Последний день в славном городе Канди я потратил на то, что вообще-то собирался потратить первый день. На исторические достопримечательности самого Канди, из которых, в первую очередь, выделю храм Зуба Будды. Крупные буддистские храмы (особенно, относящиеся к течению тхеравады часто имеют какие-то патронирующие реликвии, годится как волос или зуб, так и какой-то предмет, принадлежавший воплощению Будды. В пагоде Шведагон в Янгоне таковых, например, сразу несколько. На Цейлоне таковым является зуб, принадлежавший самому Будде, ну а местный храм в Канди является главным буддистским храмом всей страны, опережая по статусу даже древние пагоды Анурадхапуры.
В Канди имеется так называемый священный город, выгороженный на окраине города XIX века, включающий в себя кроме храма Зуба, ещё несколько монастырей поменьше и бывший королевский дворец. Всё это занимает несколько кварталов, обнесено металлическим забором и охраняется по периметру полицией. За забор проход через пункты досмотра, каковые у нас сейчас организуют на вокзалах, за ними надо сдать обувь в гардероб (такое слово тут применимо?) и купить билет за 2000 рупий. Но внимание: билет проверят только на входе в храм. То есть, формально, за забор можно пройти бесплатно, и даже не разуваясь.
Сам храм довольно компактен. По сути это сооружение с внутренним двором, к которому пристроена с одной стороны, восьмигранная башня, а с другой — ещё один зал. Во втором зале ничего особенно интересного нет, это новодельный храм, построенный на тайские деньги. Башня куда интереснее, в ней стоит несколько золотых статуй Будд, а в стеклянных шкафах по стенкам — древние рукописи в тысячи листов. Увы, снимать в башне нельзя.
Но главное — это всё-таки это сооружение с внутренним двором, накрытым сверху золочёной крышей. В нём стоит деревянный сруб, с воротами, украшенными скульптурой, чеканкой и слоновыми бивнями. А перед дверями, за канатом стояли четыре музыканта в туземных одеждах: три с барабанами и один с дудкой, издававшие довольно однообразную мелодию. Такого я ещё нигде видел, хотя был во многих храмах.
Сами реликвии, обычно, гражданам недоступны, они вообще замурованы где-то в ступе. Но вот зуб Будды хранится в священном ларце, который в определённые часы выносится и демонстрируется (ларец, конечно, а не сам зуб) публике. Ну, мне это было не столь интересно. Но я проошёл с толпой по лестнице на второй этаж. Мама моя рОдная, я даже не знаю, кого там больше: зевак-туристов или верующих с подношениями. Кто с фотоаппаратами, кто с телефонами, а кто — с цветами кувшинок. Отдельное внимание — гражданам, медитирующим, сидя по стеночке. В тхераваде вообще считается грехом направлять босые ступни к святыням. А тут смотрю, многие сидят, ноги вытянули и ни капли не смущаются.
Женщины обмывают подношения Будде в фонтанчике во дворе.
При храме есть ещё музей мирового буддизма. Для меня было любопытно припомнить знаковые сооружения, которые я уже видел в других странах, Бирме, Вьетнаме и Таиланде, например. Почему-то ничего не было про буддизм в Монголии и России.
Вдоволь нагулявшись по священному городу, пошёл искать точки, с которых можно снять красивые панорамы. Конечно, удобнее всего, в этом плане — склоны гор на южной стороне озера. Там я довольно быстро нашёл смотровую площадку.
Храм зуба Будды сверху. Тут хорошо видна его золочёная крыша.
Ну а после чашки чая с кусочком бананового кекса, выпитого в кафе при фирменном магазине чая в центре, я зашёл на рынок, пообщался с торговцами пряностями и пошёл на вторую точку — холм с изваянием Будды, который хорошо виден из центра города (см, например, первое фото в данном посте). Обычно, туктукеры возят туда своих жертв, но ИМХО туда не так трудно забраться и самостоятельно. Подъём, хотя и довольно крутой, но небольшой. А дорога легко находится по пёстрым буддистским полотнищам на столбах вдоль неё. Будда с холма вблизи. К тому времени уже натащило каких-то туч.
Вечером в последний раз поужинал в чайном домике и прогулялся вдоль озера, послушав барабаны, доносящиеся их храма священного зуба. Хотя кто знает, возможно, я ещё сюда вернусь меньше, чем через неделю. Но завтра — очередная смена декораций. Поднимаюсь выше в горы.
Я смотрю, люди там довольно таки упитанные - тощих нет?
ОтветитьУдалитьМного риса едят, наверное ))))
УдалитьА пирамидки благовоний они там тоже жгут в храмах?
ОтветитьУдалитьЕщё как жгут. И хорошо нам знакомые "вонючие палочки" тоже )))
УдалитьА сколько по времени длилась вся поездка?
ОтветитьУдалитьТочнее, не так спросила... Если поездка ещё продолжается и посты выходят в режиме реального времени, то сколько запланировано пробыть в тех местах.
ОтветитьУдалитьДа, это путевые заметки онлайн, я именно на Шри-Ланке и именно там, откуда последний пост, сегодня - в Нувара Элии )))
УдалитьЕсли под "теми местами" имеется в виду вся Шри-Ланка, а не какая-то её часть, то поездка рассчитана на четыре недели, с 13 ноября по 11 декабря.
Снимаю шляпу! Для меня такая продолжительность - нечто запредельное!
Удалить