Немного отвлечёмся и поговорим о таком предмете, как некоммерческие организации или НКО. Строго говоря, вещи я буду говорить банальные, так что даже возникает желание воскликнуть «А чо, этого кто-то не знает?!» Но, конечно, не знает. Знали бы все – самих НКО просто бы не существовало. Ну да всё по порядку.
Некоммерческая организация (НКО) — это организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли и которая не распределяет прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей.
Это такое определение в Википедии приведено. С моей точки зрения, оно является описанием некого «идеального газа», в природе не существующего. Ибо прибыль бывает не обязательно денежная, и её получение, как правило, спрятано куда-то вглубь, ну и денежная прибыль в деятельности НКО тоже не отсутствует. В реале деятельность подобных контор подчиняется трёхчленной схеме, отдалённо напоминающей эпизод про гномиков из «Южного Парка».
1. Алармистская риторика. Для привлечения внимания граждан надо как-то удивить. Например, напугать. Какой-то очень страшной проблемой.
«На каждого россиянина давит воздушный столб массой в 16,5 тонн, а власти делают вид, что всё в порядке!»
Блин! Чешет в затылке обыватель. И впрямь, власти ничего не делают, и даже про это не говорят. Ни Путин про это не говорит, ни в программе «Время» про это не услышишь. А любого усомнившегося скептика запросто поставят на место экспертным мнением из учебника физика: давит же, и это факт! И даже покажут ролик из ютуба, где атмосферное давление сминает железнодорожную цистерну.
Не, далеко не всегда проблема надуманная. Часто она бывает вполне реальной, но беда в том, что внимание привлекается не к самой проблеме, а к каким-то её симптомам. К примеру, наркомания (излюбленное поле деятельности НКО) – это социальная проблема, вытекающая из плачевного экономического положения в стране. Сами наркоманы – всего-навсего жертвы сложившейся в его результате безысходности. Не будет возможности травить себя наркотиками – они найдут другой способ отправиться в жернова естественного отбора. Ещё более яркий пример – реабилитационные центры для животных. Весьма модно выхаживать попавших в беду зайчиков и птичек, а потом выпускать их в природу. Правда, основная проблема, от которой страдают зайчики и птички – это разрушение местообитаний, а сами выхоженные могут погибнуть через два дня после выпуска в природу от других причин, но на это внимание не обращайте. Один хрен, проблему разрушения местообитаний, как и разрушения экономики кучка интузязистов решить не может. Она решает проблему конкретного наркомана Васи и конкретного зайчика, переданного им из Ростовской области в Подмосковье. Но об этом думать не стОит. Стоит думать, как всё плохо, и что надо же что-то делать. Для этого и нужна алармистская повестка.
2 ??? Ну, собственно, основное отличие от гномиков из Южного Парка именно во втором этапе, где у гномов он был принципиально неизвестен. Тут, конечно, бывают конторы, где, как в «Золотом телёнке», деятельность сводится к двум бочкам, в которых из одной в другую по клистирной кишке перетекает некая жидкость, но это редко. Как правило, деятельность всё же есть. С наркоманами возякаются, а зайчиков и птичек выхаживают и кормят. Естественно, эта деятельность требует больших материальных вложений, исчисляемых миллионами рублей. И вот для получения этих самых миллионов и существуют НКО. Кто-то даже получает деньги от государственных структур и фондов, ну да у нас это редко. В ход идут разные негосударственные фонды, у которых свои интересы. Ну и конечно, старое доброе «подайте Христа ради!» не будем забывать.
С одной старушки десять копеек, но десять старушек то уже рубль!
Профессиональные побирушки, как многие знают, имеют весьма недурной доход. А чтобы старушки раскошеливались, существует ещё одна важная сторона деятельности НКО: чёткий пиар. Начинается со странички в соцсети, через которую общаются с окучиваемыми. Более активные заводят ютуб-канал. Дальше акции в реале: раздаём листовки у супермаркетов вечером. День города? Мы там с листовками и копилкой. Поможите, люди добрые, детям, наркоманам, бездомным собачкам, нужное подчеркнуть. Или чо? Вы не хотите помочь детям?! Ну а самая крупная рыба начинает светить щщами в телевизоре. Столкновения между чеченцами и цыганами в отдалённом посёлке?! Мы там, мы щас всё объясним, а вот наш яндекс-кошелёк!
Тут один важный момент, за которым надо следить. В какой-то момент количество пиара у конторы начинает превышать количество сделанного, которое обычно весьма скромное. И тут мы переходим к третьей фазе.
