понедельник, 16 декабря 2024 г.

Марокканское заключительное

И вот уже больше недели, как я вернулся от фиников и апельсинов к родным снегам и пятичасовому световому дню с солнцем где-то за тучами. Пришла пора расставить точки под ! в путевых заметках.


В общем и целом, впечатления весьма благоприятные. Уж чего-чего, а колорита в Марокко хоть отбавляй. История и культура вполне имеются, как и живая природа, да и неживая тоже. Горы, море (да что море, океан!) – всё в наличии. Правда ж, не тропики. Погреться от души не удалось, хотя в Марракеше я было расслабился тёплым летним вечером 10 ноября, но уже в Эс-Сувейре пришлось надеть ветровку, штаны и ботинки, а в горах Шефщауэна вообще и до двадцати градусов не достигало. Более того, к моему отъезду в начале декабря было уже ощутимо свежее, чем после моего приезда в начале ноября. Не тропики, нет. Но погода стояла, в основном, солнечная, хотя солнце и регулярно садилось в облака. Зато сколько замечательных закатов, и даже рассветов я там снял! По-моему, нигде у меня больше не было.


Во-вторых, что хочется отметить, страна всё-таки мусульманская, хотя, с другой стороны, и не очень. Так получилось, что это вторая мусульманская страна, в которую я попал в этом году, после Узбекистана, и вторая, которая «не очень и мусульманская». Но вот они «не очень мусульманские» как-то по разному. В Узбекистане спокойно ставят скульптуры, изображающие людей и животных, в том числе и памятники. В Марокко вся скульптура только абстрактная – суннитский ислам не одобряет изображение живых существ. Зато в Марокко прямо на стенах полно стрит-арта с изображением и людей, и животных. Влияние Европы, которая тут совсем рядом, за Гибралтарским проливом. Раздельных купе для мужчин и женщин в поездах нет, да и вообще половая сегрегация не выражена. А женщина в парандже вполне может соседствовать с девицей в обтягивающих джинсах и с голыми плечами. Про европейских туристок уже не говорю.

С алкоголем туговато. Нет его продают, и даже производят, есть и своё пиво, и своё особенное «серое» вино, которое происходит аж из древнеримских времён, и которое, кроме Марокко, нигде вообще не делают. С дистиллятами вот туго, ну да ладно. Но торговля спиртным только в специальных магазинах, которые, как правило, находятся при крупных супермаркетах (например, французском Carrefour). Выглядят они, слава КПСС, не как на Шри-Ланке, решёток там нет, и бутылки получают не из рук продавцов, а снимаешь сам с полки, но всё равно расположены в подвальных помещениях, и даже называется они почему-то Cave, то есть, «Пещера». Там местные троглодиты закупаются пивасом втридорога, а также какой-то буроватой бурдой в литровых бутылях. Что это было такое, я так и не узнал. И да, эти самые «пещеры» есть, в основном, в крупных городах: я их посещал в Марракеше, Рабате и Фесе, а когда захотел попробовать серого вина в марокканской столице виноделия Мекнесе, оказалось, что там немногочисленные «пещеры» находятся в торговых центрах где-то далеко на окраинах. В центре вино можно отведать только в ресторанах ценовой категории намного выше того, чем пользуюсь я. Так я серого вина и не попробовал, хотя подозреваю, что это гадость.

Кухня местная весьма понравилась, прежде всего, жаркое в таджинах: керамических или металлических толстостенных тарелках с конической крышкой, обеспечивающей какую-то особую циркуляцию воздуха для тушения содержимого: овощей, курицы, говядины, козлятины, рыбы, морепродуктов… эх, сколько я их разных перепробовал за четыре недели! Местные шашлыки славные, но бесхитростные, в шашлыках нашего Кавказа всё-же основополагающим являются хитрые маринады, а их в Марокко почему-то не особо используют. Ну, рыба на гриле само-собой. Славные в Марокко и супы: бобовый, харира (из нута с крупой, но в том варианте, который я ел, вместо крупы была вермишель), и особенно – «рыбный суп», фактически овощной суп-пюре с морепродуктами. Свежевыжатые соки – тоже вещь. Ну и замечательный набор кондитерских изделий. А какой в Марокко хлеб! Культура выпечки тут явно на высоте. Ну и отдельная песня – марокканский чай с мятой. Иногда обычный зелёный чай, иногда настой свежей вербены, с обычной перечной мятой, но почему-то казалось, что вкуснее чая я не пил никогда-никогда. Особенно, когда это пьётся из маленькой стопочки, куда наливается из поднятого над столом почти на метр металлического чайничка с кривым носиком.


