На выходных, в порядке повышения культурного уровня, ознакомился я с новомодным мультфильмом, обладателем «Оскара» 2025 года, латышско-французско-бельгийской лентой «Поток». Ну, вообще «Оскар» - это не первая его награда, так что прибалтийские СМИ, которые мне регулярно вываливает в ленте Фейсбука, от этого мультика уже месяца два громко кончали. Один приз, потом другой, потом ещё гран-при какого-то фестиваля на станции 101 километр, потом «Оскар», потом вообще оргазм. Сразу было видно, что это достижение, какого вся Латвия не знала никогда, и вполне возможно, знать больше и не будет. Котика из этого фильма начали рисовать на стрит-артах, и не только в Латвии. Я уже лазил в киноархив своего интернет-провайдера ещё в начале шумихи, но его сразу не нашёл. Оказалось, что просто он там фигурирует под русским названием «Течение», а так есть уже давно, так что все, кто хотел, с ним уже ознакомились. Очень кстати, а то прокат этого фильма в России латыши запретили. Ну, не имеют возможности нагадить по крупному, гадят согласно своим масштабам. Впрочем, один хрен, в кинотеатр бы я на это навряд ли бы пошёл, так что спокойно посмотрел у пиратов. Не задумываясь о том, что мне это смотреть нельзя.
О чём этот фильм? Да ни о чём! ©«Весёлые ребята» 1980-х в пародии на «Кинопанораму»
Просто в течение часа с хвостиком группа животных на лодке спасается от нового Всемирного Потопа. Который внезапно начинается, и внезапно же заканчивается. Людей в фильме нет совсем, хотя есть куча их следов. Котик-главгерой живёт в доме скульптора, который ваял исключительно самого кота в разных позах и масштабах. Сам скульптор куда-то исчез, и, судя по всему, не так давно, всё выглядит так, будто он только вышел. А вот город, в который заплывают на лодке герои, выглядит уже так, будто его забросили много лет назад. Отсутствие людей никак не объясняется, видимо, это одна из гениальных находок фильма. Мне это уже что-то напомнило, но что, я сперва не понял.
Набор животных тоже довольно странен. Кроме котика и группы собак (собаки все породистые), тут есть южноамериканская капибара, мадагаскарский лемур и африканская птица-секретарь со странным альбинизмом. Место действия фильма остаётся тоже загадкой: с одной стороны, там растут и плодоносят бананы, с другой – бывают полярные сияния. Вероятно, ещё одна гениальная находка. А, ещё был в высшей степени странный кит с шипами и выростами, не то доисторический, не то вообще инопланетный. В какой-то момент мне показалось, что эти надыбанные произвольным образом твари символизируют Евросоюз, который тоже сейчас плывёт в лодке без вёсел куда-то в неизвестность, ну да это ассоциации уровня рассматривания форм в облаках, плывущих по небу.
Кто-то из критиков писал, что это фильм о дружбе, но никакой дружбы я там не увидел. По сути, животные просто просто куда-то пассивно плывут, непонятно куда и зачем. К каким-то странно выглядящим горным пикам, которые мне опять что-то напомнили. Всё это под заунывную медитативную музыку. Весь сюжет можно было уложить минут в 20, но это растянуто на полтора часа. Так что для детей фильм слишком затянут и зануден, но вот с учётом музыки, он, пожалуй, понравится взрослым любителям средств по расширению сознания. Я к таким не отношусь, так что фичи не оценил.
Может там были какие-то изобразительные изыски? Да нет. Авторы зря пытались придать животным натуралистичности, ИМХО весь фильм её зачатки только портили ощущение, ибо, в общем, особой натуральности не получилось, просто была псевдонатуральная искусственность. К чему, к примеру, было делать птиц-секретарей белыми? А их ещё сделали и стайными. Вообще поведение животных в фильме было, по крайней мере, странным.
По картинке. В целом, графика на уровне компьютерной игрушки двадцатилетней давности… А, ну понял, что она мне напоминает. Была ажно в 2001 году такая польская игра-квест Schizm. У нас её называли «Щизм», но уже потом я узнал, что правильным русским названием должно было быть «Схизма». Ну, хорошо хоть, не «Пшизм», так её тоже называли, памятуя об её польском происхождении. Игра довольно занудная, но с весьма колоритной мистической атмосферой. Там два героя высаживаются на некую далёкую планету, которая тоже выглядит так, будто её разумные обитатели только что куда-то вышли, зато куча странных органических технологий, напоминающих того самого шипастого кита. А ещё обширные морские и воздушные пространства, странного вида горные пики, вечный закат (или рассвет?) и медитативная музыка. Четверть века назад я эту игру так и не прошёл. Ещё раз я пытался её пройти лет через десять, но и тогда попытка не увенчалась успехом, просто позаценивал саму странную атмосферу постапокалипсиса. Вот от фильма «Поток» у меня ощущения очень похожие.
За что же ему дали «Оскара», я так и не понял. У меня главное объяснение – просто соперники в этом году были неудачными. Так получилось, что из пяти полнометражных мультфильмов, номинированных на «Оскар», я посмотрел четыре. Одного, впрочем, уже после «Потока». «Головоломка-2», отсмотренная ещё по осени, меня абсолютно не впечатлила – сугубо вторичная штука после первой части, которая сама, во многом, повторяет сериал 1990-х «Голова Германа». Про новую полнометражку «Уоллеса и Громита» я писал в микроблоге, тоже слишком явное паразитирование на классических старых фильмах серии. Больше всех приглянулся «Дикий робот» от «Дримворкс», но и этот трогательный, в общем, фильм тоже состоит насквозь из фабульно-персонажных голливудских штампов. Сколько уже было этих фильмов и о воспитании чужого ребёнка, и о внедрении пришельца из цивилизации в чужеродную дикую среду, и о появлении чувств у механизма. Но из четырёх вариантов я бы, пожалуй, выбрал именно этот.
Почему-то выбрали всё же «Поток-течение». Ну что ж, вероятно, сие тоже загадка из серии куда исчезли из мира мультика люди, и куда плывут на лодке животные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий