пятница, 16 октября 2020 г.

Мюзикл «Садко»

Ну а теперь гвоздь программы. Так сказать, аттракцион номер один. Как только мне в башку стукнуло использовать выходные на поездку в Новгород, я, естественно, полез на туристический портал города, посмотреть, что там за мероприятия на эти выходные ожидаются. И тут же нахожу здоровый баннер, «Фолк-рок мюзикл «Садко». Ну, не сказать, что я большой знаток и любитель мюзиклов – в основном моё знакомство с ними ограничивалось эпизодами в сериалах, где кто-то кого-то на мюзиклы водил. Да и не очень это распространённый у нас жанр. Но пометку для себя сделал. Слазил посмотреть, почем билеты. 1200 рублей. Терпимо. На месте узнал, что 200 рублей можно сэкономить, ибо по центру Новгорода, в частности, у Горбатого моста ходят молодые люди в национальных костюмах, которые раздают флаеры, по коим в кассе самого мюзикла положена скидка в 200 рублей. На беду, правда, когда я их встретил, у меня билет уже был. Его я купил в «Красной избе», ну а можно купить и вовсе в интернете.


«Садко» позиционирует себя как «уличный театр». На мой дилетантский взгляд это немного не так. «Уличный театр» - это нечто вроде французского шоу «Ремю менаж», на котором мне прошлой весной доводилось побывать в Красноярске во время универсиады. Но «Ремю менаж» — это, действительно, шоу, происходящее где-то на городской улице, без определённого сюжета, скрепленное только каким-то эстетически-визуальным решением. «Садко», хоть и происходит под открытым небом, но на специально оборудованной площадке, имеет строгий сюжет и либретто, и идёт оно ажно два часа. Впрочем, определённое сродство даже с «Ремю менаж» вполне можно углядеть. Площадку театра «Садко», расположенную на берегу Волхова у южной стороны Ярославова дворища, рядом с гостиницей «Россия», я уже показывал в соответствующем посте снаружи со стороны реки. А вот так оно выглядит изнутри. Зайдя вовнутрь, оказываешься в огороженном дворе со сценой и бутафорскими городскими укреплениями. За спиной – зрительные места примерно на триста человек в амфитеатре под навесами. Площадка, кстати, используется не только для шоу, в дневное время тут работает так называемая «Ремесленная слобода», где можно поучиться плести кольчуги, печатать на старинном типографском прессе или ковать ножи. На слободу я, правда, не ходил, так что тут ничего рассказать не могу.


Уселись, ждём. В урочный час вышел глашатай (ну не «конферансье же?) в белой шитой рубахе и красных сапогах и толкнул речь. 


После чего сцена начала преображаться в ярмарку. На переднем плане отрок тащит на верёвочке козлика. Козлик забавно упирается.


Снимал я, особо ни на что не рассчитывая – света мало, даже если поставить короткую выдержку, будут сильные шумы. К моему удивлению, кадры получились вполне годные. Конечно, не для печати, но для поста в блоге. Кордебалет, надо сказать, довольно впечатляющий. Песни (да и вообще текст) шли под плюсовую фонограмму, но вот танцы были отнюдь не в записи. А ещё были цирковые номера вполне в эстетике «Дю Солей», настоящее файер-шоу и даже батальные сцены. Ядро труппы составляли артисты новгородского музыкального театра «Водевиль» и театра огня «Фалькор», укреплённые танцорами из местных студий.


Сюжет истории бедного гусляра, пленившего своей музыкой Морского Царя и ставшего богатым купцом, полагаю, можно не пересказывать, тем более, всегда есть нюансы. Сама былина про Садко существует в девяти вариантах, а есть ещё опера Римского-Корсакова, известный фильм Птушко и ряд менее известных интерпретаций. У театра «Садко» своя.


Сразу моё внимание привлёк вот этот персонаж, стоявший над действом, и как-то его направлявший с самого начала до конца. Нет это ещё не Садко. Это кто вообще? Бог? Ангел? Какой-то местный святой? Я к концу спектакля решил, что это, видимо, Николай-Угодник, который в былине вызволил Садко от Морского царя. Но нет. На сайте этот персонаж указан, как «старец». Не шибко он старческий, скажу вам.


А вот и Садко! В некоторых интерпретациях он новгородец, в некоторых – пришлый музыкант. Вот здесь он пришлый, который приходит, видит и побеждает.


В сюжете мюзикла весьма значительную часть занимают околополитические интриги XII века. Вот это главный… ну, не то, чтобы злодей, но интриган точно. Купеческий сын Фёдор, желающий стать сыном посадника.


Естественно, Садко тут же попадает в его поле зрения. И не только его, как оказалось.


Вот чего-чего, а костюмная часть у шоу – выше всяких похвал. Даже своеобразный пока мод XII века устроили минут на десять. Показали дамские костюмы от Западной Европы до восточных кочевников.


А вот это моя землячка, карелка в национальном костюме. Попутно зрителю объясняют, чем костюм карелки отличается от костюма славянки.


Ну и конечно, haute couture того времени.


Эх, Садко, ласково тебя встретили. Значит, будут использовать в корыстных целях...


Есть и любовная линия, но её ИМХО несколько недокрутили. По сути, всё сводится к тому, что за дочерью посадника Любавой ухаживают и Фёдор, и Садко, и она сама предпочитает второго. Но вообще Любава получилась чуть менее, чем никакая, а с ней никакой оказалась и любовь.


А вот, собственно, и интриги: за пост посадника бьются нынешний посадник, по совместительству – отец Любавы Якун, (слева) и богатый купец, по совместительству – отец Фёдора Михалко. Михалке бы и пофиг, но сынка воду мутит.


