Сразу дисклеймер: я не говорю, что Шри-Ланка – это плохо или хотя бы что мне там не понравилось и т.д. Во-первых, речь идёт сугубо о моих субъективных ощущениях. Ну а во-вторых, моих ощущения – это результат моего же опыта путешественника. Вообще Шри-Ланка – это круто. Это богатая история, это древняя самобытная культура, это разнообразная и опять таки богатая природа, это солнце-пляжи-фрукты, это весь джентльменский набор. Но вот Филиппины меня задевали за живое, а Шри-Ланка – нет.
Да может, кому-то кажется странным сравнение Шри-Ланки с Филиппинами вообще? Ведь какой смысл сравнивать две весьма разные страны? Я к таким сравнениям приходил только, разве, если две страны явно связаны друг с другом, ну, типа, Чехия и Словакия. Но на самом деле, что-то глубинное в этом есть, и дело не только в том, что на Филиппинах я был в прошлом году. В пару они встали ещё в 2017 году, когда я решал куда поехать весной, и купил тогда два путеводителя, по Шри-Ланке и по Филиппинам. Тогда выбор был в пользу Филиппин. В прошлом году опять я рассматривал, в первую очередь, в качестве кандидатуры места отпуска, Шри-Ланку, но тогда в свете экономического кризиса на Шри-Ланке я посоветовался с аборигенами, и те меня ехать на Цейлон отговорили. В итоге обстоятельства опять вырулили на Филиппины.
Ну так вот если начать сравнивать Шри-Ланку с Филиппинами по пунктам, сравнение будет не в пользу Филиппин. Природа на Шри-Ланке гораздо богаче. Здесь есть океан, здесь водятся слоны и леопарды, здесь всё в порядке. Про историю уже не говорю: у Шри-Ланки древняя история, тут тысячи лет стояли древние храмы, пока на Филиппинах голозадые дикари мочили Магеллана. Культурная самобытность тут тоже гораздо выше: тут полно памятников и буддизма, и индуизма, тут есть собственная письменность (даже две), тут традиция поэзии, архитектуры и изобразительного искусства насчитывают тысячи лет. На Филиппинах – в лучшем случае, наслоение времён испанских колоний.
Какие-то вещи провисают, но столь драматично. Кухня, например. Инфраструктура на Филиппинах развита чуток получше, это наследие периода Маркоса (того ещё, не нынешнего), когда Филиппины были одной из наиболее зажиточных стран Азии. Хотя, например, железные дороги на Шри-Ланки развиты не в пример лучше. Ну или пляжи. Не, на Ланке тоже есть хорошие пляжи с бархатным песком, но на Филиппинах ИМХО пляжи круче.
А вот не торкает. И из-за этого, в частности, придётся отказаться от рейтингового расположения мест. Ибо в рейтинге я могу показать чёткого аутсайдера, а вот с лидерами уже напряг. В душу ничто не запало. Так что придётся обзор сделать по хронологии посещения.
Тот самый аутсайдер – это, конечно, Коломбо. Я вообще не люблю большие города с их толчеёй и грязным воздухом, тут имеет значение ещё и местная дороговизна, на которую накладывается сверху ланкийское фирменное стремление слупить с иностранцев побольше. Они же все там богатые. Может помните, у нас в девяностые примерно так же было. При этом интересного то в городе не шибко много. Историческая застройка частично снесена, а частично закрыта для посещения (как президентский дворец, например). Хромает и музейный сектор, который, впрочем, я, как следует, и не рассмотрел из-за того самого неадекватного ценообразования. Не, может, там всё и неплохо, но даже по размеру музеи существенно уступают своим коллегам из Манилы. Где по воскресеньям бесплатный вход. Инфраструктура, при этом, развита довольно отстойно. Хреновый транспорт, слаборазвитый общепит, и прочая, прочая, прочая. Ничего не скажу за преступность, но город слабо приспособлен для длительного пребывания. Приехать и уехать, пока он тебя не утомил.
Анурадхапура – интересное проникновение в древность, первая столица Цейлона. Древние храмы разной степени сохранности и руины дворцов (вот от светских сооружений мало что сохранилось). Вообще интересно, но чего-то не хватает. Ну и на этом тоже слаборазвитая инфраструктура и стремление слупить денег с иностранца.
Джафна – город не туристический и аттракционами не изобилует. В общем, тут делать особо нечего. Но это центр тамилов острова, соответственно, центр индуистской культуры. Рекомендуется просто для ознакомления с атмосферой южной Индии. Кому-то на это хватит дня, а кто-то может и застрять надолго. Истории не так много. Даже недавней – библиотеку Джафны, с которой началась гражданская война в 1980-е годы уже снесли и перестроили. От колониальных времён, а, тем более, от времён средневековой Джафны почти ничего не осталось. Но можно погулять по берегу лагуны, поесть фруктов и посмотреть на скульптуры богов в индуистских храмах.
Дамбулла – небольшой, в общем-то городок, и там смотреть, кроме пещерного храма, и нечего. Храм интересный и красивый, но на его осмотр хватит пары часов. Ну, ещё много дешёвых фруктов, пожалуй, такого ассортимента я и не видел.
Сигирия – весьма приятное место, которое можно было бы даже назвать глушью, кабы туда не ехали стада туристов, на которых уже наслоилось всё то же стремление слупить денег, где только можно. До сих пор памятна лепёшка с сыром и помидорами за триста рублей в местном ресторане. Но зато свежий воздух, звери и птицы. Тут можно зависнуть не только любителям древности, для которых есть тридцатидолларовые руины на скале, но и любителем природы.
Канди – последняя доколониальная столица, город, к которому я даже за четыре дня как-то прикипел. Есть исторические и не только памятники, в радиусе нескольких десятков километров много природных достопримечательностей. Довольно хорошо развитая инфраструктура – Канди, кажется, единственное место, где у меня проходили все платежи по карточке. Из минусов – довольно запруженный народом и неуютный центр. Во всяком случае, днём и по вечерам. Впрочем, пару сотен метров в сторону – и где-нибудь на берегу озера атмосфера уже совсем другая.
Нувара-Элия. Возможно, оставила бы лучшее впечатление, если бы во время моего там пребывания было бы меньше дождей. Фичей места является его высокогорное (ну, в местном масштабе «высоко-») положение. Городок находится у подножья самой высокой горы на Шри-Ланке на высоте 2000 метров, из-за чего тут весьма умеренный климат, ну а это, в свою очередь, сделало его типичной «горной станцией» для английских колонизаторов. Достопримечательности – викторианская архитектура и многочисленные чайные плантации. Так-то оно так, но вот чайных плантаций по горам тут вообще много, а викторианские виллы, по большей части находятся в частной собственности, и для посещения закрыты. Некоторые при этом просто заброшены. Неоднозначное место, но имеет своё положение в спектре ланкийских локаций.
Элла. Ну, вот, пожалуй, основной претендент на моего фаворита. Чудесное место, чтобы погулять несколько дней по горам, посмотреть водопады, чайные посадки и горные вершины. При этом неплохо развитая туристическая инфраструктура и умеренные цены. Хотя и тут на туристах пытаются нагреваться тоже.
Галле – тоже очень достойное место. Весьма атмосферный голландский форт, в который не проникает шумный и тесный азиатский город. Бонусом – океан с пляжами и неплохо развитая инфраструктура. Буквально за бухтой – излюбленная русо-туристо Унаватуна. Тут можно и днём погулять, и особенно – вечером.
Бентота. Не являюсь поклонником пляжного отдыха, но с этой точки зрения место вполне достойное. Есть отличный пляж с мелким бархатным песком. Глубина, правда, тоже очень и очень мелкая. Но для того, чтобы валяться на лежаке, изредка отходя к морю, почти идеально. Мешают только торговцы речными сафари и полубродячие собаки. От собак можно спрятяться, отойдя подальше от посёлка. Больше делать, в общем, нечего. Эдакое Варадеро вери-вери-лайт.