3. PROFIT!!!! Хотя на английском языке НКО называются non-profit organizations, профит у них всё же есть, кто бы что не говорил. Просто, во-первых, англичане – люди меркантильные, и профит измеряют деньгами, а ими измеряется не всё. А, во-вторых, презренные бабки приползают и сюда. Всюду деньги, господа.
Но сперва о непосредственном продукте. Он, как уже было сказано, как правило скромен. Отмыт и отучен от наркотиков наркоман Вася, а зайчик, спасённый от собак, выпущен на волю в родной Ростовской области. Для зайчика и Васи результат, конечно, важный. А вот для явления, с которым рассматриваемое НКО якобы борется – нет. Ибо за период, пока лечили Васю, на иглу село ещё пять человек. Помогли посадить наркоторговца? Пришло пять новых – это ж стабильный солидный доход, которого не даст легальная работа. То же самое с зайчиками. Одного выпустили – тем временем, в-Ростовской области под колёсами машин погибли ещё пятьдесят. Кого-то порубило комбайном, кто-то сгорел в пале травы. Спасённые особи для популяции – капля в море. Да и даже в успешных случаях гарантий нет. Тот же спасённый Вася может сорваться и запить, например. А зайчика тут же сожрёт орёл, ибо в питомнике он не привык, что сверху может упасть что-то опасное. При этом уже потрачены миллионы рублей.
В интернете ходит анекдотическая история о том, как двух тюленей, пострадавших после аварии танкера на Аляске, вылечили, провели курс реабилитации (на что потратили около 80 тысяч баксов) и с большой помпой выпустили на волю в океан. После чего их на глазах публики сожрала неизвестно откуда взявшаяся косатка. Не знаю, было ли это на самом деле, но очень правдоподобно.
Ну чо, работникам копилки остаётся оправдываться словами «Я, по крайне мере, что-то делаю!» или «Я хотя бы попытался!» Говорится, как правило, с болью, обидой и несомненной коннотацией «…а вот ты ничего не делаешь!» (ну, не обязательно «ты», вообще другие, которые, руки сложа, наблюдают свысока). Вот если бы этим занялись сотни, тысячи людей… Но беда то в том, что экстенсификация этого метода к позитивным результатам не приведёт, да и просто не всегда возможна. Потому что вырастет не только продукт, но и потребляемые средства. Десятью копейками старушкам уже не отделаться. А увеличивать усилия (и соответственно, затраты) надо в десятки, если не сотни, раз. Потребуются уже не миллионы, а сотни миллионов рублей.
Если вообще можно излечить болезнь, чисто борясь с симптомами.
Так что же, с НКО нет никакого прока? Отчего же, есть люди, которые имеют с этого гарантированную прибыль. Это сами НКОшники. Пристроившись в ютубе с пафосными щщами и протянутой рукой, они обеспечивают себе вполне комфортное существование, занимаясь тем, что им по душе, а не тем, за что платят деньги в меркантильном внешнем мире. Не всё, конечно, измеряется деньгами, в первую очередь, это комфорт душевный: ты ведь не какое-то чмо, живущее подаянием, а важную работу делаешь. Ну, и деньги всё-таки нужны. Даже людям с самыми скромными запросами. НКОшников часто обвиняют в том, что они наживаются на собираемых средствах. Да, есть просто жулики, работающие под НКО, о них я даже и не говорю. Но есть и люди вполне бескорыстные, они тратят прибыль не на виллы и яхты, а на батоны с кефиром для поддержания своей жизнедеятельности. Ибо если не будут тратить, кто же будет заниматься их очень важной работой?
