Итак, мы перемещаемся на несколько сотен километров к северу от долины Параибы, в самый, пожалуй, мой любимый штат Бразилии, кладовую сокровищ, как природных, так и людских, родину всемирно известных граждан, от Тирадентиса и Алейжадинью до Пеле и Дилмы Русеф, колыбель бразильской независимости, Минас Жерайс. В свой первый визит в Минейру я посетил там несколько мест, включая первую столицу штата Мариану и его вторую столицу – блистательный Ору Прету. Тогда же я имел шанс посетить и третью, нынешнюю столицу Минас Жерайс, город Белу Оризонти, но предпочёл от своих планов не отклоняться. В общем, пожалуй, и правильно сделал.
Конечно, от романтических барочных городков Минейры, каковые я посещал в первую поездку, Белу Оризонти отличается очень сильно. Это настоящий современный мегаполис. В России его аналогом, пожалуй, будет Новосибирск, который также является третьим по размеру городом в своей стране, и возник примерно в то же время на рубеже XIX и XX веков. Маленький уютный Ору Прету уже не вмещал всех амбиций властей Минейры, так что к 1893 году циркуль и линейка архитектора Арау Рейса начали наносить на карту местности в районе посёлка Куррал дел Рей очертания будущих улиц и площадей новой столицы. Как видим, бразильцы занимались этим не единожды в своей истории, да и Арау Рейс в этом деле был не новичок – он уже строил новую столицу штата Пиауи город Терезина. Новое же поселение в Минас Жерайс, куда в 1897 году переехало его правительство, получило название Белу Оризонти, то есть, «прекрасный горизонт». Возможно, имелись в виду прекрасные перспективы развития, открываемые новым городом, а может и просто вид живописной равнины с горными хребтами в паре десятков километров, особенно в лучах заката, вдохновил проектировщиков. Сейчас, понятно, панораму этих прекрасных горизонтов можно увидеть только с крыш небоскрёбов. Сам Белу Оризонти – важный экономический, культурный и промышленный центр огромного штата с населением около 20 миллионов человек, фактически столица нехилой такой страны размером с Польшу. В то же самое время это большой бразильский город, с толпами, шумом, грязью, бомжами и преступностью, хоть и не такой сильной, как в Рио или городах Северо-Востока. Впрочем, по моим фото это будет неочевидно: ни грязь, ни бомжей, я не снимал, да и толп старался избегать.
Туристу, тем не менее, город есть зачем посетить. В его пригородах сосредоточено немало аттракционов от барочной Сабары до музея современного искусства Иньотим, совмещённого с ботаническим садом в Брумандинью. Есть что посмотреть и в самом городе. Сегодня мы немного пройдёмся по его центру.
Главной площадью Белу Оризонти, пожалуй, является Праса да Либердаджи (да простят меня бразильцы, я в их произношении упорно слышу это «джи» в конце), то есть, площадь Свободы. Площадь занята большим красивым сквером с аллеей пальм и фонтанами, и окружена красивыми старинными домами, главный среди которых небольшой дворец за решётчатой оградой на южном конце площади, Паласиу да Либредаджи. Именно сюда в 1897 году переехало правительство Минас Жерайс, и тут оно находилось до середины 1950-х, когда неугомонный Жуселину Кубичек перенёс резиденцию в новый район. Ну а к 2010 году все правительственные учреждения штата получили новые здания в районе, который так и назвали, Сидаджи Административа, Административный город. Это позволило разгрузить район прасы Либердаджи, который получил замечательный музейный кластер в бывших административных зданиях. Паласиу да Либердаджи – не исключение. Здесь проводят экскурсии, и иногда устраивают торжественные приёмы.
Пожалуй, самый главный музей расположен на северо-западной стороне площади – так называемый Мемориал Минас Жерайс Вали, располагающийся с 2012 года в бывшем здании департамента финансов. Это современный музей штата Минас Жерайс, его истории и культуры. В дополнение ко всему, вход в этот музей абсолютно бесплатен, так что мимо я пройти не мог.
Интерьеры начала XX века несёт следы было роскоши, некогда тут гнездились финансисты. Модерн тоже даёт о себе знать – помещение внутреннего дворика застеклили и организовали там модный садик.
В начале экспозиции нас встречает огромная карта штата Минас Жерайс со всеми 853 муниципиями – городами и городками с выселками и посёлками. Муниципия – элементарная часть административного деления Бразилии. Бразилия делится на штаты, штаты – на мезорегионы, мезорегионы на микрорегионы, ну а те уже, в свою очередь, на муниципии.
На специальной сенсорной стойке можно вывести информацию о каждой из 853. Вот мой любимый Ору Прету, население – 67048 человек, в муниципии 18682 домохозяйства, площадь – 1245 квадратных километров, расстояние до Белу Оризонти – 95 километров, муниципия основана в 1711 году.
Туристам Минас Жерайс предлагает разные опции, тут и альпинизм, и сплав по рекам, и знакомство с местной кухней, и спелеотуризм. Или вот наблюдения за птицами.
Мультимедийная экспозиция, посвящённая расовому триединству народа Минас Жерайс. В специальном зале идёт презентация на экране в виде человеческой руки, а в роли рассказчикам выступает голова негра, индейца или европейской девушки.
«Современность», применительно к концепции музей выражается в том, что тут мультимедийность и интерактивность явно преобладают над материальными экспонатами, которых, в общем, не так много. Даже там, где они есть, экспонаты часто собраны в интерактивные аттракционы. Зал, посвящённый религии, оборудован таким мультимедийным алтарём Девы Марии, где можно наблюдать сращение христианского культа с традиционными верованиями бразильских аборигенов.
Традиционная бразильская керамика: неваляшки и статуэтки сеньорин.
Здание напротив, напоминающее театр, некогда занимал департамент гражданской обороны, а теперь занимает культурный центр Банка Бразилии. Тут, действительно, есть театральный зал, а также выставки и помещения для различных культурных мероприятий.
А это бывший департамент образования, о чём даже сохранилась надпись на фасаде. Сейчас тут находится горно-металлургической музей, который я тоже не мог не посетить.
Подобный музей я посещал и в Ору Прету, этот, конечно, не только больше, но и опять таки интерактивней и мультимедийней. Тут можно потрогать руками метеорит, проверить себя в познании таблицы Менделеева (знания проверяет сам Дмитрий Иваныч на чистом португальском языке) и узнать об истории горного дела в Минейре. Ну и, конечно, коллекции минералов, как без них. Минас Жерайс – кладовая Бразилии.
В самом уголке, рядом с Паласиу да Либердаджи, там, где в площадь вливается улица Кристован Колон (Христофора Колумба, то бишь), стоят два симпатичных домика в неоклассическом. Правый – Паласете Дантас, построенный в 1915 году для инженера Жозе Дантаса. Одно время дом принадлежал департаменту культуры, а сейчас пустует, ибо идут переговоры о его продаже частному лицу. Про левый дом ничего узнать не удалось.
Ну и тут же рядом памятник архитектуры совсем другой эпохи – Эдифисиу Нимейер, названное так в честь одного из самых великих архитекторов XX века Оскара Нимейера. Про него уже было в моём блоге, а скоро будет гораздо больше. «Эдифисиу» относится к 1951 году, и в его округлых формах с широкими карнизами уже видны мотивы «Копана» в Сан Паулу, построенного несколькими годами позднее.
Храм Сантуариу де Сан Жозе, пожалуй, самая красивая церковь в центре Белу Оризонти. Оказывается, там ещё и очень интересный интерьер, в общем, жалею, что не зашёл, ну да нельзя объять необъятное.
Вроде ничем особо не примечательный перекрёсток, но, тем не менее, его вид очень часто фигурирует в описаниях Белу Оризонти. Праса Сечи джи Септембру (площадь 7 сентября) или, в разговоре просто Праса Сечи, площадь седьмого. 7 сентября 1822 года король Дон Педру I провозгласил независимость Бразилии от Португальской короны. Ну а через сто лет в ознаменование этой даты тут был воздвигнут монумент, который вы можете видеть в центре снимка, известный как «леденец». А здание справа, бывшая штаб-квартира Промышленного Банка Минейры, тоже проектировал Оскар Нимейер.
