среда, 23 февраля 2022 г.

Белу Оризонти, добавка

Продолжаем гулять по солнечной Бразилии, Бразилии моей. Вот этот пост уже нельзя рассматривать, как римейк. Во-первых, был я в Белу Оризонти не так давно, а писал пост про сей город и вовсе недавно. Во-вторых, хотя и побывал там за отпуск ажно три раза, но в основном, пробегом. Переночевал только один раз, а один раз даже и из автовокзала не вышел. И хотя повидал даже кое-что новое, например, Сидаджи Административа, последнее творение Оскара Нимейера, но видел я его из окна автобуса и даже не сфоткал. Так что фоток вообще не так много. Ну, чего то я в прошлый раз не видел, что-то видел, но не снял, а что-то появилось временно именно в конце прошлого года, так что вот вам добавка. Добавка к этому посту.


Отсчётной точкой моих прогулок, по понятной причине, был автовокзал Белу Оризонти, ибо даже когда я останавливался в гостинице, она была недалеко от него, ведь автовокзал – традиционно одно из мест сосредоточения дешёвого жилья в бразильских городах. Кроме того, это удобно для ориентации. Не то, чтобы с порога огромного автовокзального комплекса, но с площади перед ним начинается белуоризонтский «бродвей» – авенида Афонсу Пена, широкая улица, названная в честь местного политика,  министра из правительства короля Педру II, в начале XX века ставшего президентом Бразилии. Ну а с 1892 по 1894 год он занимал пост губернатора штата Минас-Жерайс, причём он был первым избранным губернатором штата. И перенёс столицу штата из Ору Прету в Белу Оризонти тоже он. А улица – главная в городе, на ней находится, в частности, мэрия.

среда, 16 февраля 2022 г.

Сан Жуан дел Рей, вечер

Ещё один город засыпает… Хотя нет. Это город достаточно большой, чтобы ложиться поздно. Делая вечерние снимки Сан Жуан дел Рея я неоднократно вспоминал Кампече, где большинство вечерних снимков пострадали от фар проезжающих машин. Хотя, справедливости ради, в Сан Жуане машин вечером было не столь много, да и булыжные переулки исторического города для интенсивного движения всё-таки не очень приспособлены.


Вот о чём жалею, что не сделал вечернего снимка церкви Святого Франциска. В первый вечер я гулял по левобережью, и не столь долго, уже в восемь с копейками я пошёл пить пиво, а на следующий вечер длинной прогулки тоже не получилось – пошёл дождь. Пришлось свернуться и опять пойти пить пиво. Самый вечерний снимок Святого Франциска был снят в шесть с копейками, снимал с рук, так что в нём высокое ISO и были сильные шумы. С грехом пополам почистил их в фотошопе, но всё равно смотрится так себе.

суббота, 12 февраля 2022 г.

Гиперборея-2022

Ну что, после прошлогоднего перерыва, который вышел с репортажами о конкурсах снежных и ледовых скульптур на фестивале «Гиперборея», прерываюсь с бразильскими репортажами. По изначальным планам должна была приехать из Москвы сестра, и мы должны были пойти посмотреть на скульптуры, но увы, за три дня до выезда сестра таки словила пресловутый «омикрон», и все мероприятия культурного и бескультурного плана в Петрозаводске пришлось отменить. Реально, я ещё вчера думал, идти или нет. Ибо на этой неделе заболеваемость КОВИДом в Карелии дошла почти до 1200 случаев в сутки (предыдущий пик в декабре 2020 был 470 случаев), и толпа будет не только мешать фотографировать, но и представлять инфекционную угрозу. В конце концов решил довериться природе: если с утра будет солнце, то попробовать прийти пораньше.


Ну, как задумал, так и сделал. Где-то в полдесятого, пока толп ещё не было, прискакал. Зато был лёгкий морозец и солнышко. Последнее радовало и помогало против вируса, но фотографировать помогало не всегда, ну да ладно.

пятница, 11 февраля 2022 г.

Сан Жуан дел Рей, дубль два

Это тоже ремейк поста десятилетней давности, точнее, даже трёх постов, ибо в Сан Жуане тогда я провёл времени несколько побольше. Переезд в Сан Жун дел Рей будет совсем недалёкий. Всего семь километров на пригородном автобусе. Он поминался в постах про Тирадентис неоднократно, да и как его избежишь, ибо Тирадентис фактически является пригородом Сан Жуана, и, следуя в первый, неизбежно проезжаешь второй, да и в истории они тоже где-то рядом.


Точный год основания Сан Жуана также неизвестен, вероятно, он относится к 1701, 1704 или 1705 году. Но скорее всего, это было уже после основания Тирадентиса, поскольку первый лагерь бандейрантес, из которого вырос Сан Жуан, назывался Арраял Нову ду Риу дас Мортис, то есть новый лагерь. Старым был, соответственно, просто Арраял ди Сан Антониу, то есть, нынешний Тирадентис. Так же как и старый, новый лагерь располагался в стороне от Риу дас Мортис, на берегах ручья Коррегу дас Леньейрас, где, собственно, и было намыто первое золото. В 1707-1709 годах Арраял был одним из плацдармов стычек между Паулистанскими бандейрантами и старателями из колоний Северо-Востока, известных, как «война эмбоабов». В 1713 году лагерь получил статус деревни, а заодно имя Сан Жуан дел Рей. Как и в случае с Сан Жозе дел Рей, имя святого тут было выбрано в честь августейшей персоны – короля Дона Жуана V, правившего с 1706 по 1750 год, а заодно отца Жозе I, про которого я рассказывал в прошлый раз.

Вот давно мне интересно, откуда в названии города взялось это испанское «дел», образующееся при слиянии притяжательного предлога de и определённого артикля el. В португальском языке есть такое же слияние, но определённый артикль мужского рода тут выглядит как «о». То самое слияние должно выглядеть, как do и звучать, как «ду». В чём дело?

УПД из 04.05.22. А дело оказалось вот в чём (спасибо Леандро Рейсу, который мне это объяснил): пост-титул del-Rei относится вовсе не королю как таковому, а к бандейранте из Таубате по имени Томе Портес дел Рей, которого считают основателем города, и который, скорей всего, имел испанские корни. Как-то я это факт во время исторического экскурса из виду упустил.

Похоже, золотые прииски Сан Жуана оказались помощнее, чем в Сан Жозе, ибо в XVIII-XIX веке это был второй по значению город Минас Жерайс, уступавший по масштабам только столице штата, блистательной Вила Рика. Исчерпание золотых шахт Сан Жуан пережил куда успешнее своего соседа, он не был отброшен в безвременье, а успешно стал крупным торговым, а затем и промышленным узлом юга Минаса. Следы XIX века в Сан Жуане видны не в пример лучше, чем в Тирадентисе, что я весьма скоро продемонстрирую. Город был своего рода «почти столицей» штата, и возможность переноса столицы из Ору Прету сюда, прежде чем был основан Белу Оризонти, рассматривались вполне серьёзно. В XX веке значение Сан Жуана несколько уменьшилось, сейчас он не входит в десятку самых крупных городов штата, но всё равно в нём имеется определённый промышленный потенциал (объекты текстильной, металлургической и химической промышленности), и потенциал интеллектуальный – в городе работает Федеральный университет Сан Жозе и ряд филиалов вузов поменьше. Один из знаковых бразильских политиков XX века являлся уроженцем Сан Жуана, ну да про это мы ещё не раз вспомним сегодня. При этом город, собственно, не особо велик – текущее его население оценивается всего в 90 тысяч.

суббота, 5 февраля 2022 г.

Вечерний Тирадентис

Фрагмент, посвящённый Тирадентису в эпизоде «Золотого глобуса», просмотренный мной ещё до первой поездки в Бразилию. заканчивался на ночных улочках при свете фонарей. Диктор несколько раз повторяет штамп о том, что в этом городе время приостановило свой бег и демонстрирует тёмные безлюдные улочки, на которых единственным звуком является эпизодический лай собаки.


Ну как я мог пропустить такой аттракцион?! Да ни за что на свете. И фотоаппарат со штативом с собой взял. Город засыпает, просыпается мафия…