И что-то сдаётся мне, в текст мюзикла упаковали и сегодняшние дела Новгорода: например, Якун обещал починить мостовые «на Розваже, Молотковской и на Славной». Через часа три, возвращаясь в гостиницу по улице Славная под покровом ночи, я обошёл дорожников, кладущих новый асфальт. На Молотковской тоже мостовую ремонтировали.


А вот это снимать было бесполезно. Это один из фрагментов с фаер шоу, где Садко нанимают играть музыку на каком-то языческом шабаше, как оказалось, на строительстве новой церкви. Интриги-с.


Садко с друзьями пойман и их ожидают большие неприятности.


Но «старец» берёт всё в свои руки и даёт Садко шанс всё исправить.


За падением взлёт. Садко становится ключником новгородского торга. Купцы идут вручить ему грамоты.


Поднялся Садко…


…и тут же опять упал. Теперь изгнать его решил уже новгородский народ, любимцем которого он был вначале.


«И вот Садко на дне морском». Тут тоже был очень интересный фрагмент, хотя от канонического прочтения он сильно отличался. 


Не осталось тут ни морского царя, ни вообще ничего такого морского. Хотя получилось довольно любопытно, и смотрелось довольно здорово.


Финал у мюзикла такой духоподнимающий.  Садко, как и в некоторых вариантах былины, решает возвести храм выше и прекраснее Святой Софии.


Тут лирическое отступление. Про церковь, выстроенную Садко на вырученные деньги, мне уже доводилось читать. И поелику со Дня Морского его вызволял именно Николай Угодник, я решил, что речь идёт о моём любимом Никольском соборе на Торгу. Но уже на следующий день «Статский советник» Денис во время прогулки по Кремлю это моё заблуждение развеял. Оказывается, действительно была тринадцатиглавая церковь, превосходящая по преданию размерами Софию, и построил её в XII веке некто Садко Сытиныч, то есть, гусляр Садко то не такой уж и сказочный персонаж. Только находилась она не на Торговой стороне, а на Софийской, в южной части Детинца, на конце улицы Пискупли, и носила имя Бориса и Глеба (не путать с ныне существующей Борисоглебской церковью на Плотницком конце – это другой храм). Собственно, по ней и именовалась рухнувшая Борисоглебская башня Новгородского кремля. Церковь данная была главным собором Людина конца, и около неё проходило районное вече, только вот церкви этой жутко не везло. Будучи построенной в 1167 году, менее, чем через стол лет она сгорела от удара молнии. Её восстановили, но тут она не простояла и сорока лет, рухнув в начале XIV века. В 1305 году была построена новая церковь, которая сгорела ровно через сто лет в мощном пожаре Людина конца. Такие несчастья можно объяснить тем, что в этой церкви хранились Палицы Перуна, которые новгородцы использовали не то для какого-то своего рода спорта, не то для серьёзных межрайонных разборок. По приказу митрополита Никона данные палицы были сожжены в 1652 году, как бесовское оружие. Через пять лет Борисоглебская церковь рухнула окончательно, и больше её не восстанавливали. Возможно, дело в мести Перуна, хотя скорее просто в оползневых процессах – та же Борисоглебская башня с участком стены тоже рухнули через лет сто. Рядом осталась маленькая церквушка Андрея Стратилата XVI века, которая стоит до сих пор. А от церкви Бориса и Глеба не осталось ничего, хотя, говорят, она изображена на некоторых иконах.

Ну что ж, шоу подошло к концу, мы можем ещё посмотреть на всю труппу и на файер-шоу.


Молодцы! Два часа пролетели незаметно.


Конечно, если начать анализировать представление, как произведение театрального искусства, с точки зрения идей и смыслов, то, наверное, можно накопать немалое число претензий. Но к чему? К мюзиклу «Садко», хотя он никакой не «фолк» (от фолка тут только костюмы) и совсем немного «рок», надо относиться именно как к образцу замечательного местного шоу. Новгороду, как пожалуй, никакому русскому городу повезло, что у них есть такая древняя история, полная ярких местных легенд. Новгородцы молодцы, что такое придумали и организовали, и их опыт надо перенимать.

Будучи в прошлом году в Мексике, я был немало впечатлён светомузыкальными шоу с демонстрацией местной истории и достопримечательностей, которые устраивают по вечерам на стенах местных сооружений в некоторых городах. В частности, я видел подобные шоу в Вальядолиде и Кампече. Я даже начал прикидывать, на какой стене у нас в Петрозаводске можно было бы устроить что-то такое. Только быстро понял, что у нас бы так, как в Мексике не получилось. Ибо в тёплое время года у нас белые ночи, которые скрадывают визуальный эффект от игры света. Зимой лучше, но зимой стоять на холоде, любуясь игрой света, не всегда удобно. С мюзиклом «Садко» сходная история. Это сезонный продукт, и показывают его только в августе-сентябре. Потому как некоторые сцены (типа огненного шабаша или морского дна) требуют затемнения, которого во время белых ночей не обеспечить.  Ну а с октября уже слишком холодно, чтобы держать зрителей два часа на открытом воздухе, хотя даже в сентябре зрителям предлагаются пледы и подушки, чтобы они не мёрзли. [Впрочем, как оказалось, спектакль собирались показывать весь туристический сезон, с мая по сентябрь, просто пока так получилось: премьера была в прошлом августе, а в этом году начать показы с мая не дал COVID-19. Возможно, на следующий год будет лучше.]

Тем ценнее само шоу. Я лично удовольствие получил на все 1200 рублей. Будете в Новгороде в августе или сентябре – сходите. Надеюсь, на будущий год шоу опять будет. Да и я как-нибудь ещё с удовольствием посмотрю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий