вторник, 14 сентября 2021 г.

Цветы и птицы бразильской столицы

Причины того, чтобы Бразилиа мне так понравилась, конечно, носят в основном, субъективный характер. Одна из них, если угодно, биографическая. В студенческие годы мне довелось несколько лет провести в городе Пущино Московской области, где расположен центр биологических исследований РАН. Собственно, Пущино мне в Бразилиа вспоминалось неоднократно. Оно также было основано и построено в начале 60-х. Распланирован городок был тоже по моде времени, как мы видим – не только отечественной. Городок делится на функциональные зоны, там есть научная зона, в которой расположены все институты, зелёная зона с посадками разных пород деревьев, жилая зона и зона промышленная. Адресная система тоже привязана не к улицам – жилая зона делится на микрорайоны АБ, В, Г и Д, дома нумеруются уже в них. В центре города даже имеется обширная эспланада, на которую выходит городской совет. В общем, размеры, конечно, не те (население Пущино около 20 тысяч против миллионной Бразилиа), и архитекторы уровня Нимейера там не работали, но получается всё же такая Бразилиа-вери-вери-лайт.


Ещё одной особенностью Пущино является то, что при разумной организации города, его старались побережней вплести в природную среду. Про зелёную зону я уже упоминал, но и жилая зона тоже очень зелёная. Город фактически стоит в лесу. В оврагах по весне поют соловьи, по лесу проложены специальные пешеходные дорожки. Годам к восьмидесятым, когда «экология» стала модным словом, концепт зелёного Пущино назвали «экополис». Собственно, он жив до сих пор, хотя сейчас его используют, в основном, на конкурсах школьников. Бразилиа экополисом не называют, но город также весьма зелёный (неспроста одним из его основателем был Роберту Бурле Маркс), и по своему комфортен как для людей, так и для животных, которых можно видеть даже прямо на Монументальной оси.


Крупных мелкопитающих, тут, конечно, не видно, хотя полагаю, около водохранилища те же капибары должны встречаться. А вот крупных птиц довольно много. Белошейный ибис (Theristicus caudatus), обычная птица открытых пространств Южной Америки. Тут летает прямо над эспланадой небольшими стайками.


Свистящих цапель (Syrigma sibilatrix) я уже видел в Бониту. Как оказалось, в Бразилиа их тоже немало.



Альбиция шелковая (Albizia julibrissin), она же константинопольская акация – азиатский вид, который, впрочем, довольно широко используется в озеленении по всему земному шару. Вот и в Бразилиа тоже. Ну да, декоративное растение.


Кроличий сыч (Athene cunicularia) – американский родственник южноевропейского домового сыча, «кукумявки». В отличие от наших сычей, это практически дневной вид, очень широко распространённый по всей Америке. Славится тем, что гнездится в норах (как правило занимает пустующие кроличьи или лисьи норы, но вообще его английское имя – burrowing owl, роющая сова). Совиные норы можно видеть даже в городах. Ну и очень популярный объект фотографов.


Лодкоклюв или тиранн-лодкоклюв (Megarynchus pitangua) – ближайший родственник большой питанги, от которой отличается толстым большим клювом.


Ещё один родственник большой питанги, малая питанга (Philohydor lictor). Кроме меньших размеров, отличается меньшим количеством белого на горле.


Чилийский чибис (Vanellus chilensis), иди как его тут зовут, керу-керу, «хочу-хочу». Ну, этих товарищей я видел даже на пляжах Рио.


Серая монжита (Xolmis cinereus) – крупная птица из семейства пересмешников, в своё время я её уже встречал в горах Минас Жерайс, но и в серраду она вполне встречается. 


Это странное растение, тоже из бобовых, с не менее странным названием, паркия плоскоголовая (Parkia platycephala) – абориген. Встречается в тропиках Южной Америки.



А вот ещё один замечательный вид. Каракара (Caracara plancus), второй по величине сокол после полярного кречета.


Строго говоря, это не сокол даже, добычу в полёте каракары не бьют. Вообще это почти всеядная птица, питающаяся и насекомыми, и червями, и фруктами, и не брезгующая падалью. В Южной Америке каракары часто водятся вдоль дорог, собирая давленных машинами животных. Среди ястребиных подобных форм хватает, но вот среди соколов их не так много. Кстати, соколов и ястребов сейчас разнесли по разным отрядам: выяснилось, что соколы ближе к воробьиным птицам и попугаям, а все прочие хищные – к аистам и цаплям.


В Бразилиа они тоже вполне обычны. За день до этого я как раз снимал одну в парке у Праса Бурити. Но прямо на следующий день возле Паласиу Адворада на заборе я встретил другой экземпляр, который сидел на заборе.


Меня он подпустил метров на пять. Прежде чем он улетел, я снял её со всех ракурсов.


На сейбе (Ceiba sp., сейбу легко опознать по безлистным ветвям, усеянным шипами) кормятся какие-то мелкие попугайчики. Мы привыкли, что попугаи очень разноцветны, но большинство видов попугаев в Бразилии зелёные.


Насколько мне удалось определить, это желтокрылый тонкоклювый попугай (Brotogeris chiriri), довольно обычный вид небольших попугаев южной и центрально Бразилии. Кажется, я их потом ещё раз видел в Пиренополисе.



Бразильский родственник кассии, сенна (Senna spectabilis).


Деревья с цветами, напоминающие кисточку для бритья, псевдобомбаксы из семейства мальвовых.


Это, по-видимому, псевдобомбакс эллиптический (Pseudobombax ellipticum), родом из Центральной Америки, но широко разошедшийся по всему миру.


Ну и наконец, широко известная всем пуансеттия (Euphorbia pulcherrima), тропический молочай, который по всему миру часто выращивают в горшочках. А вот тут он растёт просто так. Красное – это не цветы, а листья.


Ну что ж, на этом мы плавно переходим к теме природы серраду. Но про это – в следующих постах.

Продолжение следует.

3 комментария:

  1. Здравствуй, Сергей!
    У меня такое чувство, что прогулялась по нашему парку Галицкого.
    Там тоде такие растения есть)
    А вот птичка "Лодкоклюв" меня заинтересовала.
    Откуда такое название?
    У меня первая ассоциация - лодки клюёт))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      Ну, конечно, в Бразилиа не так круто, как в парке Галицкого, но тоже есть, на что посмотреть.
      Название лодкоклюв - простая калька с английского. На нём эта птица называется boat-billed flycatcher. Составители пятиязычного словаря, по которому определяются названия экзотических птиц, флайкетчера убрали, поскольку это никакая не мухоловка, оставили только лодкоклюва. ИМХО неудачно: для подобной формы клюва с широкой серединой есть менее неуклюжий термин "челноклювый" (челноклювая цапля, например), но видать, ответственный специалист про него не вспомнил. Я бы перевёл как "челноклювую питангу". Но уже всё, в словаре другая версия.

      Удалить
    2. А, понятно! Это потому, что форма клюва похожа на лодку)))
      Что касается парка Галицкого, то там собраны растения со всего мира, этакий огромный прогулочно-ботанический (абсолютно бесплатный) парк.
      Но это всё-таки искусственное сооружение.
      А мне нравится смотреть на растения в их естественной среде обитания.
      Кстати, в районе Криницы (у нас на побережье) видела поле с просто потрясающим диким чертополохом!
      Бутоны размером с кулак!
      Говорят, чем крупнее чертополох - тем чище почва и воздух.
      У нас в городе на заброшенных участках и газонах иногда можно увидеть чертополох, но у него бутончики с крупную горошинку...

      Удалить