суббота, 31 декабря 2022 г.

2022 фсё

В последнее время каждый новый год перекрывает предыдущие. Не успел мир отойти от ковидного кошмара, и бац! Новые новости. Ну, песенка про то, что «это был тяжёлый год, был он тяжелей, чем тот», она, как бы, каждый новый год актуальна. Но я вот сознательно ничего плохого писать про него не буду.

Война – это, конечно, очень и очень плохо. Поэтому я, точно так же как люди Запада, хочу, чтобы она поскорей закончилась. И точно так же, как все люди Запада, я хочу, чтобы она обязательно закончилась капитуляцией противников.

То есть, самих людей Запада. Разве не этого они ждут от нас и разве это не единственный выход из войны, который они допускают?


Ну а у нас впервые за много лет появилась надежда, что удастся покончить с этой неоколониальной пирамидой, начисто игнорирующей интересы стран, в неё не входящих (тех самых «джунглей» за пределами Боррелевского «цветущего сада»). Ну или хотя бы серьёзно её подвинуть. Не всё так гладко, даже среди нашей илито полно граждан, которые воспринимает всё происходящее, как какое-то недоразумение чисто субъективного cвойства, которое можно и нужно переждать, хотя бы в Израиле, а можно и на своём рабочем месте, просто вслух не высказываясь. Сколько такого народа в верхах – хрен знает. Я туда не вхож. На догадываюсь, что немало. Надеюсь, лёд всё же тронулся, и прощание России, а также мира, со «святыми девяностыми» и их последствиями будет окончательное.

На этом политическую часть своего выступления заканчиваю.

пятница, 30 декабря 2022 г.

Сто лет Родине

А ведь я собирался писать совсем про другое. Но календарь – штука жестокая, и ждать не будет. В аккурат сегодня исполняется сто лет с образования моей родной страны, Союза Советских Социалистических республик. Страны нет уже тридцать лет, и по чьему-образному высказыванию, я эти тридцать лет нахожусь в эмиграции, никуда не уезжая.

Конец, увы, был закономерен. Ещё в начале восьмидесятых, мы, шкеты на первом десятке лет жизни, идя из школы, на полном серьёзе рассуждали, что страна то катится назад к капитализму. И что при капитализме Союза не будет – его растащат по национальным норам. Да, недооцениваем мы способность детей анализировать окружающий мир.


В СССР, конечно, было много того, что можно вспомнить с ностальгией. Как бы ни ругали ту же пионерскую организацию, но, готовя презентацию к своему юбилею, с удовольствием заглянул в документы тех годов: грамоты и записи в школьных дневниках. Тогда, пожалуй, опыт общественной работы воспринимался, как тягость, но в результате я к девятому классу отлично знал, что я ненавижу чем-либо руководить, но вот в роли свободного художника чухаю себя великолепно. И это ещё не всё, собственно, моя биография во многом ковалась в Московском Дворце Пионеров на Ленинских горах, который сам является продуктом той самой пионерской организации.

воскресенье, 25 декабря 2022 г.

Почему Бразилия?

Ну а теперь маленькое последствие сентября. На свой пятидесятилетний юбилей на работе я делал презентацию с экскурсом по своей биографии, в особенности, тех вещей, которые мои коллеги не видели. Этот кусочек тоже был там, и прежде, чем стереть эти картинки с винчестера, я подумал, а почему бы не использовать их для блога?

Итак, почему, Бразилия. Причин, на самом деле, не так мало. Начать с того, что с самого раннего возраста я обожал рассматривать географические карты. Героиня книжки Ирмгард Койн «Девочка, с которой детям не разрешали водиться» говорила, что любит повторять вслух необычные имена и названия, от которых получает такое же удовольствие, как от пирожных. Я её очень даже понимаю. Кстати, возможно из-за этого у меня всегда хорошо шли иностранные языки. Вот и любил рассматривать старый затрёпанный атлас, вычитывая на цветных пятнах странные названия. Особенно вкусные названия были в Латинской Америке, а самые деликатесы – на территории Бразилии.

До сих пор какие-то струны в душе трогает городок на границе с Боливией под названием Гуажара-Мирин в штате Рондония. Хотя я сознаю, что в реале, скорее всего, это довольно пыльный населённый пункт с одно-двухэтажными бетонными домами на берегу реки с мутной водой.

Читать я начал очень рано, поэтому стандартная программа младших классов у меня была прочитана ещё до школы. В младших классах рулили Жюль Верн и Герберт Уэлс. Ну к подростковому возрасту, когда как раз должна была подойти очередь приключенческой литературы, я перекинулся на книги о путешествиях и иноземной природе: «Мир животных» Акимушкина, Даррелл, Ганзелка и Зикмунд, дневники Перси Фоссета… С другой стороны – донна Роза Д’Альвадорес из Бразилии, где в лесах много диких обезьян. Странно, но почитателем бразильского футбола я отнюдь не являлся. Не забудем также и рабыню Изауру, которую как раз классе в девятом показали по Центральному телевидению. В общем, смесь была обширная и вполне гремучая. Ну а детонатором, который привёл её в движение, стали две открытки, до поры до времени тихо лежавшие в ящике в шкафу.


Открыток вообще в том ящике было довольно много. В основном старые советские с произведениями искусств. Как-то от нечего делать я в них залез, и обнаружил, что кроме картин из музея Пушкина там имеются старые открытки с черно-белыми фотографиями из европейских городов. Открытки явно пережили пересылку, на них были марки и текст написанным ровным мелким почерком, адресованный моему прадеду Владимиру Знаменскому. Кажется, отец пояснил, что эти открытки посылал ему его брат Александр, учившийся в Кронштадте на морского офицера. И судя по всему, посылал он их из учебного похода вокруг Европы в 1910 году. Кронштадт, Киль, Инвернесс, Брест (не белорусский, а тот, что в Нормандии), Виго, Неаполь, Пирей, турецкий Мармарис – по датам я довольно легко восстановил его маршрут. Дальше – больше. Потом я заметил, что некоторые открытки написаны вовсе не по-русски, а на каком-то романском языке, хотя тоже мелким и ровным почерком, но другим. Да и датированы не 1910, а 1902 годом. Большая часть из них была из Реймса во Франции, но на эти я внимания не обратил. Зато сразу обратил внимание на две открытки из Рио де Жанейро от некоего Фернандо Монтенегру.

вторник, 20 декабря 2022 г.

Филиппинское заключительное

Про дорогу домой могу рассказать мало что, хотя она и была долгой. В Москве я задержался на три дня, встретился с парой старых знакомых, сходили с сестрой во вьетнамское кафе (мало, видать, за месяц риса ел!), наконец, доехал до пасмурного сумеречного Петрозаводска, в который окунулся, как в холодную воду. Что поделать, надо привыкать, тепла теперь уже ждать до весны. По счастью, солнце уже на днях повернёт на лето. Ну, раз рассказать нечего, можно подвести итоги.


Карту было нарисовать довольно сложно, поскольку на сей раз маршрут лежал по разным островам и прерывался морскими просторами, которые приходилось преодолевать на паромах. Гуглокарты по умолчанию этого не понимают и всё норовили провести маршрут через иные точки, а иногда и просто не рисовали. Пришлось собирать картинку по кусочкам, а паромные переправы нарисовать пунктиром от руки. Не считая Манилы, посещено шесть (с Мактаном – семь) разных островов, объезженных в разной подробности. Что-то удалось, что-то не очень получилось, что-то получилось, но погода могла быть и получше. Хотя в целом на погоду особенно нечего жаловаться, но на итоговые впечатления она, ей-богу, повлияла. Теперь по традиции рейтинг посещённых мной мест.

воскресенье, 11 декабря 2022 г.

