суббота, 5 ноября 2022 г.

Малакка

 Вдруг прилетел попугай и спросил:
— Вы знаете, что такое кукаляка?
© Г. Остер

А вы знаете, что такое Малакка? Нет, это не дочка Кукаляки и Мамурика. Надеюсь, что название на слуху. Вот пролив между островом Суматра и материковой частью Малайзии называется Малаккским. Между прочим, очень важный пролив, через который идут торговые пути из Европы и Передней Азии на Дальний Восток. А сама материковая часть Малайзии называется полуостров Малакка. Некоторые это тоже знают. Но уже не очень многие знают, что Малакка – это изначально город в устье одноименной речки, впадающей в море примерно на середине Малаккского пролива. Между прочим, считается самым старым городом материковой Малайзии. Само малайское слово «мелака», как и в случае с Ипохом, обозначает дерево, в данном случае не очень у нас известное плодовое дерево из экзотического семейства филлантовых, называемой в ботанической науке «эмблика». В XIV веке, в эпоху становления феодальных малайских государств, тут, близь устья реки, тогда называвшейся Бертам, остановился под этим самым деревом низвергнутый правитель Сингапура Парамешвара. Здесь на его глазах собаки загнали оленька, маленького тропического оленя величиной с кролика. Однако оленёк повёл себя довольно храбро и сумел сбросить обеих преследовавших его собак в воду. Изумлённый Парамешвара решил, что это знак свыше, тут основал свою новую столицу, которую назвал, по имени дерева, Мелака. Было это на рубеже XIV и XV веков.


В XV веке Маллака процветала. Арабские, китайские и индийские мореходы останавливались здесь, чтобы пополнить запасы продовольствия и пресной воды. Империя Минь, бывшая тогда не менее крупным торговым гигантом, чем современный Китай, основала в Малакке свой торговый пост, так что местный султанат (вскоре арабы занесли сюда ислам) пользовался определённым китайским протекторатом. Если на Пинанге китайцы появились, в основном, при англичанах, то здесь китайцы жили с момента основания города. В городе базировался сам адмирал Чжэн Хэ. Ткани, пряности, фарфор, сандаловое дерево, торговцы самых разных цветов кожи и языков. Естественно, всё это довольно быстро достигло ушей европейцев, а конкретно, португальцев, тогда осваивавшихся не только в Бразилии, но и на побережье Индии. Первые контакты были довольно гладкие, но памятуя о сложных отношениях иберийцев с мусульманами, нетрудно понять, чем всё закончилось. В 1511 году Малакка была взята штурмом. На холме над левым берегом реки Малакка поругальцы построили крепость, известную, как «А Фамоза», что переводится именно как «Знаменитая». 


Сейчас от крепости мало, что осталось. Главная её часть – Порту ди Сантьяго, Ворота Святого Яго.


Руины церкви Святого Павла. Португальцы мало что оставили после себя в Малайзии, но вот церковь по-малайски до сих пор называется «гережа», в коем слове нетрудно узнать исковерканное португальское «игрежа».


Пушка А Фамозы.


Португальское владение в Малакке сохранялось чуть больше века, и весь век колония выдерживала нападения со стороны султанатов по берегам пролива. А в 1641 году сюда с Суматры прибыли голландцы, выдавившие португальцев и установившие в Малакке два века своего правления. Эта могильная плита в А Фамозе относится уже к голландскому периоду.


Холм, на котором стоит А Фамоза сейчас занят музеями. Кстати, тут можно увидеть и часть доевропейской истории – дворец Парамешвары в традиционном малайском стиле.


К сожалению, это только макет, построенный в восьмидесятые годы прошлого века.


Ну, макет-не макет, а обувь снимать на входе надо. В Малайзии это бывает не так часто, а вот в Бирме или Таиланде необходимость снимать обувь на входе куда как чаще распространена.


Голландцы расширили и укрепили А Фамозу, которая теперь называлась Шлавенбург, крепость Рабов. У речки можно видеть выходящий к берегу бастион с пушками. Бастион называется Миддлбург, и он тоже восстановлен относительно недавно. Пушки, впрочем, действительно, голландские.


