среда, 28 сентября 2022 г.

Сортавала 2022

Осень пришла в Карелию внезапно, будто кто-то взял и выключил лето. Ещё вечером 28 августа я возвращался домой в шортах и сандалиях, а наутро небо затянуло тучами, довольно резко похолодало, и стало понятно, что шорты и сандалии остались в прошлом. 12 сентября я закончил полевой сезон, сгоняв на автобусах в Сортавалу, под которой у меня была пар точек, с которых надо было взять пробы почв. Сортавала находится довольно далеко от Петрозаводска, так что пришлось потратить на эту поездку целый день. Неприятным фактом было то, что все автобусы Петрозаводск-Сортавала отправлялись после обеда и прибывали в столицу Карельского Приладожья уже вечером. По счастью, я вовремя обнаружил, что имеется автобус до Питера, объезжающий Ладогу с севера и запада, который выходит в 8-30 и проходит Сортавалу в районе часа дня. Где-то в это время я вылез у развилки на Вяртсиля, где у меня была первая точка, накопал почвы там и пошёл в пешком семь километров к околице самой Сортавалы, где у меня на склоне горы была вторая точка. Погода стояла солнечная, хотя и было уже довольно прохладно. Отобрав почву и на второй точке, я пошёл в центр города, чтобы пообедать, ну а потом у меня было два часа до обратного автобуса, чтобы прогуляться.


А ведь я был в Сортавале только четвёртый раз, и в предыдущий раз был ажно 11 лет назад, в 2011 году. К сожалению, двухчасовая прогулка, да ещё после того, как уже я прошёл с десяток километров, не позволила разглядеть слишком много. Ну что ж, поделать, значит, содержательного поста опять не будет. Будут поверхностные ощущения.

Официально в Карелии 13 городов. Но настоящими городами, с планировкой и архитектурным обликом, являются всего трое из них: собственно, Петрозаводск, выстроенная финнами в 1970-х Костомукша и тоже выстроенная финнами, но несколько раньше, Сортавала, раскинувшаяся в живописных Ладожских шхерах и формировавшая свой современный облик, в основном, в начале XX века, когда это был город Выборгской губернии Финляндии. В 1940 году, после финской войны, Сортавала со всем Северным Приладожьем оказалась в составе Карело-Финской ССР, ну а после ликвидации последней в 1956 году оказалась в России. Во времена Хрущёва город несколько подзагадили, а впрочем, вплоть до начала XXI века, он оставался глубокой провинцией на самом задворке Карелии. Положение начало меняться где-то после 2000 года, когда на место рухнувшей промышленности (вы помните лыжи «Сортавала спорт»?) пришла эксплуатация туристического потенциала. Тут надо заметить, что в последние несколько лет акцент в этом туризме перенесён с ностальгически-алкогольных туров граждан Финляндии, на наших соотечественников. Пару лет назад через Сортавалу пошли поезда на Москву, а в прошлом году в центре города, на ответвлении от железнодорожной трассы тут организовали специальный остановочный пункт для туристических поездов. По случайному совпадению, рядом с ним находилась кафешка, где я пообедал, так что свою прогулку я начал именно тут.


Вообще я думал, что на эту платформу приходят «Ласточки» из Питера, но оказывается, нет. В расписании - туристические поезда из Москвы и даже Нижнего. Хотя и не каждый день.


Указатель. Основное, зачем сюда едут, конечно, горный парк в Рускеале, но до неё ещё 33 километра, на поезде с настоящим паровозом. Хотя и сама Сортавала – весьма интересное и атмосферное место.


Вот только бы подкрасить и подлатать… Нет, подкрасили и подлатали тут за одиннадцать лет неплохо, но простор для работы остаётся ещё большой.


Главная улица Сортавалы – улица Карельская (по ней, собственно, платформа и названа). Много интересных домов стоит уже на ней. Псевдоготический дом издательства и типографии христианской литературы (готическая надпись Riisti ja Raamatu под круглым окошком обозначает «Крест и Библия»). Выстроен в 1914 году по проекту архитектора Вяйно Леандера. В советские времена тут тоже была типография, хотя уже нерелигиозная. Сейчас тут сидят государственные службы.


Православная церковь Николая Чудотворца напротив, одно из первых каменных строений Сортавалы, построена в 1873 году.


По Карельской улице вообще довольно много симпатичных деревянных домиков, прячущихся за серебристыми ивами.


Бывшее управление православной церкви Финляндии. После отделения Финляндии местная православная церковь получила тот самый томос, который наделал немало шума в последние годы уже на Украине. Правда, тут церковь была принята под опеку Константинопольского патриархата временно, «до улаживания проблем церкви в России». В 1920-е годы управление было перенесено из Хельсинки в Сортавалу, видимо, поближе к святыням Валаама. Ну а в 1931 было построено это самое здание. Смотрится весьма живописно, кабы ещё не уродливая грязная труба котельной, высовывающаяся на заднем плане.


«Дом со шприцем». Здание построено в 1936 году для Хельсинкского акционерного банка по проекту архитектора Рунара Финниля. Из-за светового плафона на крыше, напоминающего шприц, дом получил своё народное название и легенду, что здесь размещалась аптека. Но нет, аптеки здесь никогда не было.


Треугольный сквер, расположенный тут при финнах назывался Kauppatori, то есть, рыночная площадь, а теперь носит имя Кирова.


Местный арт-объект. Подобные «скамейки для примирения» сейчас есть почти во всех городах. Есть и в Сортавале, хотя сидеть на такой скамейке ИМХО неудобно. Ну, зато скульптура.


Пожалуй, мой любимое здание в Сортавале – Почтамт, бывший дом Банка Северных Стран, построенный в 1913 году в псевдоготическом стиле. На сей раз было на реконструкции.


Старое пожарное депо, одно из немногих зданий XIX века, 1888 год. По назначению, впрочем, давно уже не используется, но это тоже памятник архитектуры.


Один из самых красивых домов в городе – Дом Леандера, построен в 1905 году для помещения Народного Акционерного банка, но, кроме самого банка тут было несколько жилых помещений, в частности, квартира директора банка Оскара Леандера,  чьё имя дом и носит. В советские времена тут было отделение милиции. Сейчас тут, как видите, тоже банк, только Сбер. Что любопытно, лаконичная бетонная коробка далее была построена финнами в 1944 году как раз под полицию, но не успела она в новый дом въехать, как финнов отсюда выбила Красная армия.


Гостиница «Сеурахуоне». Кажется, что это что-то тоже из хрущёвских времён. Ан нет. Это дореволюционный финский конструктивизм 1908 года. Причём с реконструкцией 1939 года. Ну а в советские времена тут был Дом Офицеров.


А вот этого дома напротив, через Карельскую точно 11 лет назад не было. Дом Берга, точнее, его реплика. Сам деревянный дом, построенный в 1878 году, в 1976 году сгорел, не дожив до своего столетия (это увы, случилось со многими домами старой Сортавалы). 


В позапрошлом году по оригинальным эскизам восстановили бетонную реплику, где размещается кафе и магазин с бухлом.


Залив Вакколахти с причалами катеров. Здание на противоположном берегу – Сортавальская школа №1. Построена в 1929 году как народная школа, и в качестве школы использовалась всю историю до сегодняшнего дня.


Неоготическая Сортавальская женская гимназия 1911 года. В прошлый раз тут размещался Приладожский филиал Петрозаводского университета, но поскольку оный филиал (как и все остальные филиалы) к нашему времени приказал долго жить, сейчас тут находится муниципальная библиотека.


Соседнее здание не менее красивое – тут с 1910 года находился мужской лицей. Сейчас тут располагается так называемый «Сортавальский колледж», бывший сельхозтехникум.


Красивый дом, но снять его как следует с улицы не удаётся. Если отойти, то он прячется за деревьями, если подойти ближе, то он не влезает в кадр.


Уголок тихого провинциального города. Правда, гармонию несколько нарушают пробки – они в Сортавале совершенно жуткие. И не скажешь, что в городке всего 18 тысяч населения.


Мы опять на Карельской. Дом купца Сиитонена 1907 года. Ныне администрация Сортавальского района.  Из любопытного, раньше на башне был флаг Карелии. Теперь российский триколор.


Ещё один треугольный сквер, поменьше, с памятником рунопевцу. Поскольку площадь носит имя Вяйнемёнена, многие думают, что это его скульптура. Но не совсем – это памятник действительно существовавшему рунопевцу Петри Шемейкке из Суйстамо.


С другой стороны стоит ещё одно банковское здание 1915 года, используемое банком и сейчас. Обилие банков в финской Сортавале наводит на мысль, что это был не такой уж захолустный городок.


Дом Вегелиуса, построен в 1926 году для директора Банка Северных Стран Саломона Примуса Вегелиуса.


Вот такой уголок не то Питера, не то даже Москвы на берегах Ладоги.


Вообще, надо сказать, город, конечно, за десять прошедших лет облагородился, вставая из провинциальной разрухи. А уж сколько тут сувенирных лавок и кафешек открылось…


Район пристани, где должны скоро построить новый водный терминал. Бывший Береговой Амбар 1909 года, больше похожий не то на универмаг, не то на гостиницу. Сейчас тут бизнес-центр, а заодно, например, сидит пенсионный фонд. Не спрашивайте, как это сочетается.


Финские жилые дома начала XX века.


Дальний дом довольно любопытно выглядит и со двора. В частности, тут видно, что он был выстроен в 1907 году.


Вот такой рельеф с головой бульдога.


В общем, неоднозначные впечатления у меня остались по короткому визиту в Сортавалу. С одной стороны приятно, что город отходит от провинциальной разрухи и вспоминает своё лицо, и особенно приятно, что это на местных ресурсах, без участия соседней страны. С другой, получаются новые проблемы в виде заведомого перекоса на туризм или вот автомобильных пробок. А сияющиее лоском отреставрированные здания соседствуют с задрюченными хрущёвками или чем-то вроде той же трубы котельной.

Скоро ли попаду в Сортавалу ещё раз и смог рассмотреть городок с окрестностями поподробнее?

Комментариев нет:

Отправить комментарий