Воскресенье в Маниле

Бронируя гостиницу в переулках Пасая я не знал, насколько удачным окажется этот опыт. В Пасае я уже жил перед отлётом пять лет назад, но немного в стороне. А так точку у Пасая, где смыкаются 1 и 3 линии наземного метро Манилы, и откуда я направлялся в аэропорт, который ещё в паре километров южнее, я проскакивал чисто транзитом, пешком ли, на машине ли. Честно говоря, она производила на меня впечатление жуткого шалмана. Такого столпотворения, я, пожалуй, нигде в Маниле и окрестностях не видел. Две станции метро, торговые площади, окружённые палаточной торговлей, сливающиеся потоки транспорта, несколько уровней пешеходных переходов, бомжи, побирушки… но хоба! Сворачиваешь в переулок и попадаешь в совсем другой мир, чистый, зелёный, спокойный и доброжелательный. Утром ещё и тихий.


Да, я несколько раз поминал «столовые», в которых привык завтракать, теперь показываю, как они выглядят: прямо на тротуар открываются столы со снедью в мармитках под стеклянными крышками и котлах. В котлах справа — супы, как правило, в мармитках — жареные и тушёные мясо (курица, свинина, рыба, иногда жареная колбаса) и овощи (как правило, баклажаны, стручковая фасоль, тыква, или вот сегодня ел знакомый уже по Бразилии чайот). Просто тычешь пальцем в то, что тебе нравится, его тебе и накладывают на тарелку. Риса на раздаче, как правило, нет, его выдают на тарелке по первому требованию «...и один рис, пожалуйста!» Стоит такой завтрак в пределах ста рублей. С утра всё свеженькое, вкусное. Впрочем, несколько раз я ужинал в таких столовых, и без каких-либо последствий.

суббота, 10 декабря 2022 г.

Замыкая круг

К утра дождь закончился и даже проглянуло синее небо в облаках. Хуже, что вещи мои так и не высохли. И рубашка, и шорты, и даже рюкзак были ощутимо влажные. Закидывая его на плечи, я прикинул, сколько килограмм к багажу добавит влажный рюкзак. В восемь утра вышел на улицу, попробовал поймать такси, но на удочку клюнул только один чувак в жёлтой аэропортовской машине, который что-то делал в соседнем отеле. Пытался запросить с меня двести рублей.
«Двести, сэр, потому что...»
-Потому что что? До аэропорта отсюда четыре километра максимум. Меньше десяти минут езды.
В общем, развёл его на сто песо. Но я как бы знал, что такси на Мактане должно ехать по счётчику, и до аэропорта — песо 90. Надо ли говорить, что у этого гаврика счётчик в машине был выключен. Ну ничего, доехал. Прошёл секьюрити. В отличие от Манилы, где регистрация на рейс идёт исключительно через терминал, тут пришлось постоять в очередь на стойку. Прошёл второе секьюрити где у меня отобрали бутылочку воды. Ну да, не положено. Но я сам расслабился — эта бутылочка уже прилетала со мной из Манилы в Илоило, и тогда на неё никто внимания не обратил.
Потом почти два часа ждал посадки на самолёт — похоже, борт где-то задержался. Взлетели минут на сорок позже расчётного. Внизу видна бирюза Мактанского пролива, Мактан справа, и Себу слева.


Круг замкнулся, я в Маниле. В Маниле, вопреки прогнозам, было пасмурно. Но зато не жарко. Нас долго продержали в самолёте, наконец, нашли, видимо, свободные автобусы, через которые высадили. Так что багаж получил быстро, вышел из терминала, и пошёл в гостиницу пешком, паче, забронировал я её опять поближе к аэропорту. На сей раз я даже не дошёл до станции метро. Ну да про гостиницу завтра, возможно, чуток подробнее. Пока скажу, что ожидал гораздо худшего. После чего переоделся и поехал гулять в центр.

пятница, 9 декабря 2022 г.

Седьмой остров

 Ну что ж, можно помаленьку подводить итоги. За двадцать четыре дня на Висайяс я посетил шесть островов: Панай, Гимарас, Негрос, Сикихор, Бохол и Себу. А вот сегодня я фактически   приехал на седьмой. Остров Мактан, тот самый, вождём которого был поминавшийся пару постов назад Лапу-Лапу, разгромивший Магеллана. Большую часть острова занимает пригород Себу, который так и называется, Лапу-Лапу. А ещё в этом пригороде находится аэропорт Себу, собственно, благодаря которому я тут и оказался. Вылет в Манилу у меня завтра, в пол-одиннадцатого утра, так что, дабы не пороть с утра горячку, я решил переночевать поближе к аэропорту.

-А что, ребят, - вопрошал я моих гостиничных менеджеров в Себу. -Как оно проще до Мактана добраться?
Девочки разинули ротики и посмотрели на мальчика. Мальчик засопел.
«Ой, это сложно, сэр. Проще всего взять такси. Это где-то триста песо выйдет».
В том, что у меня выйдет триста песо, я сомневался. Цену в две тысячи с хвостиком я уже видел. Пока в интернете. Иностранцев здесь разводят не хуже, чем в Маниле.
«А если на джипах, то это минимум с двумя пересадками, и я не скажу, где именно их надо делать». В общем, не выпендривайтесь, сэр, езжайте на такси, как сэрам и положено.

Ну, по факту, пересадки хватило бы и одной. Я уже знал, что местные микроавтобусы в Лапу-Лапу идут от SM-City молла. Тем более, мне надо было пока не в аэропорт. Ну, мальчик, возможно, хороший, но советчик из него так себе. Вчера, придя с ночного рынка на Колон-Стрит, я обнаружил, что у меня в мышке сели батарейки. Спросил у него, где сейчас можно купить новые, тот почесал репу, и сказал, что на Колон-Стрит. Откуда я только что пришёл. В итоге батарейки я купил в 7-Eleven напротив, а на Мактан проехал за 35 песо. Как? Сейчас расскажу.


Дело в том, что гораздо ближе SM-City с его автостанцией, к центру Себу находится порт. В который я приплыл с Бохола. Так вот с третьего причала этого порта ходят очаровательные морские трамвайчики на Мактан. Туристы ими, как правило, не пользуются, поскольку и от аэропорта, и от прочих достопримечательностей Мактана их пристань на островке находится довольно далеко, но как раз к барангаю, где я собирался поискать ночлег, пристань находится довольно близко.

четверг, 8 декабря 2022 г.

Ещё Себу

Ну что ж, хорошо бы, конечно, было выбраться опять на природу, но я не провентилировал, как это сделать, да и погода с утра была не столь замечательная, как вчера. Пошёл прогуляться к северу от центра, вдоль бульвара Президента Осменья. Хотя эта часть города, как я видел на картах в музее, была построена уже в XX веке, здесь имеются кое-какие следы колониального периода, в частности вот этот фонтан на круглой площади в окружении торговых центров и гостиниц.


Бульвар через пару километров утыкается в здание капитолия провинции Себу. Сам капитолий почему-то был закрыт. Хм.

среда, 7 декабря 2022 г.

Папонт в Себу

Очередная смена декораций, шестой по счёту остров, куда я приплыл вчера с Тагбиларана. Себу. Ключевое место для становления Филиппин в том виде, в каком мы их знаем. Город Себу — первая столица Филиппин. Ну да про это чуть ниже. А также — один из самых больших городов страны, собственно, самый большой на Висайяс, около миллиона населения. Отсюда и примечательности, и проблемы. Я неспроста стараюсь избегать больших городов, и в башку уже приходило, что стоило бы провести побольше времени на Бохоле, а назад вылетать прямо из Тагбиларана, ну да всё к чему-то пригодится. Может, разве что стоило визит сократить до одного дня, ибо чем заниматься завтра, я ещё не знаю.

Ещё из неприятностей, сегодня заклинило зум на объективе фотоаппарата, видимо, вылетел разболтавшийся винтик в механизме. Хорошо, что это произошло в самом конце путешествия, когда всё самое важное уже отснято. Снимать, впрочем, можно и теперь, хотя и не так удобно. Ну а список вещей, которые по приезду надо будет ремонтировать, вырос ещё на одну позицию.