Практическая модельная иллюстрация. А и Я М, супруги, пожилые уже люди. А М – человек, который 37 лет назад привёл меня в биологию, за что я ему до сих пор глубоко признателен. Сами они увлечены природой с детства, возились со всяким животными (наверное, представляете такой юннатский типаж), а во взрослом состоянии загорелись идеей реабилитационного центра для пострадавших хищных птиц. Получили педагогическое образование. Работали... много где работали, но долго нигде не задерживались. Наконец, в конце 1980-х их пригласили на стационар института Северцова в Тверскую область, куда особо желающих тянуть лямку не было. М и сами сперва не хотели туда ехать, но это всё же шанс заняться, наконец, любимым делом, имея при этом какую-то почву под ногами. Почва, правда, была недолгой – стационар и в восьмидесятые годы пребывал в весьма в запущенном состоянии, а в «святые девяностые» у института просто не стал на него денег, так что М сократили вместе со стационаром. Но корни уже пущены, обжит деревенский домик, поставлены вольеры, где уже живут мохнатые и пернатые. Перешли на некоммерческую деятельность, связались было с настоящим жуликом, который как раз рассматривал их центр как возможность для стабильного дохода, с ним со скандалом порвали, сейчас продолжают жить в Тверской области со своими волками, рысями и совами. Деятельность их реабилитационного центра обходится примерно в два миллиона рублей в год. Это, не считая чрезвычайных затрат, типа строительства нового вольерного комплекса. Животным нужны корма, машине нужны бензин и запчасти, самим М нужно что-то есть и носить. Слава богу, есть добрые люди, подкидывают деньжат. Журналисты, опять-таки, не обходят, создают рекламу… Выход… Ну, одного волка в природу точно выпустили. Ещё каких-то зверей. И много раз выпускали птиц, с которых всё и началось. Сипух по десятку зараз. Оно, конечно, хорошо, но с птицами есть такая сложность: вот гнездится пара тех же сипух. Сипуха делает одну (иногда две) кладки в год. В каждой кладке вырастает 4-7 птенцов. С родителями уже девять. А может быть и больше. Но на следующий год на том же участке будет снова две сипухи. Куда деваются за год остальные, как думаете? И сколько сипух надо выпустить за один раз, чтобы поддержать популяцию в десятки тысяч особей, чтобы численность не опустилась ниже пороговой?
Ну, зато М занимаются любимым делом. Пьют козье молоко от своих коз, дышат свежим сельским воздухом, любуются цветами, возякаются с мохнатыми и пернатыми питомцами… А ведь могли бы к восьми утра в набитом метро ехать в школу, впихивать знания в головы сопротивляющимся балбесам, да бесконечные формы отчётов заполнять как диктовало их профессиональное образование.
Важный дисклеймер: я такой способ деятельности ни хрена не осуждаю. Я и сам стараюсь жить как можно ближе к тому, что по душе и избегать того, что мне не нравится. Я бы вот с удовольствием вообще бы по жизни путешествовал по разным странам, а мне бы совали деньги. Не на шлюх и кокаин, а просто на поддержание штанов, на пирожки и билеты на автобус. Но не суют. Никакой благородной цели к этом не притянуть*, ну а блог у меня и бесплатно никто не читает.
Но наша история на этом не заканчивается. НКО, которые работают чисто на себя самих и собственные интересы, конечно есть, но они, как правило, малы и не шибко известны. Самые раскрученные организации имеют постоянных спонсоров и клиентов. Как правило, людей и организаций, у которых деньги есть, и которые их считать умеют. Как думаете, про кого это я сейчас?
Такую ситуацию просечь довольно легко. У подобных НКО пиарщина будет явно преобладать над практической деятельностью, ну а практическая деятельность будет иметь вполне ощутимый коммерческий характер. К примеру, пытались у нас построить новый торговый центр на окраине, рядом с ещё одним моллом. А тут бац! «Экологи» на рога встали – на месте, где должны были строить новый ТЦ рос занесённый в Красную Книгу лишайник, лобария лёгочная. Вообще её в пригородных лесах немало. Да и лес на месте стройплощадки всё равно свели, но строительство остановили на много лет. Пустая вырубка так и стояла. Зато глава «экологов» купил себе дом за пять миллионов рублей. Лобария лёгочная скинулась, ясен пень.
Как охарактеризовал ситуацию один мой знакомый, из ответственных специалистов, «Они так долго охраняли природу, что и не заметили, как в один прекрасный день начали ей торговать». Я бы лучше и не сказал.
И вот эта торговля у меня уже вызывает некие возражения.
Ну а хорошо подраскрутившиеся НКОшники как с помощью своих спонсоров-клиентов, так и сами, могут перейти к другой деятельности и выдвинуться, там, в депутаты (или в мэры, скажем) и перейти к политической деятельности, но это уже совсем другая история, и мы её расскажем в другой раз и сюда я влезать пока не буду. Примеры вы сами, наверняка, знаете.
В общем, одни живут любя, а другие грубя, но получаемые НКО результаты, чуть чаще, чем всегда отличаются от декларируемых целей. Ибо смысл их существования не в том, что нам говорят в декларациях.
Данный текст во многом основан на моём субъективном опыте. Я вполне допускаю, что где-то (например, в Западной Европе, живущей в условиях переизбытка материальных ресурсов) могут быть НКО, не имеющие своей целью пристройство граждан, не вписывающиеся в общественную деятельность, и даже приносящие какую-то ощутимую пользу. Но я таких не видел. 100% «экологических» НКО у нас точно такие, как я описал.
