среда, 27 апреля 2022 г.

Древлянка II, весна 2022

Ну что ж, в Бразилии хорошо, а дома ещё лучше есть дела. Планета Земля описала ещё половину дистанции вокруг солнца, а значит, пора идти, смотреть, как продолжает, несмотря на все лихие события, строиться Петрозаводск. И вот в воскресный день взял я свой старенький «Пентакс» и поехал на Древлянку II, благо погода как раз была благоприятствующая.


Осмотр традиционно начинаю с Древлянки-9 ака ж/к «Каскад». Десятый дом микрорайона уже близок к завершению, но продолжает строиться, и забор вокруг ещё не убран. Вид со стороны проезда Баскова.

среда, 20 апреля 2022 г.

Вечерний Ору Прету

Вот и подошли к концу мои бразильские репортажи 2021 года. По уже сформировавшейся традиции я заканчиваю их вечерними видами города. На сей раз я не стал менять режим освещения в установках, чтобы оставить теплые тона натриевых ламп. Так фото становятся даже более уютными, хотя естественность цветопередачи, возможно, и страдает. Приятной прогулки по вечернему Ору Прету!


Вид на район возле церкви Зачатия Богоматери от церкви Богоматери Милосердия и Прощения.

пятница, 15 апреля 2022 г.

Ору Прету, дубль два, часть вторая

Надо сознаться, что несмотря на то, что интерес к Бразилии у меня был ещё со школьных лет, про Ору Прету я услышал довольно поздно. Кажется, перед первой поездкой в Бразилию. Я тогда скачал документальный фильм, в котором рассказывались истории нескольких живущих в Бразилии людей, например, торговца-кабокла, плавающего на небольшом судне по дебрям Амазонки или девушки-пилота вертолёта из Сан Паулу, которая сдаёт экзамены в авиационную академию. Название фильма, к сожалению, не помню, да и сам фильм после винчестерных катастроф у меня не сохранился, и найти его заново не удалось. Жаль, пересмотрел бы сейчас с удовольствием. Одна из историй была про девочку-полусироту из Ору Прету, которая готовится к празднованию пасхи в городе. Пожалуй, это был самый интересный сюжет в фильме. Я, вообще, к религиозным вещам равнодушен, но смотрел, как зачарованный, на ковры из крашеных опилок, которые насыпают на улицах (потом я подобные ковры видел в Перу), на детишек в костюмах ангелов, на процессию людей в балахонах, и всё это на фоне прекрасного старинного города с вычурными церквями, белыми домиками с большими окнами и балконами и узких кривых улочек. Ну, потом то я видел Ору Прету в «Золотом глобусе» уже как старого знакомого. Да, пасха, в особенности, святая пятница («сешта-фейра санта») в Ору Прету – такие же знаковые дни, как карнавал в Рио. Хотел бы я это увидеть воочию, но это очень трудно, ибо на пасху сюда приезжают десятки и сотни тысяч людей, а город здорово не резиновый. В Рио на карнавал, пожалуй, попасть проще. Завидую, тем, у кого есть там знакомые.


Минас Жерайс – это сплошные спуски и подъёмы. Прямо как моя жизнь ©  Леандро Рейс.

Леандро – мой знакомый по одной языковой соцсети. Он живёт в Гоянии, зарабатывает на хлеб преподаванием португальского языка и латыни и тащится от России. Естественно, я ему не мог не продемонстрировать свои фото из бразильских вояжей. Чем вызвал вот этот меткий комментарий. Да, Гояс, конечно, по сравнению с Минасом куда как более плоский. А Минас – это сплошные спуски и подъёмы, особенно в южной и центральной части, где и сосредоточены его исторические города. В этом то и есть шарм, хотя попотеть при прогулках по его красотам, конечно, придётся. Зато вознаграждением будут прекрасные виды. Сегодняшнюю прогулку мы начнём с похода за этими самыми в идами в район под названием Баушита, то есть, Боксит. Да, я упоминал, что в Ору Прету разрабатываются бокситы, а в соседнем с Баушитой промышленном районе Сараменья работает алюминиевый завод. Расположена Баушита на южных склонах соседней горы, отделённой от центра Ору Прету долиной речки Фунил. Я жил в самой долине, буквально рядом с речкой, так что спуска по пути избежал. А вот подниматься пришлось по полной программе, примерно на 160 метров вверх, судя по цифровым картам, на самую вершину горы Морру ду Крузейру. Взгромоздился. Цель моего захода – кампус Федерального университета Ору Прету UFOP.

четверг, 7 апреля 2022 г.

Ору Прету, дубль два, часть первая

Ну, вот наше путешествие подходит к своей развязке, а заодно к своему апогею. Ибо рассказывая о колониальном Минас Жерайсе, можно обойти многие темы. А вот без Ору Прету обойтись никак нельзя. Объект такого масштаба является воистину крупнейшим алмазом в короне Минаса и обязателен к посещению, желательно, неоднократному.

…Рождение Ору Прету пришлось всё на те же годы начала XVIII века после того, как в горах Минаса были обнаружены первые золотые месторождения, а первые золотые ручьи на территории нынешней муниципии были найдены в 1695-98 годах. Вслед за бандейрантес из Таубате, сюда хлынули толпы авантюристов из Байи и Пернамбуку. Первая деревня тут была основана весьма вскоре после Вилы ду Карму, о которой я рассказывал в прошлый раз, паче и расположена она была всего в двадцати километрах от оной. Деревню, вобравшую несколько старательских лагерей, назвали Вила Рика ди Албукерки, ну а впоследствии её имя удлинили до Вила Рика де Носса Сеньора ду Пилар де Ору Прету, то есть, Богатая деревня Богоматери Столпа из чёрного золота. «Чёрное золото», сохранившееся в названии города до сих пор, происходит из того факта, что местные золотоносные породы обильно смешаны с оксидами железа (вы ведь помните, что в Мариане до сих пор добывают железную руду?), придававшими самородкам тёмный оттенок. Старатели «чёрного золота» спускались с гор, окружавших Минас, брали семьи, рабов, горный инструмент, пересекали леса, переходили вброд могучие реки и сражались с индейцами, изгнанными сюда с побережья. Монахи бежали из монастырей, землевладельцы бросали плантации, одержимо озирая земли Минаса, сулившие богатства, доступные без борьбы и труда. В 1720 году Вила Рика была определена в качестве столицы нового капитанства Минас-Жерайс


Уже к 1730 году население муниципии Вила Рика (впрочем, тогда включавшей ещё Ору Бранку, Итабириту и Конгоньяс) составляло около 40 тысяч человек (не знаю, впрочем, учитывала ли эта цифра рабов), а ещё через десять лет – 80 тысяч. Сейчас это число особого почтения не внушает, но в то время население Нью-Йорка, самого большого города Северо-Американских Соединённых Штатов, было вдвое меньшим, а население сегодняшнего мегаполиса Сан Паулу составляло всего восемь тысяч человек. Вила Рика, без дураков, был самым крупным (хотя размеров Потоси XVII века ему достигнуть и не удалось) и самым богатым городом Западного Полушария. Всего за колониальные времена отсюда в метрополию было вывезено свыше 800 тонн золота. А в обратном направлении ехали художники, архитекторы и скульпторы, возводившие на склонах гор чудесные здания. Исчерпания месторождений к концу XVIII века Вила Рика избежала: то ли золота тут было побольше, чем у соседей, а то ли сыграли свою роль столичные функции, ибо к XVIII веку Вила Рика была одним из общепризнанных центров политики, экономики и искусства. В 1823 году, после провозглашения Бразильской империи, Вила Рика получила статус имперского города, каковой присваивался лично императором Бразилии в честь особых заслуг перед страной. Городов с этим статусом в Бразилии было всего пять. Кроме Ору Прету это были Сан Паулу, Монтевидео (да, в 1825 году нынешняя столица Уругвая, как и весь Уругвай, также относилась к Бразильской империи), Нитерой и неожиданно знакомый нам Сан Луис ду Параитинга. Тогда же город получил своё нынешнее имя. В 1839 году здесь была основана фармацевтическая школа, которая считается первой фармацевтической школой в Южной Америке. Ну а в 1876 году тут появилась первая школа горного дела. Оба учебных заведения существуют до сих пор, правда уже в рамках Федерального университета Ору Прету, но про него мы поговорим в следующий раз. С городом связаны имена десятков людей, составляющих золотой фонд бразильской нации, от уже знакомых нам Алейжадинью и Тирадентиса, а также автора «Изауры» Бернарду Гимарэнса, до президента Жетулиу Варгаса, пионера авиации Алберту Сантус Дюмонта и целого ряда не столь известных в России политиков, художников, музыкантов.

По иронии судьбы, конец имперского Ору Прету, как одного из важнейших городов Бразилии, пришёл одновременно с концом империи. В 1897 году, как мы знаем, столица Минаса Жерайс была перенесена в Белу Оризонти. Население Ору Прету быстро сократилось – сам великолепный город начал считаться символом косности и отсталости. В итоге первую половину XX века Ору Прету практически не развивался. Что, впрочем, изрядно помогло ему во второй половине XX века. Статус национального памятника он получил в 1933 году, при Жетулиу Варгасе, а в 1938 году, одним из первых он был объявлен историческим городом IPHAN. Ну а в 1980 году Ору Прету стал первым бразильским объектом, внесённым в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, открыв дорогу всем прочим памятникам, которых сейчас в национальном списке уже двадцать два.

Современный Ору Прету, в общем, может и не очень велик по масштабам: население муниципии составляет около 70 тысяч человек, а в самом городе живёт около 41 тысячи. Экономически город держится на двух столпах. Во-первых, горная промышленность: здесь добывают железную руду, бокситы, марганец, тальк, мрамор, слюду, ну и конечно, золото. На весь мир известны оранжевые «императорские» топазы, которые сейчас добывают практически исключительно в муниципии Ору Прету. Ну и во-вторых, это туризм. Город стратегически удачно расположен между Белу Оризонти, Рио де Жанейро и Сан Паулу, так что его осмотреть его приезжают сотни тысяч туристов, как из Бразилии, так и со всего мира. Ведь тут есть, на что посмотреть. Одних барочных церквей тут больше двух дюжин.