Себу встретил известным набором большого города: плохим воздухом, беспорядочным дорожным движением, толпами граждан, бомжами на обочинах и завышенными ценами на гостиницы. Ну да не пугайтесь, ничего этого я вам не покажу. Гостиницу за приемлемую цену с игривым названием Honey Hunt House я нашёл. Тут не так уютно, как было в Тагбиларане, но тоже хорошо работает вайфай, и в душе есть горячая вода. Жалко только, на шестом этаже, где мой номер, напор воды вечером вообще никакой. Но помыться всё-таки возможно. Снизу — моя гостиница, сверху — вид из моего окна.

воскресенье, 4 декабря 2022 г.

Папонт в Анде

А вот и пропуск посерьёзней. Нет, дело вовсе не в том, что в Анде не оказалось интернета. Всё было несколько хуже. Вечером, после поездки на Шоколадные холмы я что-то неважно себя почувствовал. Засаднило носглотку, начало знобить… Ну, думаю, сейчас померю температуру, узнаю, что всё нормально… 38,4. Мать-мать-мать. Попаниковав немного, понял, что завтра ни в какую Анду я не поеду. И возможно, послезавтра. Накачался таблетками и лёг спать. К утра было 36,9, но в течение дня поднялось опять до 38. При этом чувствовал я себя вполне хорошо. Даже аппетит не пропадал. Утром второй ночи температура опять пришла в норму. Ну, обсудил ситуацию со своими женщинами… В общем, второй раз продлевать гостиницу в Тагбиларане я не стал. Позавтракал, сходил, прикупил кое-чего в аптеке, собрал вещи, да поехал на автовокзал. Забегая вперёд, скажу, что два следующие дня прошли вполне успешно, температура днём держится нормальная, к вечеру несколько поднимается, но сон уже нормальный. Носоглотка прошла, но воспаление спустилось в горло. Надеюсь, через несколько дней быть в норме.


Городок Анда на крайнем юго-востоке Бохола, куда я приехал, известен как местный курорт. Мне его представляли, как «уединённое и очень красивое место». Красивое — да, но вот про уединённое уже не совсем правда. Ещё в моём путеводителе, изданном в 2015 году, сказано, что сюда надо ехать с пересадкой, сперва на автобусе до городка Гиндульман, а потом там на рынке брать местную «моторилью» - мотороллер с двухскамеечным кузовом, эдакий гибрид туктука и джипни-малтикэба. Ну так это вот уже не актуально. Сюда ходят прямые, как минивэны, так и большие автобусы. Чего их раньше не пускали — не знаю. Ехать теперь чуть более двух часов вместо четырёх.

четверг, 1 декабря 2022 г.

Шоколадненько

Сегодня была, пожалуй, одна из самых примечательных вылазок моего вояжа. На Шоколадные холмы — там называется серия безлесных холмов, напоминающих шоколадные трюфеля в долине между городками Кармен и Батуан на острове Бохол. Пожалуй, этот геологический памятник — самый известный символ Бохола, превосходящий по популярности даже долгопятов.  В памятники ЮНЕСКО вот, правда, они пока не попали, хотя с 2006 года находятся в предварительном списке. Про эти холмы написал в своём путеводителе даже Сергей Жаров, при том, что он до них явно не доехал.


А доехать туда оказалось довольно легко. После завтрака с утра попытался поймать джипни… точнее, малтикэб, тут двухскамеечный транспорт, не имеющий в основе старого джипа, называется малтикэбом, опять не поймал и опять пошёл на автовокзал пешком. На автовокзале надо повернуть налево, там, где останавливаются салатовые автобусы South Star, и сесть на любой, автобус, на трафарете которого фигурирует город Кармен, в качестве конечного или промежуточного пункта. Отправляются таковые, судя по частоте встречных машин, каждые 10-15 минут. Далее просто объясняете кондуктору, чтобы вас высадили у Шоколадных холмов. Расстояние там порядка шестидесяти километров, ехать чуть более полутора часов, за счёт того, что часть пути проходит по живописному лесному серпантину. Проезд в ноябре 2022 года стоит 90 песо.