Ибо, как говорят в Париже, такова се ля ви.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*- хотя, если постараться, то, наверное, можно. У одной моей знакомый есть сотрудница, которая регулярно ездит проводить ритуалы эзотерического свойства в разные уголки земли: то в Грецию, то на Сицилию, то на Шри-Ланку. Знакомая как-то поинтересовалась, нельзя и примкнуть к их узкому кругу, на что получила ответ6 «А зачем вам? Вы ж отдыхать, наверное, поедете, а мы там работаем. Мир спасаем». Вот это я понимаю, благородные задачи по-крупному!
Здравствуй, Сергей.
ОтветитьУдалитьОчень интересные рассуждения-размышления.
Я бы согласилась почти со всем, если бы считала разумным содержание разных питомников по выживанию.
еловек давно вмешался в естественный отбор, тем самым практически поставив крест на существовании многих особей.
А теперь вот создаются НКО по исправлению ошибок.
Каких ошибок?
То, что исчезло - тому не суждено выжить в тех условиях, которые человек создал.
Хотите сохранить что-то - вернитесь к тем условиях, в которых исчезающему виду было хорошо и комфортно.
А для этого надо не воссоздавать новое, а наоборот, отказываться от много того, что мы называем благами цивилизации.
Но нам слабо. Нам проще откупиться, отправив денежный взнос куда-то там, "на спасение".
Очень много мыслей разных. Сразу и не расскажешь.
Отходя немного вбок от генеральной линии заметки, резануло мне глаз пара предложений:
ОтветитьУдалить"наркомания (излюбленное поле деятельности НКО) – это социальная проблема, вытекающая из плачевного экономического положения в стране".
> согласен почти полностью, и проблема - социальная, и причина - социальная. Только я бы сказал "вытекающая из неустроенности жизни", поскольку наркомания бедных соседствует с наркоманией богатых. То есть в зоне поражения и звёзды шоу-биза из самых богатых стран мира.
"Ибо за период, пока лечили Васю, на иглу село ещё пять человек".
> Доведя эту логику до крайности, мы можем сделать вывод, например, что не нужны тюрьмы. Впрочем, довод универсален в отношении любых проявлений борьбы с преступностью. Поймали коррупционера? Пятеро новых появилось. Ликвидировали террориста? Завербовали пятерых новых.
Мы ведь не будем спорить, что и терроризм, и коррупция - тоже проблемы социальные, имеющие социальные же причины (чуть точнее - экономико-социальные).
---
Я не готов согласиться с тем, что с симптомами не нужно бороться. Или, если угодно - что не нужно бороться, _в_том_числе_ и с симптомами. Иной подход, на мой взгляд, контрпродуктивен. И поговорку "Вода точит камень" никто не отменял.
Такой вот вышел небольшой оффтоп, прямо с заметкой не связанный
>Отходя немного вбок от генеральной линии заметки
УдалитьОтчего же, вполне в фарватере. Это ж только детали.
> поскольку наркомания бедных соседствует с наркоманией богатых
Ну, поелику НКО наркоманией богатых по понятным причинам и не занимаются, в данном случае ей можно пренебречь. Да наркомания богатых на слуху (ей страдают важные популярные люди), но в наркомании вообще она имеет ничтожный вес.
>Доведя эту логику до крайности, мы можем сделать вывод, например, что не нужны тюрьмы.
А вот не надо никакую логику доводить до крайности. "Истина возведённая в Абсолют становится абсурдом" - слышал такое?
Речь числа о практической стороне дела. Мощность решения проблем со стороны НКО (чисто эмпирически) существенно ниже мощности, с которой эти проблемы возрастают. И простым увеличением этих усилий (увеличением числа НКО, или увеличение числа вовлечённых в их деятельность людей) проблема не решается. Я донёс эту мысль?
>Я не готов согласиться с тем, что с симптомами не нужно бороться.
Ну, опять таки обратимся к медицинской аналогии. Борьба с симптомами заболевания (температурой там или головной болью) - это хорошо, оно помогает чувствовать больному себя комфортнее. Но без борьбы с самой болезнью и её причинами (инфекцией, например) она будет бесполезна. Ты сбил температуру, а наутро она опять зашкалила. То есть, лечить болезнь без лечение симптомов можно. А вот лечить симптомы без лечения болезни нельзя.