А рядом, у Морского музея, макет португальского галеона.


И вот такой макет водяного колеса из более давних времён.


У моста через речку имеется кольцевая транспортная развязка, в центре которой разбита клумба со скульптурами тех самых оленьков, возникновению которым обязана Малакка. Здание сзади – туристический информационный центр.


Такое красивое красное здание с таким некрасивым названием, обозначающим дословно «Государственный дом». Голландцы построили этот самый дом как офис губернатора. Сейчас в нём исторический музей, побывать в котором мне, увы, не довелось, хотя я даже купил билет за 500 рублей. Но оказалось, что сам Stadthuys закрыт на реконструкцию, и по билету я могу сходить в ряд филиалов типа музея образования и малайской литературы. Что, согласитесь, не столь интересно.


Вот этот мурал, насколько я помню, как раз у музея образования и изображает местных подвижников.


Интересный шпиль у Stadthuys’а, отдалённо напоминающий о церквях где-нибудь в Прибалтике. Но никак не о Малайзии.


Сердце исторической Малакки – площадь, которая называется Голландской (Dutch Square), а иногда, прикиньте, Красной! Вот и тут есть красная площадь, только она красная не в переносном смысле, а в самом прямом.


Церковь Христа, ранее Бовенкёрк, Высокая церковь. Ну вот кто скажет, что это Малайзия? На свой юбилей в сентябре, среди прочих, я устраивал гостям маленький конкурс: вывел четыре фотографии себя в четырёх странах. Первую (я на площади Тяньаньмэнь) было узнать очень легко, вторую (я у национальной ассамблеи Бразилии) потруднее, а третьей была фотка из Малакки. Конечно, угадать трудно, но на фото написано прямым текстом, где это. Всё равно никто не угадал. 


Собственно, тут мы переходим к следующему этапу истории Малакки, английскому. Англичане Малакку не завоёвывали, они её купили. В первый раз англичане прибрали Малакку к рукам во времена наполеоновских войн, когда Нидерланды были оккупированы Францией, но в 1818 году вернули хозяевам, которым уже через восемь лет обменяли Малакку на свои колонии на Суматре. Так Малакка вошла в состав Стрейтс-Сеттлментс, колонии в британской Ост-Индии, вместе с Сингапуром, Пинангом и менее известным Диндингом. При англичанах на Голландской площади возникла башня с часами, типичный английский элемент, который мы видели от Джорджтауна до Паранапиакабы. Ну и этот фонтан, носящий имя Королевы Виктории.


К северу от Голландской площади и холма с бывшей А Фамозой располагаются кварталы, куда при английской администрации селили индусов. Сейчас этничность кварталов несколько стёрлась, примерно там я и жил, но моей гостиницей владели китайцы.


Добро пожаловать в маленькую Индию.


Ну и вот вам на домике Ганеша между двумя свастонами. Что за листья подвешены над входом в дом, даже и не знаю. Какая-то индийская традиция явно.


А вот как устроен исторический центр Малакки, внесённый в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, в котором он с 2008 года делит позицию вместе с Джорджтауном. Города два, а памятник один. Сверху на схеме видно холм с остатками А Фамозы, под ним – Голландскую площадь, ниже – реку, ну а под ней большой Чайна-Таун. Но прежде, чем туда идти, пройдёмся на север вдоль реки (на схеме север будет слева).


Католическая церковь Святого Франциска Ксаверия. Не столь старая, воздвигнута в 1848 году, при англичанах.


Берега Малакки с набережной тоже ненавязчиво напоминают об амстердамских каналах. Тут почти нет парапета (не сичтать же таковым канат, протянутый на уровне щиколотки?), зато полно цветов.


Выходим из исторического центра. Цветочки, живописные мостики, фонарики.


Туристические плавсредства с самими туристами крейсируют по речке.