Площадь Железнодорожного вокзала, посреди которой стоит вот этот памятник. Виктор говорил, что это памятник Тирадентису. На карте Гугла памятник никак не подписан. А вот на карте Опенстритмап оказывается, что это памятник ни больше, ни меньше, как «Цивилизации Минейры». О как.
Да, здесь был железнодорожный вокзал. Да. Кстати, у Белу Оризонти есть особенность. Это один из немногих крупных городов Бразилии, где сохранилось железнодорожное пассажирское движение дальнего следования. Несмотря на то, что на советских картах вся Бразилия была окутана сетью железных дорог, сейчас от этой сети (как и в почти всё Латинской Америке, в общем-то) остались жалкие ошмётки, да и те используются практически исключительно для грузового движения. За вычетом пригородных электричек в нескольких городах, и туристических поездов, остаётся всего два маршрута, из которых более коротким (около 660 километров) является маршрут, соединяющий Белу Оризонти со столицей штата Эспириту Санту Виторией на Атлантическом побережье. Правда, поезда отправляются (если ещё отправляются) от терминала чуть в стороне. А в бывшем вокзальном здании сейчас находится музей искусства и ремёсел.
Метро в Белу Оризонти тоже есть, хотя и всего одна линия. Я пытаюсь вести учёт, в скольких городах мне удалось прокатиться на местном метро, пока выходит с два десятка. Точно сказать не удаётся из-за расплывчатости определения «метро». В Куала-Лумпуре, к примеру, четыре независимых системы городского скоростного рельсового транспорта. На трёх из них я катался, но, по иронии судьбы, метро может считаться только один, на котором я не ездил. Система в Белу Оризонти официально называется «метро», но фактически, таковым не является. Дело даже не в том, что линия проходит исключительно по поверхности, и что у поездов верхний токосъём, как у электричек, а в том, что единственная линия практически не изолирована от железной дороги. Едучи на метро по городу, можно созерцать на соседних путях грузовые составы. Проекты новых, подземных линий, конечно, тоже имеются, но когда-то до них дойдёт дело…
Ни трамваев, как в Рио, ни троллейбусов, как в Сан Паулу, тут нет. Основу городского транспорта составляют автобусы большой вместимости, которые используют вот такие остановки. Вход на остановку платный, через турникет. Зато посадка, а также пересадка с маршрута на маршрут в пределах остановки абсолютно бесплатная. Автобус при этом в 2016 году стоил почти вдвое дороже, чем метро: примерно 3 реала против 1,6. Сколько сейчас - информация расходится, но похоже, проезд весьма резко подорожал.
Собственно, на автобусной остановке мы пока расстанемся. Ибо для достижения предмета следующего репортажа надо сесть на городской автобус.
Продолжение следует.
Спасибо, Сергей!
ОтветитьУдалитьОчень хотелось бы увидеть эти самые автобусы большой вместимости.
А остановки большие? Сколько туда людей помещается?
Всегда пожалуйста, Ирина!
УдалитьА вон один, прямо на остановке стоит. Или фото не загрузилось?
Это на последней фотографии?
УдалитьСложно судить о его размерах.
Просто мне, как городскому жителю, знакомы такие понятия как "час пик", когда на остановке толпа желающих втиснуться в уже полный транспорт.
Вот я и представила эту толпу в пределах закрытой остановки, куда ещё пытаются выйти транзитные пассажиры, которым надо делать пересадку.
Ну, как сказать. Он размером с автобус )
УдалитьПро час пик, к сожалению, прояснить не могу. В час пик по крупным бразильским городам я в автобусах не ездил по соображениям простой безопасности.
Сергей, спасибо за хороший репртаж из ВН!
ОтветитьУдалитьНесколько придирок по теме железных дорог.
- Витория это столица шатата Эспириту-Санту. Кстати, рекомендую его тоже начать осваивать, он невелик, но прекрасен. И располагает достойной инфраструктурой, да и уровень жизни там на высшем бразильском уровне.
- Расстояние между ВН и Виторией по ж.д. 664 км. А вот около 900 км выйдет если сложить ещё и длину ответвления (Desembargador Drumond — Itabira)
- в Бразилии есть и другая пассажирская линия, и вот она-то тянется почти на 900 км без всяких ответвлений.
Подробности здесь: http://www.brasil-bezviz.info/2012/01/5.html