Тут я немного отклонюсь от хронологии своего бразильского вояжа, и оставлю пост про объект, посещённый в самом конце поездки, буквально за несколько часов до отбытия в аэропорт. Фоток, к сожалению, очень немного, и заканчивать этим репортажем мне блок не хотелось. Но объект по своему примечательный. Так что заради географической целостности, пишу про него сразу после других объектов Юго-Востока.
Между хребтами гор вдоль Атлантического побережья юго-восточной Бразилии протекает река Параиба. Точнее даже, Параиба ду Сул, Южная Параиба, ибо есть ещё Параиба ду Норчи, протекающая в северо-восточном штате, который даже называется по её имени. Но это другая Параиба. Наша же образуется к востоку от Сан Паулу слиянием уже знакомой нам Параитинги и реки Параибуны, ну а дальше течёт на восток к границе штата Рио де Жанейро, в котором она впадает в океан. Именно на её берегах где-то в низовьях, в районе города Кампус де Гойтоказис стояло поместье, в котором жила хорошо известная в России рабыня Изаура. Но мы пока останемся в штате Сан Паулу, той его части, которая так и называется, Вали ду Параиба, долина Параибы. Её легко опознать на административной карте – это продолговатый отросток, который уходит на восток от основного тела штата. Вдоль долины идёт упоминавшееся уже мной шоссе Родовия Дутра, а вдоль шоссе расположена цепочка городков разного калибра: Жакареи, Сан Жозе дус Кампус, Касапава, Таубате, Пиндамоньягаба, Гуаратингета, Лорена, Кашоэйра Паулиста, Крузейру… Сами городки не очень большие, но суммарное население долины – свыше двух миллионов человек, так что Вали ду Параиба иногда рассматривается, как единая агломерация, важный центр бразильского машиностроения, да и вообще индустрии, тут производится всё от мотоциклов до авиалайнеров.
Впрочем, городок, куда лежит наш путь, в машиностроении, и вообще в индустрии большой роли не играет. Расположен он примерно в середине долины, километрах в тридцати от Таубате, откуда я приехал на автобусе, между Розейрой и Гуаратингетой. Городок, в общем невелик, около 45 тысяч населения, но притягивает немалое количество визитёров. Ещё не доехав до автовокзала, видишь его главную достопримечательность, стоящее на холме огромное здание, напоминающее железнодорожный вокзал в каком-нибудь мегаполисе. Но это ни фига не железнодорожный вокзал.
Итак, в чём состоит привлекательность данного города. «Апаресида» переводится с португальского как «явленная». Так в русском языке называются чудесным образом появившиеся религиозные реликвии, чаще всего, иконы. В католичестве, а Бразилия – самая крупная в мире католическая страна мира, иконы не столь популярны, но «явленные» реликвии тоже встречаются. В 1717 году к приезду тогдашнего губернатора Сан Паулу Педру де Алмейды три рыбака получили задание наловить в Параибе рыбы покрупнее. Легенда гласит, что рыбалка не ладилась, пока закинув в реку свои сети, один из рыбаков не вытащил гипсовую статуэтку Богоматери около 40 сантиметров. Как потом установили, статуэтка была сделана монахом из Сан Паулу Фрея Агостину де Жезусом. Как и когда он её утопил в Параибе, неизвестно, да и это неважно, главное, рыба начала после её вылавливания, прыгать в сети, как бешеная. Ну а сцену обретения явленой статуи Девы Марии можно видеть вот на этом мозаичном панно. Это фото моей сестры, которая сделала его за год моей поездки в католическом храме Благовещения пресвятой Богородицы в Израильском Назарете, куда католики разных стран даровали свои изображения Девы Марии. Вот бразильский подарок.
Статуэтка первоначально хранилась у одного из рыбаков, Фелипе Педрозу. Однако, слух о ней быстро наводнил окрестности, так что посмотреть на чудесно явленную реликвию двинулись паломники и из Сан Паулу, и из Рио де Жанейро, и из Минас Жерайс, а потом со всей страны. Пришлось построить простую деревянную часовню. Потом часовню побольше. Потом ещё больше, а в 1834 году статуя обзавелась своей базиликой. Посещение Богоматери из Апаресиды стало главным аттракционом верующих Бразилии, так что к середине прошлого века толпы паломников, в особенности в пасхальную и рождественскую недели, не вмещала и целая базилика. В 1951 году, во времена президента Жетулио Варгаса, приняли решение возвести в Апаресиде национальное святилище, ныне известное, как «Базилика Нова», то есть, новая базилика. Это и есть то самое сооружение, напоминающее вокзал.
Несколько лет заняли земляные работы на холме Питас. Что осталось от того холма – бог весть. Освящение базилики приснопамятным Иоанном Павлом II состоялось только в 1980 году, да и тогда работы были ещё не закончены. Нынешнее строение имеет в плане форму греческого креста с габаритами 183 на 188 метров. Высота центрального купола – 80 метров. Башня (кстати, построенная на деньги лично Кубичека) – высотой 109 метров. В базилику вмещается до 45 тысяч человек (для сравнения, Храм Христа Спасителя в Москве вмещает около 10 тысяч, а Исаакиевский собор – около 8 тысяч). Среди христианских храмов Базилика Богоматери из Апаресиды уступает по размерам только Базилике Святого Петра в Риме.
Заходим вовнутрь. У меня лично ассоциации с вокзалом только усилились.
Был, очевидно, не самый важный для католиков день, но какие-то службы проводились. В алтарной части что-то вещает батюшка.
Колокол. Колокола в католических храмах вешают вот на таком механизме, который позволяет качать само тело колокола, хотя и в одной плоскости.
Свод собора. Эх, мало вокзальных ассоциаций, да тут ещё и ремонтные работы идут. Часть фресок закрыта материей.
Саму статуэтку я и не видел, так что подрезал её фото из Википедии. Ну, собственно, там и увидеть что-то проблематично: она вся закрыта расшитым покрывалом и стоит за бронированным стеклом.
Для тех, кто не разглядел на одном их холмов снаружи установлена увеличенная копия.
А это, видимо, ретранслятор, передающий молитвы католиков прямо в Небесную Канцелярию.
С южной стороны храм вещают две дугообразные аркады, заканчивающиеся часовнями Рождества и Воскресения.
Схема комплекса.
Ну а ещё дальше к базилике примыкает вот этот комплекс, чьё название «Шопинью» сочетает в себе английское shop с португальским уменьшительным суффиксом -inho. В нём есть магазины, банки, медицинские кабинеты, кажется, даже аквариум… Всё, где верующие могут оставить свои денежки.
Базилика со стороны «Шопинью». Южное полушарие – солнце на севере.
Ну и огромные пространства стоянок, для личных автомобилей и для автобусов. День не самый праздничный, автобусов с туристами не очень много, но нагадить уже успели. Да, это не Рио де Жанейро. Это штат Сан Паулу.
Любопытная конструкция, на которую я обратил внимание ещё когда проезжал Апаресиду в первый раз за пять лет до этого: холм Питас соединён надземным переходом с соседним холмом. А это не просто переход, а так называемый «Путь веры». Он соединяет новую базилику со старой, поскольку в дни религиозных праздников, по нему проходит ну очень много людей, а некоторые особо верующие преодолевают его даже на коленях, так что не будь перехода, дорог между старой и новой базиликами было бы весьма эффективно перерезана.
Жалко, про старую базилику я узнал поздно, можно было бы тоже сходить, хотя ничего особенного в ней, в общем, нет. Ну а базар к северу от новой базилики, где я покупал всякую сувенирную «мейдинчайну», я снимать не стал, поскольку он мало чем отличается от подобных вещевых базаров, которые ещё недавно были в каждом крупном российском городе. К тому моменту, как шопинг завершился, начало темнеть. Я пошёл к автостанции, чтобы выехать в Таубате, там поужинать и уехать в аэропорт к ночному самолёту. Это был конец поездки.
Но, напоминаю, это не конец моих репортажей. Продолжение следует.
Сергей, от одних только названий веет каким-то невообразимым очарованием: Жакареи, Сан Жозе дус Кампус, Касапава, Таубате, Пиндамоньягаба, Гуаратингета, Лорена, Кашоэйра Паулиста, Крузейру.
ОтветитьУдалитьИ так захотелось пересмотреть сериал "Рабыня Изаура"...
Нашла на Ютуб, начинаю просмотр.
Жду следующего путешествия.
Вооо. "Девочка с которой детям не разрешали водиться" говорила, что от необычных имён и названий она получает удовольствие, как от пирожных. А я в детстве обожал рассматривать географические карты. Самые вкусные, при этом, были названия латиноамериканские, а из Латинской Америки - бразильские.
УдалитьНу, чем на сериал время тратить, лучше прочтите книгу Гимараэнса. Сериал с его ста сериями слишком растянули. А есть ещё версия 2004 года, в ней больше 160 серий, но у нас её не покупали и на русский язык не переводили.
Вчера с удовольствием просмотрела первые 10 серий.
УдалитьПоняла, что мыльные оперы без перерыва на рекламу смотреть одно удовольствие.
Столько несуразиц и киноляпов-повторов фраз, имеющих противоположное значение.
О когда старая рабыня кухарка (после того, как Изаура с торжественным выражением намекнула, что возможно рабы скоро смогут получить волю, что есть такие люди, которые помогут в этом) заявила, что её "век воли не видать" - я просто корчилась от смеха))))
Понимаю, что это недостатки перевода, но...
Вообще я пересматриваю старые сериалы не просто так.
Мне очень интересно, насколько изменилось мировоззрение.
И то, что "в те годы" казалось одним, сейчас расценивается совершенно иначе.
Тут и возраст играет роль, и внешние факторы.
Спасибо, что напомнил о книге.
Нашла в интернете, обязательно прочитаю.
Первая глава была сразу "проглочена" с удовольствием.
Ах, "Рабыня Изаура"... Так там же всё время кто-то ездил в Барбасену. И когда мы впервые оказались в Сан-Жуан-дель-Рей и Тирадентис, всего лишь через несколько лет после показа этого сериала, то вычислили по карте что Барбасена недалеко, и однажды съездили туда на пару часов. Город оказался вовсе не таким историческим как его соседи, скорее просто заурядным, но зато мы там пообедали не только вовремя, но и с лучшим соотношением цена-качество.
УдалитьБарбасена будет поминаться через пару постов, как город на Родовии Кубичек )
УдалитьМне название тоже было памятно, хотя я откуда-то уже знал, что имение командора Алмейды было где-то под Кампусом в штате Рио де Жанейро. Но Барбасену эту самую на карте приметил отчётливо. И в 2011 году я её дважды проезжал. Сперва, едучи из Рио в Ору Прету, но это было глубокой ночью. Я тогда проснулся, продрал глаз и увидел освещённый перрон автостанции, но вставать и выходить не стал. А через несколько дней, по пути из Ору Прету в Сан Жуан дель Рей я её проезжал уже днём. И тоже ничего исторического там не увидел.