Здесь тоже, впрочем, есть исторические здания. В окружении бетонных коробок стоит церковь Святого Петра, старейшая римско-католическая церковь, сохранившаяся в Малайзии, воздвигнутая, как нетрудно понять, в 1710 году, когда отношения между Португалией и Голландией несколько потеплели после Войны за Испанское Наследство. До этого католикам в Малакке не разрешалось не только иметь храм, но отправлять католические обряды у себя дома.


Дом по соседству с церковью Святого Петра. Что там находится – неизвестно, но, скорее всего, он связан с церковью.


Ну и вот такой фонтан с современной скульптурой, видимо, символизирующей хождение Христа по воде.


На другом берегу реки примерно симметрично стоит вот эта мечеть Кампунг Хулу. Не очень обращает на себя внимание, но она тоже очень старая, одна из старейших в Малайзии, построена примерно в тот же период, в 1720-1728 годах.


Чайна-Таун в Малакке довольно обширен. Перейдя речку по мосту от Голландской площади, мы окажемся на ещё одной площади, правда, совсем небольшой, в центре которого стоит рекламный стенд с фигурой наверху. Фигуру меняют. Когда я был в Малаке, это был макет китайского кораблика, в этом году, судя по фото, там стоит фигура тигра.


Отсюда начинается главная улица Чайна-Тауна, Джалан Ханг Джебат, впрочем, более известная, как Джонкер Уолк. По сторонам полно дорогих гостиниц и ресторанов.



Не спрашивайте меня, что этот уголок Чайна-Тауна символизирует. Когда-то тут был просто пустырь между домами на Джонкер Уолк, теперь вот такой сквер.


Есть и другие улицы, более тихие, но не менее колоритные.


Более поздние наслоения.


Архитектура таких домов в путеводителях называется «сино-португальской». Не знаю, что тут португальского, но китайские дома в Джорджтауне напоминает.



Имеются и более пафосные поместья в викторианском стиле.


Джалан Туканг Эмас (улица Ювелиров), параллельная с Джонкер Уолк также известна, как Хармони стрит. Потому что на ней мирно соседствуют даосистские, мусульманский и индуистский храмы. Мечеть Кампунг Клинг с зелёными крышами, судя по названию, построена мусульманскими выходцами из Индостана.


Но есть тут и индуисты, как оказалось. Индусов в городе не так много, около 20 тысяч из полумиллиона населения. Храм Шри Поятха Мурти – старейший действующий индуистский храм во всей Юго-Восточной Азии.


Вход в китайский храм Ченг Хун Тенг, крупнейший китайский храм города, в котором практикуются сразу три религии: буддизм, даосизм и конфуцианство.


Храмовый дворик с фонариками, кумирнями и прочими прибамбасами.


Как же тут без Великих Драконов Китая!


Прямо напротив – ещё один храм, Сянь Линь Си, на сей раз, чисто буддистский.


О! Что, по мне, ещё гармоничного в улице Гармонии, так это то, что тут запрещено курить. От слова «совсем». Побольше бы таких гармоничных улиц.


Как и в Джорджтауне, тут тоже имеется свой стрит-арт. Не с таким размахом, конечно, но есть. Лошади.


Иногда стрит-арт вбирает в себя само здание, на которое нанесён. Вот этот «Орангутан хаус», насколько я знаю, художественная галерея.


Что тут написано, не имею понятия, но, наверное, то-то содержательное. Не «спартак-чемпион».


Несмотря на то, что исторические Малакка и Джорджтаун объединены в один общий памятник, эти города очень разные, и по внешности, и особенно, по духу. Подобное, кстати, было в Албании, где один памятник составляют очень разные Гирокастра и Берат. И хотя Малакка гораздо колоритнее, и тут сохранилось гораздо больше памятников от разных эпох, почему-то она мне понравилась существенно меньше. Вроде всё здорово, а что-то не так. Ну что ж, на повторный визит не претендую. На сём тему Малайзии можно закрыть, паче, когда я туда попаду ещё, я, честно говоря, не знаю. В мире слишком много мест более интересных.

Впрочем, всё может быть.


2 комментария: