывают упадок Кобы. Тем не менее, Коба, в отличие от Чичен-Ицы до прихода испанцев дожила, и покинута была только где-то в середине XVI века. Ну а дальше долгое время про неё ничего известно не было. Расположена Коба в довольно глухом углу, первая информация о ней достигла ушей мексиканских властей где-то в1840 годах. Однако, тут как раз грянула война каст, в результате чего посетить развалины, находящиеся в глухом лесу стало окончательно проблематично. Тем не менее, в 1882 году тут побывал директор Музея Юкатана Пеон Контрерас, а в 1893 году исследователь майя Теоберто Малер, который даже делал какие-то фотоснимки. Первая научная публикация, описывающая руины Кобы, сделана археологом-любителем ирландского происхождения Томасом Ганном только в 1926 году. В джунглях открыли сеть сакбе, «белых дорог», затем открыли заброшенные алтари, стелы и даже большие пирамиды, которые эти сакбе связывали. В начале 1970-х раскопки резко активизировались, поскольку к Кобе проложили асфальтированную дорогу. В общем, к 1990-м годам, когда произошёл бум развития туризма в Кинтана-Роо, всё было готово, чтобы запилить тут ещё один туристический объект. В наше время Кобу посещают десятки тысяч человек в год.
В некоторых русскоязычных источниках указано, что в Кобу можно только в сопровождении гида. Это враньё, очевидная цель которого – продажа туров с сопровождением. Единственная сложность, которая имеется для гостя Тулума – автобус из Тулума в Кобу ходит всего один раз в день, туда – утром (в прошлом году это было около 7 утра, но расписание меняется), обратно – в районе трёх часов дня. Автобус проходящий, начинает он движение то ли от Четумаля, а то ли от Бакалара и идёт в уже нам знакомый Вальядолид, так что у меня даже возникала мысль ломануть после Тулума опять в Вальядолид на денёк. Собственно, посёлок Коба находится в стороне от трассы, связывающей Тулум с пригородом Вальядолида Чемаш. Тут-то мне вспомнилось, что в самом начале, когда я ехал по бесплатной дороге из Канкуна в Вальядолид, указатели на Тулум меня сопровождали почти всю дорогу.
Посёлок Коба стоит на берегу небольшого одноимённого озера, что согревало мой карельское сердце. Если помните, водоёмов на Юкатане вообще мало – все водотоки и водосборы тут находятся под землёй. Но вот в районе Кобы имеется сразу несколько озёр. Озеро Коба продолговатое, примерно 500 на 800 метров, с берегами, заросшими камышами (что там растёт на самом деле – не знаю, но не тростник, который обычно называют «камышами» у нас). Чтобы попасть из посёлка, где останавливается автобус, как раз надо пройти берегом озера, вдоль которого выстроены мостки.
В нескольких источниках приходилось читать, что в озере Коба полно крокодилов. Не знаю, ни одного крокодила я там не видел. Зато в камышах полно околоводных птиц, в особенности цапель. В девятом часу утра, когда я высадился в Кобе, их было нетрудно увидеть. Вот это большая голубая цапля (Ardea herodias), ближайшая американская родственница самой обычной у нас серой цапли.
Большая белая цапля (Ardea alba) - вид-космополит, сейчас вполне обычна и у нас, хотя ещё лет сто назад их сильно истребили из-за нарядных пёрышек-эгреток. Эта как раз после удачной рыбалки.
Выпь. Рискну предположить, что южноамериканская (Botaurus pinnatus). Тут как раз обитает её карибский подвид, хотя североамериканская выпь (Botaurus lentiginosus) тут тоже встречается на зимовках. Выпь вообще довольно трудно увидеть, но тут они почему-то особо не стеснялись.
Вот это не знаю, что, возможно, просто молодая голубая цапля, хотя возможно, и что-то более экзотическое.
А вот это вообще не цапля, и даже не родственник цапель. Это арама, пастушковый журавль (Aramus guarauna), представитель отдельного семейства журавлеобразных. Про арам до этого я только читал в книжках, а в природе увидел в первый раз.
В общем, хотя утро было не самое раннее, птиц посмотреть было интересно. Кстати, у археологической зоны даже смотровая башня имеется, так что за бирдвотчингом сюда наверняка тоже ездят. Ну а мы подходим ко входу в археологическую зону. Мы всё ещё в штате Кинтана-Роо, так что вход недорогой, всего 75 песо.
Руины древнего города занимают, по некоторой информации, около 120 квадратных километров, но раскопана пока только малая часть из них. Раскопанное объединяется в несколько кластеров, из которых главных четыре. Сразу за входом нас ожидает группа под названием Коба, она ближайшая к одноимённым посёлку и озеру, но ещё ближе к ней озеро Маканшок, на северном берегу которого она и стоит. Метрах в шестиста к востоку находится ещё группа сооружений, известная, как группа D. У неё дорога ветвится, одна ветвь уходит к северу, к группе Нохоч-Муль, а одна на юг, к группе Маканшок.
Неоднократно, в том числе и отзывах тушек, например, на трипавайзере, приходилось читать, что из-за больших расстояний в Кобе лучше взять напрокат велосипед или вообще воспользоваться велорикшей, которых у входа в археологическую зону хватает. По моему скромному мнению, это изрядное преувеличение. Это не Тикаль, самый длинный конец тут меньше полутора километров, да и рельеф не самый трудный. Обойти все четыре группы за пару часов никакого труда человеку, даже с не самой лучшей физической формой, не составит. Ну. конечно, если вы стеснены во времени, можно и велосипед взять.
Центральным сооружение группы Коба является Ла Иглесия, «Церковь», большая выщербленная пирамида около 20 метров высотой.
Наверх, правда, залезать нельзя.
Слева от «Церкви» находится типичное поле для майяской игры в мяч. Оно не единственное в Кобе, но второе мы посетим чуть попозже.
Прочие сооружения группы Коба не столь интересны.
Вот эта лестница, видимо вела к какому-то деревянному не то храму не то дворцу. И обратите внимание на тоннель- коридор под ней. Я вот обратил только когда уже собирал фотки. Арка то у этого тоннеля не вполне традиционно для майя выглядит – шибко закруглённый у неё верх. Но всё-таки присмотревшись, видишь, что это арка майя.
Белую дорогу сакбе, к сожалению, не снял. Ибо это дорога ну и дорога, ничего интересного в ней нет. Уже потом узнал, что большей частью она проходит по древней майяской сакбе. В группе D, куда она приводит, несколько сооружений. Вот эта платформа с колоннами стоит прямо у дороги.
Самое известное сооружение группы – небольшая пирамида под названием Лас Пинтурас – рисунки. Говорят, наверху пирамиды эти самые рисунки и находятся, и их ещё можно видеть. Не уверяю – я не видел. Хотя, разбирая фото, я уже засомневался, точно ли туда нельзя лазать?
Где-то на полпути от группы D к Нохоч-Муль находится ещё одно поле для игры в пок-та-пок. Оно не больше по размеру, чем то, в группе Коба, но интересно украшено.
Одна из трибун поля сзади.
Кольцо, в которое должен был пролететь мяч. Довольно обширное.
Вот такой резной камень прямо на земле посреди поля. Э… А где голова?
А вот она? Хм…
Прямо на трибуне – камень с резной надписью иероглифами майя. К сожалению, почти стёршимися.
И вот такой рельеф, тоже изрядно замученный временем.
Ещё в паре сотен метров дальше по дороге мы находим небольшую пирамиду с хоккейным именем Шайбе. Впрочем, хоккей тут не при чём: «шайбе» — это, дословно, перекрёсток, тут две сакбе пересекались. Ну а сама пирамида, видимо, выполняла роль обсерватории.
Ну и ещё через пару сотен метров приходим к вытоптанной поляне. Это аттракцион номер один всей Кобы – большая пирамида Нохоч-Муль. Вообще, говорят, что «Нохоч-муль» и переводится как «большая пирамида», что что выходит, «большая пирамида Нохоч-Муль» - это масло масляное. Вообще, говорят, что это одна из высочайших пирамид на Юкатане, выше пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице и пирамиды Колдуна в Ушмале, сорок два метра. Ещё выше только пирамида в Калакмуле, где я, увы, на этот раз не побывал. Тут постоянно куча народа, и звучат самые разные языки. В том числе, понятно, и русский.
Хотя вот на этом транспаранте русского нет. тут написано, что влезать на пирамиду можно только на свой собственный риск. Но на русском нет.
Но лезут и так практически все. И не сказал бы, что это так тяжело. Для самых боязливых по южной стороне протянут канат, за который можно цепляться. Я и поднялся, и спустился без его помощи, и даже не вставая на карачки, как некоторые. Хотя, пожалуй, в сырую погоду тут пострашнее. Но многие тушки в своих отзывах о Кобе натурально писают кипятком.
Небольшой храм наверху.
Вид. М-м, ну, в общем, по сравнению с Тикалем, с его атмосферой инопланетной базы, тут особо не впечатляет. Ну, кроны, ну внизу. Не видно ни посёлка, ни озёр, ни группы Коба.
Единственная нерегулярность в пейзаже – верхушка Шайбе, торчащая из крон в нескольких сотнях метров.
Тем не менее, некоторых Коба почему-то особенно впечатляет. А я бы сказал, что это какая-то незолотая середина между Чичен-Ицей и Тикалем, и тот, кто был в обоих местах, навряд ли будет шибко потрясён.
Наконец, группа Маханшок. По иронии судьбы расположенная даже не у одноименного озера, а у ещё одного маленького озерка. Это исторически первая группа сооружений, открытая в Кобе ещё до Второй Мировой войны.
Крупных сооружений тут нет, но имеется восемь резных стел и несколько алтарей, так что культовое предназначение этого района Кобы особого сомнения не вызывает.
Все стелы стоят под навесами из пальмовых листьев.
На многих из них поясняется, что же тут, на покрошившемся известняке вырезано.
В Кобе есть ещё несколько групп сооружений, но они для посещения публикой закрыты. Ну а то, что открыто, не так трудно обойти за пару часов. И на пирамиду слазать. Сказать, что место особенно потрясло, не могу. Но место хорошее – вон и птиц водных посмотрел заодно.
На этом я закрываю свои репортажи с Юкатана-2019. Надеюсь, вам было хотя бы отчасти так же интересно ознакомиться с этим своеобразным регионом, как мне. Ну да что поделать, самый интересный рассказ, конечно, личного путешествия не заменит. Посетите Юкатан – не пожалеете. Я вот точно не жалею.
В некоторых русскоязычных источниках указано, что в Кобу можно только в сопровождении гида. Это враньё, очевидная цель которого – продажа туров с сопровождением. Единственная сложность, которая имеется для гостя Тулума – автобус из Тулума в Кобу ходит всего один раз в день, туда – утром (в прошлом году это было около 7 утра, но расписание меняется), обратно – в районе трёх часов дня. Автобус проходящий, начинает он движение то ли от Четумаля, а то ли от Бакалара и идёт в уже нам знакомый Вальядолид, так что у меня даже возникала мысль ломануть после Тулума опять в Вальядолид на денёк. Собственно, посёлок Коба находится в стороне от трассы, связывающей Тулум с пригородом Вальядолида Чемаш. Тут-то мне вспомнилось, что в самом начале, когда я ехал по бесплатной дороге из Канкуна в Вальядолид, указатели на Тулум меня сопровождали почти всю дорогу.
Посёлок Коба стоит на берегу небольшого одноимённого озера, что согревало мой карельское сердце. Если помните, водоёмов на Юкатане вообще мало – все водотоки и водосборы тут находятся под землёй. Но вот в районе Кобы имеется сразу несколько озёр. Озеро Коба продолговатое, примерно 500 на 800 метров, с берегами, заросшими камышами (что там растёт на самом деле – не знаю, но не тростник, который обычно называют «камышами» у нас). Чтобы попасть из посёлка, где останавливается автобус, как раз надо пройти берегом озера, вдоль которого выстроены мостки.
В нескольких источниках приходилось читать, что в озере Коба полно крокодилов. Не знаю, ни одного крокодила я там не видел. Зато в камышах полно околоводных птиц, в особенности цапель. В девятом часу утра, когда я высадился в Кобе, их было нетрудно увидеть. Вот это большая голубая цапля (Ardea herodias), ближайшая американская родственница самой обычной у нас серой цапли.
Большая белая цапля (Ardea alba) - вид-космополит, сейчас вполне обычна и у нас, хотя ещё лет сто назад их сильно истребили из-за нарядных пёрышек-эгреток. Эта как раз после удачной рыбалки.
Выпь. Рискну предположить, что южноамериканская (Botaurus pinnatus). Тут как раз обитает её карибский подвид, хотя североамериканская выпь (Botaurus lentiginosus) тут тоже встречается на зимовках. Выпь вообще довольно трудно увидеть, но тут они почему-то особо не стеснялись.
Вот это не знаю, что, возможно, просто молодая голубая цапля, хотя возможно, и что-то более экзотическое.
А вот это вообще не цапля, и даже не родственник цапель. Это арама, пастушковый журавль (Aramus guarauna), представитель отдельного семейства журавлеобразных. Про арам до этого я только читал в книжках, а в природе увидел в первый раз.
В общем, хотя утро было не самое раннее, птиц посмотреть было интересно. Кстати, у археологической зоны даже смотровая башня имеется, так что за бирдвотчингом сюда наверняка тоже ездят. Ну а мы подходим ко входу в археологическую зону. Мы всё ещё в штате Кинтана-Роо, так что вход недорогой, всего 75 песо.
Руины древнего города занимают, по некоторой информации, около 120 квадратных километров, но раскопана пока только малая часть из них. Раскопанное объединяется в несколько кластеров, из которых главных четыре. Сразу за входом нас ожидает группа под названием Коба, она ближайшая к одноимённым посёлку и озеру, но ещё ближе к ней озеро Маканшок, на северном берегу которого она и стоит. Метрах в шестиста к востоку находится ещё группа сооружений, известная, как группа D. У неё дорога ветвится, одна ветвь уходит к северу, к группе Нохоч-Муль, а одна на юг, к группе Маканшок.
Неоднократно, в том числе и отзывах тушек, например, на трипавайзере, приходилось читать, что из-за больших расстояний в Кобе лучше взять напрокат велосипед или вообще воспользоваться велорикшей, которых у входа в археологическую зону хватает. По моему скромному мнению, это изрядное преувеличение. Это не Тикаль, самый длинный конец тут меньше полутора километров, да и рельеф не самый трудный. Обойти все четыре группы за пару часов никакого труда человеку, даже с не самой лучшей физической формой, не составит. Ну. конечно, если вы стеснены во времени, можно и велосипед взять.
Центральным сооружение группы Коба является Ла Иглесия, «Церковь», большая выщербленная пирамида около 20 метров высотой.
Наверх, правда, залезать нельзя.
Слева от «Церкви» находится типичное поле для майяской игры в мяч. Оно не единственное в Кобе, но второе мы посетим чуть попозже.
Прочие сооружения группы Коба не столь интересны.
Вот эта лестница, видимо вела к какому-то деревянному не то храму не то дворцу. И обратите внимание на тоннель- коридор под ней. Я вот обратил только когда уже собирал фотки. Арка то у этого тоннеля не вполне традиционно для майя выглядит – шибко закруглённый у неё верх. Но всё-таки присмотревшись, видишь, что это арка майя.
Белую дорогу сакбе, к сожалению, не снял. Ибо это дорога ну и дорога, ничего интересного в ней нет. Уже потом узнал, что большей частью она проходит по древней майяской сакбе. В группе D, куда она приводит, несколько сооружений. Вот эта платформа с колоннами стоит прямо у дороги.
Самое известное сооружение группы – небольшая пирамида под названием Лас Пинтурас – рисунки. Говорят, наверху пирамиды эти самые рисунки и находятся, и их ещё можно видеть. Не уверяю – я не видел. Хотя, разбирая фото, я уже засомневался, точно ли туда нельзя лазать?
Где-то на полпути от группы D к Нохоч-Муль находится ещё одно поле для игры в пок-та-пок. Оно не больше по размеру, чем то, в группе Коба, но интересно украшено.
Одна из трибун поля сзади.
Кольцо, в которое должен был пролететь мяч. Довольно обширное.
Вот такой резной камень прямо на земле посреди поля. Э… А где голова?
А вот она? Хм…
Прямо на трибуне – камень с резной надписью иероглифами майя. К сожалению, почти стёршимися.
И вот такой рельеф, тоже изрядно замученный временем.
Ещё в паре сотен метров дальше по дороге мы находим небольшую пирамиду с хоккейным именем Шайбе. Впрочем, хоккей тут не при чём: «шайбе» — это, дословно, перекрёсток, тут две сакбе пересекались. Ну а сама пирамида, видимо, выполняла роль обсерватории.
Ну и ещё через пару сотен метров приходим к вытоптанной поляне. Это аттракцион номер один всей Кобы – большая пирамида Нохоч-Муль. Вообще, говорят, что «Нохоч-муль» и переводится как «большая пирамида», что что выходит, «большая пирамида Нохоч-Муль» - это масло масляное. Вообще, говорят, что это одна из высочайших пирамид на Юкатане, выше пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице и пирамиды Колдуна в Ушмале, сорок два метра. Ещё выше только пирамида в Калакмуле, где я, увы, на этот раз не побывал. Тут постоянно куча народа, и звучат самые разные языки. В том числе, понятно, и русский.
Хотя вот на этом транспаранте русского нет. тут написано, что влезать на пирамиду можно только на свой собственный риск. Но на русском нет.
Но лезут и так практически все. И не сказал бы, что это так тяжело. Для самых боязливых по южной стороне протянут канат, за который можно цепляться. Я и поднялся, и спустился без его помощи, и даже не вставая на карачки, как некоторые. Хотя, пожалуй, в сырую погоду тут пострашнее. Но многие тушки в своих отзывах о Кобе натурально писают кипятком.
Небольшой храм наверху.
Вид. М-м, ну, в общем, по сравнению с Тикалем, с его атмосферой инопланетной базы, тут особо не впечатляет. Ну, кроны, ну внизу. Не видно ни посёлка, ни озёр, ни группы Коба.
Единственная нерегулярность в пейзаже – верхушка Шайбе, торчащая из крон в нескольких сотнях метров.
Тем не менее, некоторых Коба почему-то особенно впечатляет. А я бы сказал, что это какая-то незолотая середина между Чичен-Ицей и Тикалем, и тот, кто был в обоих местах, навряд ли будет шибко потрясён.
Наконец, группа Маханшок. По иронии судьбы расположенная даже не у одноименного озера, а у ещё одного маленького озерка. Это исторически первая группа сооружений, открытая в Кобе ещё до Второй Мировой войны.
Крупных сооружений тут нет, но имеется восемь резных стел и несколько алтарей, так что культовое предназначение этого района Кобы особого сомнения не вызывает.
Все стелы стоят под навесами из пальмовых листьев.
На многих из них поясняется, что же тут, на покрошившемся известняке вырезано.
В Кобе есть ещё несколько групп сооружений, но они для посещения публикой закрыты. Ну а то, что открыто, не так трудно обойти за пару часов. И на пирамиду слазать. Сказать, что место особенно потрясло, не могу. Но место хорошее – вон и птиц водных посмотрел заодно.
На этом я закрываю свои репортажи с Юкатана-2019. Надеюсь, вам было хотя бы отчасти так же интересно ознакомиться с этим своеобразным регионом, как мне. Ну да что поделать, самый интересный рассказ, конечно, личного путешествия не заменит. Посетите Юкатан – не пожалеете. Я вот точно не жалею.
Комментариев нет:
Отправить комментарий