Язык. Да, английский здесь бесполезен. Сейчас его проходят в школах, но у 90% познания заканчиваются на ду ю спик инглиш? Куда популярней французский, очевидно, и телевидение тут французское преобладает. Но тут уже у меня были проблемы. Сформулировать то простую фразу официанту или кассиру я мог, но вот надо было ещё воспринять то, что тебе говорят, а с этим было гораздо хуже. Слегка отдохнул я в Тетуане и Шефшауэне, где в ходу испанский язык, а так приходилось общаться "на немецких знаках".  

Самое большое неудобство – страна, конечно, недешёвая. Причём цены продолжают расти и сейчас. То, что электричка из аэропорта в Касабланку ещё недавно стоила 42 дирхама (то есть, 420 рублей), а сейчас стоит 60 (это ж дороже «Аэроэкспресса» в Москве с его мягкими сиденьями и вайфаем!), я обнаружил сразу. А вот ездил я в Волюбилис, ориентируясь на информацию от человека, который там был в апреле этого же года. «Гран-такси» в Мулай-Идрис тогда стоило 10 дирхам, а сейчас – 12. Так же автобус в обратном направлении стоил шесть дирхам, а стал семь. Но это то мелочи, самое неприятное, вход в Волюбилис был 65 дирхам, а через полгода стал 100. В полтора раза.

Очень дорогими были гостиницы. В стандартную для себя цену 15 долларов (150 дирхам) я уложился только в Шефшауэне, где номер был без особых удобств, к тому же в нём было довольно прохладно (вот где пригодились взятые с собой «на всякий случай» шерстяные носки, термокальсоны и водолазка). Да 160 дирхам стоил номер в Фесе, но тут номер был упакован телевизором, холодильником, конлиционером и даже сейфом, и даже включал завтрак, так что фактически, он был дешевле. В Марракеше, Эль-Джадиде, Касабланке, за ночь приходилось платить 2500 рублей. Да ещё практически все гостиницы нельзя было забронировать, поскольку на booking.com они требовали банковскую карточку в качестве гарантии оплаты, а платежи с российских карт Union Pay букингком не принимал. Самое гадство в том, что карту то при брони они требуют, но вот принимать платежи по карте на месте наотрез отказываются. Бронировал гостиницы заранее я только в Тетуане и в том самом Фесе. Ну да для меня это обычная стратегия, я вообще редко бронирую гостиницы заранее, так что тут было не страшно.

Еда, в принципе, не дорогая, хотя и не очень дешёвая. Завтракал я на 15-20 дирхам, 50-70 уходили на ужин. Плюс по мелочам, в основном, на воду. Цены в супермаркетах близки к российским, даже несколько повыше. В значительной части ситуацию с ценами портят, конечно, традиционные связи с Францией и Испанией, где тоже всё параллельно дорожает, и на туристов из которых они ориентируются. В Эс-Сувейре на рыбном рынке я поел морепродуктов на гриле за сто дирхам: «А что, это ж хорошая цена!» Ну да, для француза морепродукты за десять евро – это копейки. А вот для россиянина ужин за тыщу рублей – уже дороговато.

Общественный транспорт тоже по примерно российским расценкам, организовано всё хорошо: автобусы связывают большинство важных туристических центров, а самые крупные города соединены железной дорогой. Есть государственная компания СТМ и государственная же Supratours, которая отвечает за железные дороги, но в некоторые из мест, где их нет, гоняет и автобусы. Мягко, удобно, по расписанию. В гостинице в Фесе местными железными дорогами восхищались пара из Венгрии: «Ну, по сравнению с Венгрией тут вообще класс!»

Пара слов об актуальной для россиян теме банковских карт UnionPay. С ними, как и на Шри-Ланке, в Марокко нет проблем. И, как и на Шри-Ланке (а также в Узбекистане, на Филиппинах, и так далее) есть одно большое НО. Тут просто мало где можно платить картами в принципе. Из не самых дорогих мест, конечно. UnionPay, Visa, MasterCard, российские, американские, французские – неважно. Картой я платил исключительно в супермаркетах Carrefour, а также в кассах железной дороги и СТМ. В ресторане за четыре недели мне удалось расплатиться картой один (!) раз. Даже на Шри-Ланке было с этим проще. А это значит, надо снимать наличные в банкомате. Не в любом, но найти банкомат, где принимают UnionPay, совсем нетрудно. Ну а тут понятное западло: на снимаемую сумму падает 35 дирхам комиссии от банка-владельца банкомата да плюс 50 юаней (65 дирхам) от родного Россельхозбанка. То есть, на каждую снятую сумму получается около тысячи рублей комиссии, и это надо учитывать.

В итоге четырёхнедельная поездка встала мне примерно в 500 долларов и плюс около 50 тысяч рублей, проведённых через карту (снял я с неё 3800 дирхам, остальное заплатил по безналичному расчету). С деньгами на авиабилеты и прочими мелочами получается где-то 150 тыр. Недёшево, но рубль продолжает падать, лучше уже будет навряд ли.

Ну и напоследок – традиционный рейтинг посещённых мест, которых, на сей раз было ажно десять.