Описывать достоинства и недостатки всей Шри-Ланки в целом часто тоже невозможно, ибо недостатки являются продолжениями достоинств, и наоборот. Так что можно говорить, скорее, о фичах. Несомненным достоинством является дешевизна места, тут даже дешевле, чем на Филиппинах. За гостиницы в девяти из десяти местах я платил не больше 3500 рупий – то есть, тысячи рублей. Набор удобств, конечно, был ограниченным, где-то не было кондиционера, где-то был общий санузел, почти нигде не было завтрака, но меня с моими методами путешествий это мало смущало. Единственное исключение – Коломбо, где в первые две ночи мне пришлось платить примерно по 4750 рупий, а в последнюю ночь – вообще 6150. Ну, я ж говорил, что Коломбо неоправданно дорог.
Вся поездка стоила примерно как и в прошлом году, с учётом просевшего курса рубля. Авиабилет на trip.com стоил 53 тысячи (год назад столько же), пребывание «там» обошлось в 600 долларов (год назад – 800) плюс около 9 тысяч по карточке. Тысяч шесть рупий наличными осталось. Итого в рублях около 110 тысяч. А, да. Ещё забыл про 60 долларов, которые пришлось уплатить за визу, кою сделали бесплатной через две недели после моего въезда.
Что там было год назад, во время кризиса, остаётся догадываться. Приходилось читать, что когда рупия рухнула (в путеводителе 2015 года доллар стоил 130 рупий, сейчас я обменивал баксы по 323 рупии), а цены ещё не выросли, всё стоило вообще копейки. Сейчас цены выросли в рупиевом эквиваленте примерно в три раза, но всё равно невысокие. Карточкой UnionPay Россельхозбанка я платил гораздо активней, но всё же не очень много. Срабатывала она примерно в 80% случаев, главным образом, в сетевых магазинах и ресторанах. Само гадство, что она не работала в кассах музеев, на что я рассчитывал.
Еда обходилась вообще дёшево, но, как я уже говорил, пища была отстойная. В силу каких-то причин общепит на Шри-Ланке вообще развит довольно слабо. По сравнению с теми же Филиппинами, тут почти нет, например, сетевого фаст-фуда. На Филиппинах имеется несколько национальных сетей, типа «Джолиби», «Чао Кинг» или «Манг Инасал», тут даже и общераспространённых почти нет. Есть «Пицца Хат» и «Домино Пицца», в крупных городах встречается KFC, в Коломбо есть несколько «Макдоналдсов». Недорогие едальни работают только в дневные часы и имеют категорически скудный рацион. Завтракать, в итоге, мне приходилось в сетевых пекарнях типа «Оук Рей» (в Канди) или «Перера энд Сонс» (в других местах). Сам завтрак составляли два-три пирожка с мясом, овощами и яйцом, и чашка автоматного чая с молоком. Но зато опять дёшево – 100-150 рублей. Вот с ужинами (основной приём пищи в моём случае) было уже хуже. Питаюсь я, в основном, в заведениях, рассчитанных на местных, а таких, как я уже сказал, в Шри-Ланке весьма мало. И то, что есть, имеет весьма скудный ассортимент. Они то уже привыкли есть рис с карри, а вот я, пожрав оное три первых дня решил сделать перерыв, и этот перерыв продолжался до конца поездки. Остальная кухня включает жареный рис/рисовую лапшу/лепёшки роти/коту-роти (те же лепёшки, но измельчённые в клёцки и обжаренные с соусом) с овощами/яйцом/курицей/рыбой, нужное подчеркнуть. И да, считается, что ланкийская кухня острая, поэтому я поначалу просил сделать «нот спайси», но потом плюнул, ибо это было совсем пресно, а «спайси» оказалось вовсе не «спайси-спайси-спайси». Нет то же коту-роти я нашёл вполне съедобным, но дальше зависело от места. Где-то это было вкусно, а где-то приходилось давиться тестом. Поесть за разумную цену индийской еды (хотя по скудности она весьма сходна с ланкийской) или фиш-энд-чипс мне удалось только в Элле. Ну и рассчитанные на туристов дорогие рестораны с морепродуктами на побережье. Но не сказать, что свежие креветки «только из лагуны» были лучше того, что я ем размороженным дома.
Про проблемы с алкоголем я уже упоминал, но это меня беспокоило мало, хотя отсутствие доступного заменителя ужина в виде пива сперва смутило. Но ничего, пережил. Пива и дома попью.
Вот с фруктами, пожалуй, было хорошо. Лонганов, правда, не было (не сезон, видно), рамбутаны были дорогие (местные тоже божились, что не сезон, хотя на Филиппинах год назад сезон был на всю катушку), зато изобилие сортов манго, какого я никогда не видел, различающиеся и по размеру, и по вкусу, и по цене. Мелкий сладкий «Виллард» по 150 рупий за кило или огромные жёлтые «ТиДжей» по 850-1000 рупий и больше. Ещё был сорт с зелёной кожурой и ярко-шафрановой мякотью, который сперва мне не понравился (видимо, не совсем дозрелые плоды попались), но к концу поездки я его распробовал.
Обратной стороной ланкийской дешевизны являются попытки местных слупить денег с иностранцев на чём угодно. Билеты для иностранцев дороже, чем для местных, это ладно, но их стараются влупить вообще везде. Вот есть в Нувара Элии прямо рядом с автостанцией садик под названием «Квин Виктория Гарден». Милый садик с цветочками и фонтанчиками. Если ты не местный – плати за вход 500 рупий. Или влезаешь ты гору Элла Рок. Влез на вершину, там смотровая площадка, но чтобы на неё выйти, надо забашлять ещё 900 рупий. 500 рупий – это плотный завтрак, а на 900 уже можно и поужинать. Я, конечно, подобные попытки посылал лесом, но впечатление они несколько портили.
Многие отмечают неадекватность повышенной цены для интуристов. К примеру, на Львиную скалу в Сигирии билет стоит 30 долларов. Не раз приходилось читать, что не стоит оно тридцатки. Собственно, там только скала, на которой есть фундаменты какого-то сооружения, не то дворца, не то монастыря, огромные львиные лапы у лестницы (сама мега-статуя льва не дожила), ну и ещё фрески, которые нельзя фотографировать. Но тут надо учитывать, что надо как-то регулировать поток туристов, ибо на ту же лестницу, ведущую на скалу, можно единовременно запустить ограниченное число народу. Высокие цены несут ещё и такую функцию. В Анурадхапуре билет для посещения археологических сайтов, разбросанных по большой площади, стоит 25 долларов. Этим пользуются ушлые местные, которые проводят туристов в храмы задними входами за меньшую сумму. И, слава КПСС, что они не сделали в этом году платным (15 баксов!) вход в форт в Галле. Ну, тут хозяева магазинов и ресторанов в форте возбухнули, ибо они-то сразу поняли, в сколько раз упадёт турпоток, а с ним – их выручка.
Да, с ценами на Шри-Ланке есть ещё она любопытная фича. Официальное название страны – «Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка». Я-то не придавал особого значения слову «социалистическая», тем интереснее было узнать, что цены (во всяком случае, на товары, реализуемые в магазинах) тут регулируются государством. На первых порах, не найдя в магазине ценника, я спрашивал продавца, сколько это стоит. Продавец смотрел куда-то на товар и называл цену, но я сперва не придал этому значения. Заподозрил неладное я через пару дней в Анурадхапуре, когда с утра купил в супермаркете литровую бутыль воды, которую к середине дня выпил. За водой пришлось зайти в маленькую деревенскую лавочку. Ну, думаю, тут вода будет раза в полтора дороже, ну да хрен с ним. Но нет. Вода стоила ровно столько же, сколько в супермаркете – 120 рупий за литр. Тут то я и обнаружил, что цена отпечатана прямо на упаковке, вместе с датой производства и сроком годности. Такое я видел до этого только на Кубе, ну, и естественно, в советские отроческие годы у себя в стране. Цена на бутылке воды.
На шоколадке.
На бутылке спиртного.
Транспорт оставил также неоднозначное впечатление. Шри-Ланка – страна довольно компактная, и длинных переездов у меня не получалось. Самый длинный переезд был около шести часов. Ночных автобусов, посему, я не брал, да их, в общем, почти и нету на месте. Почти все автобусные перевозки осуществляются одной компанией, SLTB (Sri Lanka Transport Board), как междугородные, так и пригородные, и городские. Больше того, все маршруты в стране имеют одну сквозную нумерацию, впрочем, осуществляемую по не очень понятному принципу. Так маршрут 02 вообще ходит из Коломбо в Галле, но некоторые автобусы почему-то идут дальше, в Матару. Маршрут 31 ходит между Бадуллой и Матарой. Но я ехал на нём до Галле. Таких примеров до хрена. В интернете есть списки этих маршрутов, но весьма неполные. Ну и что самое неприятное – это отсутствие где-либо опубликованного расписания. Его нет ни в интернете, ни на автовокзалах, нигде. Вот с таким я не сталкивался вообще нигде в мире. Проще, конечно, когда автобусы на маршруте отходят каждые полчаса или час. Но на некоторых маршрутах они идут два-три раза в день (тот же 31-й, например). Весьма неудобно, когда ты, приехав в пункт А, не знаешь, можно ли будет уехать оттуда в пункт Б, и если можно, то во сколько. Правда, у меня в итоге всё решилось благополучно, хотя я в особенные трущобы не залезал.
Железные дороги. Шри-Ланка – редкая страна Третьего мира, где железные дороги есть, и активно используются для пассажирского движения. Вообще в своей практике путешествий, не считая Европы, я ездил поездом, кажется, дважды: в Малайзии из Ипоха в Куала-Лумпур, и во Вьетнаме из Ниньбиня в Донгхой. На Шри-Ланке поездом ездил четыре раза. Тут расписание есть, хотя и не всегда соблюдается, но его, по крайней мере, можно посмотреть в интернете. Хуже другое. Билетов на поезда продают не по числу сидячих мест, а столько, сколько продадут. Особенно это заметно на третьем классе (конечно, самым популярном у местных), вагоны которого набиты постоянно, от точки отправления до точки прибытия. Но нет гарантии и во втором классе: два из четырёх раз я попадал в ситуации, когда едва влезал в вагон. По идее, билет мой был действителен весь день, так что я мог уехать по нему и следующим поездом, но следующий поезд может быть уже часов через пять. Ну а что до первого класса, так он просто не во всех поездах есть. Я лично думаю, что поездов просто не хватает, особенно на главной линии, идущей из Коломбо через Канди в горы. К сожалению, вопрос об учащении движения упирается в серьёзную перестройку всего железнодорожного хозяйства, включая, в частности, строительство второго пути. Сомневаюсь, что Шри-Ланка сможет что-либо тут изменить в ближайшем будущем.
В целом, тем не менее, повторюсь, что я проехал весь намеченный маршрут без особых задержек. Полоннаруву пришлось, правда, исключить, но не думаю, что это такое большое упущение. Поеду ли ещё? Возможно, хотя среди кандидатов на повторное посещение Шри-Ланка у меня явно не на первом месте.
Ну а подробности уже как получится.
С удовольствием читала все путевые заметки. Самой никогда не получается писать в пути, только дома, осмыслив всё... Выходит как некое послевкусие.
ОтветитьУдалитьСтрана очень заинтересовала, даже нашла в ЖЖ человека, который туда ездит на 3 зимних месяца с семьёй (работает там на удалёнке), постит обычную жизнь в окружении аборигенов, варанов и белок пальмовых (у вас милое фото такой было). Правда, у него в основном фото, а я люблю теХст почитать. Спасибо, что именно описанием жизни и путешествия баловали читателей:))
Спасибо! Надеюсь, не утомились за целый то месяц )
УдалитьПутевые заметки и пост-поездочные репортажи - это разные жанры, и я практикую, как те, так и другие. Но когда дойдёт до репортажей о Шри-Ланке - не знаю.
С сообществом наших экспатов на Ланке я пересекался в Фейсбуке в процессе подготовки поездки, но оно мне, опять-таки не очень понравилось. В филиппинском атмосфера почему-то приятней. К тому же там, кроме советских людей, обретающихся на Филиппинах активно участвуют и филиппинцы, учившиеся в России или просто увлекающиеся Россией.