На последнем месте – Мекнес, которому фатально не повезло. Когда я был в нём, там была масштабная реконструкция, затронувшая почти все исторические объекты этого «марокканского Версаля». А выхода на поле для гольфа, в которое был превращён бывший дворцовый сад, я так и не нашёл. Хотя именно в медине Мекнеса был тот самый закат на террасе ресторана с аистом и самым классным стаканом чая. Но буду откровенен: я не уверен, что когда-либо ещё побываю в Марокко, а если таки да, заеду таки в Мекнес. От Марракеша это желание явно сильнее.

На девятом месте – Касабланка. Самый крупный город Марокко, но по атмосфере наименее марокканский. При этом инфраструктура туристическая там развита так себе. Архитектуру двадцатого века в центре, а также мечеть Хасана II можно рассмотреть за один день. В общем, я изначально собирался остановиться там и на последнюю ночь, но в итоге перекомпосировал планы на куда более приятный Рабат.

На восьмом месте – Эль-Джадида. Не самый примечательный приморский городок, в котором даже есть памятник ЮНЕСКО, португальская крепость, но и там особо смотреть нечего. И тут тоже проклятья в лице дорогих гостиниц и вообще слабо развитой инфраструктуры, даже магнитика оттуда я не привёз. Ну а так марокканская провинция с душевными людьми, с которыми я пообщался не без удовольствия.

На седьмом месте – Мулай-Идрис. В чём-то похож на Эль-Джадиду, только ещё дальше от столиц. Есть примечательные объекты, но смотреть особо нечего. Ну, если не касаться Волюбилиса, куда можно выбраться и дневной вылазкой из Мекнеса. Инфраструктура так же слаба, но так-то место тоже провинциально-душевное.

Шестая позиция – Шефшауэн. Тут нет никаких особых исторических и архитектурных изысков, но есть популярный туристический аттракцион, и надо сказать, весьма атмосферный. Три дня я там провёл с удовольствием. Плюс – дешевизна (по марокканским меркам), минус – холод (тоже по марокканским меркам). Ну в рейтинге Шефшауэн упал во многом, во-первых, из-за того, что тут туристов как-то ну очень много, а во-вторых из-за назойливых дистрибьютеров травки. Они попадались и в других городах, но тут их просто как-то через край.

Пятое место – Тетуан. Место, несомненно, колоритное и атмосферное, но не самое впечатляющее. Как раз для середины рейтинга.

Четвёртое место – Марракеш. Парадокс: вроде и туристов тут полно, и город развитый, но почему тут такие дорогие гостиницы? Городской колорит, имеющий розово-охристый оттенок, сразу бросается в глаза. И вот именно тут у меня остались ощущения, что это место я осмотрел в недостаточной мере, Марракеша мне не хватило. Если доведётся в Марокко, то в Марракеш надо будет обязательно.

Бронзовая медаль – у Феса. Главный соперник Марракеша, как в моём рейтинге, так и по всей марокканской истории. По степени развитости инфраструктуры, впрочем, Фес заруливает Марракеш всухую, гостиниц недорогих тут полно, рестораны тоже довольно дешёвые, ну вот автовокзал СТМ и вокзал железнодорожный разве что далековато находятся. И всё же по соотношению цена/качество Фес вне конкуренции. Ну и, конечно, масштабы здешнего старого города. Медина Феса вообще казалась чем-то огромным, так что я был удивлён, померив её в Google Planet, и узнав, что её площадь всего три квадратных километра! Думал, что тут какая-то ошибка, но в англоязычной википедии нашёл ту же самую цифру: 800 акров, 324 гектара. Ну а так, конечно, по переулкам Феса можно блуждать часами.

Серебро у Эс-Сувейры. Почему-то приглянулась мне эта сумрачная крепость на скалах над Атлантическим океаном. Прибой на рифах, огромное число чаек в рыбном порту, аргановое масло, которое давят прямо на улицах, а также ленивые кошки – это всё осталось в сердце. Плюс цены по марокканским меркам довольно низкие.

Ну и на первом месте – нынешняя марокканская столица, Рабат. Говорят, что столицей она была выбрана, как компромисс между Фесом и Марракешем. Но в тоге переплюнула их обоих. Здесь, как и в Эс-Сувейре есть океан, прибой на рифах, старая крепость, но при этом сам город удивительно светлый, как его историческая часть с белоснежной касбой и маяком, так и новая «европейская» с домами в стиле модерн. А есть ещё и современная архитектура, небоскрёб Мохаммеда VI над рекой Бу-Регрег, и большой оперный театр. При этом удивительно уютная атмосфера, так что именно тут я себя почувствовал вполне дома, и даже оправляясь домой, в Россию, вместо Касабланки, остановился в Рабате, чему и был рад.

Ну а подробности – уже потом. Иншаллах, как надо говорить в мусульманских странах, обсуждая свои планы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий